Урок русского языка в 10 классе "Правописание окончаний"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Дубровная Светлана Анатольевна

Урок "Правописание окончаний склоняемых частей речи (имени существительного, имени прилагательного, причастия)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание окончаний

     Цели: представить учащимся систематизированные правила написания  окончаний склоняемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, причастие); преодолеть прогнозируемые затруднения в правописании падежных окончаний существительных; отработать умения различать окончания существительных, относящихся к разным склонениям; формировать навыки культурной и грамотной речи; воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости;

     Оборудование: тематические таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные карточки, листы контроля.

Ход урока

    А. Обобщение изученного о склонении имён существительных.

 1. Какие правила отражает данная таблица?

                         1                              2                                   3

Р.п.                –и                                                                  -и  

Д.п.               –е                                                                  -и

П.п.               –е                              -е                                 -и

     (Учащиеся рассказывают о распределении существительных по склонениям и правописании падежных окончаний)

     2. Историческая справка о склонениях и падежах в праславянском языке (выступление подготовленного учащегося).

     3. Как появилась известная вам таблица?

Задание. Просклоняйте существительные с ударными окончаниями и сделайте вывод.

                         1                                   2                                   3

Р.п.         земли, страны                                                        глуши

Д.п.         земле, стране                                                         глуши

П.п.       о земле, стране               коне, окне                       глуши

Вывод: в соответствии с морфологическим принципом в безударных окончаниях пишем то, что определили в сильной позиции: о поляне, на яблоне; на ясене, на фестивале; в гавани, на площади.

       Исключения: все существительные на –ия (линия, Лия), -ий (гений, кий), -ие (селение, терпение).

В д.п.: к линии, Лии; в п.п.: о линии, Лии, гении, кии, селении, терпении.

      Существительные ср.р. на –мя (бремя, время, знамя…) и сущ. м.р. путь – разносклоняемые:

     Тв.п.: бременем, временем, знаменем, путём;

     Р.п., д.п., п.п.: бремени, времени, знамени, пути

     4. Отработка алгоритма.

 Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании.

 Возле дорог.., по дорог.., у деревн.., в деревн.., на ёлк.., на ел.., в тетрадк.., о тетрад.., на площадк.., на площад.., погоны на кител.., ноты на роял.., в постельк.., на постел.., в пустын.., на пустош.., на лекци.., в аудитори.., был на лечени.. в санатори…

     5. Задание. Запишите существительные в форме предложного падежа.

Суховей, гербарий, галерея, аллея, хвоя, бой, кий, река Бия, дочь Юлия, брошь, улей, иней, поднебесье, сияние, ветошь.

     

       Б. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

      1. Проанализируйте запись на доске. Есть ли ошибки?

                            Я была в одном старом городе,

                            Жестоко раненном городе,

                            Выжившем, выросшем, помолодевшем,

                            Новый красивый наряд одевшем.

                  (В.Тушнова)

(Учащиеся убеждаются, что все окончания написаны правильно: в городе (каком?) выжившем, выросшем, помолодевшем, одевшем).  

Вывод о приёме проверки падежных окончаний прилагательных и причастий.

      2. Задание. Списать текст, обозначив графически орфограмму.

      Наступивш..  незаметно  летняя  ночь  окутала  усталую  землю  темнотой  и  поко..м.  Мы сидели  на  крыльц..  дачн..  домика  и  искали  на  небе   первую  ярко засветивш..ся  звезду. Запах  белой  сирен.. , пышно  распустивш..ся  в  нашем  саду,  опьянял, а  диск  полной  луны,  показавш..ся  из-за  облачка,  рождал  мечты.

     В. Культура речи.

 Задание. О или А в окончании? Записать слова, выделив окончания.

    -Полюшко, горлышко, зёрнышко, горюшко, гнёздышко, письмишко.

Вывод: имена сущ. ср.р. – окончание О.

- Зорюшка, долюшка, головушка, судьбишка, мелочишка, травушка, мыслишка, коровушка.

Вывод: имена сущ. ж.р. – окончание А.

- Умишко, городишко, человечишка, соловушка, хлебушко, заводишко, домишко, муравьишка.

Вывод: имена сущ. м.р. одушевлённые – окончание А, неодушевлённые – О.

     Г. Рефлексия и подведение итогов.

   - Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились?

   - Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения?

 Оцените работу друг друга (в парах).

 

     Домашнее задание. Составьте связный рассказ о правописании имён существительных, прилагательных, причастий. Запишите план и примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

   Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе".

Урок русского языка в 6 классе по теме:   "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе". ЦЕЛИ:    - закрепить умения учащихся проверять правописан...

Урок русского языка по ФГОС 5 кл Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Тема урока: «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»Базовый учебник:  русский язык  5 класс в 2-х частях  под ред.  А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёв...

Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."

Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.....