Рекомендации для родителей подготовительной группы 2 неделя апреля "Праздники нашей страны - День космонавтики"
консультация (подготовительная группа)
В рекомендациях для родителей размещается:
Минимальный словарь по теме недели
Формирование слоговой структуры
Пальчиковая гимнастика
Координация речи с движением
Лексико-грамматические игры и упражнения по теме недели
Развиваем связную речь
Художественная литература и иллюстративный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnaya_gruppa_aprel_2_nedelya_na_sayt.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПРАЗДНИКИ НАШЕЙ СТРАНЫ –
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ»
СЛОВАРЬ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Существительные: космос, звезда, планета; ракета, полет, корабль (космический); спутник; телескоп; Земля, Луна, Солнце, луноход, космонавт, скафандр, шлем, старт, посадка, комета, метеорит, созвездие, станция, космодром, невесомость, астроном, Гагарин Юрий, Терешкова Валентина…
Прилагательные: яркий; космический; мощный; солнечный, лунный, земной, звездный, искусственный (спутник)…
Глаголы: вращаться (земля), взлетать, стартовать (ракета); осваивать, запускать, летать, падать приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать…
Наречия: быстро, медленно, громко, тихо.
Антонимы: далеко-близко, улететь-прилететь, темно-светло, высоко-низко, взлететь-приземлиться, быстро - медленно.
Словообразование:
– прилагательных от существительных (космос – космический, звезда – звездный);
– приставочных глаголов (взлетать, прилетать, улетать, летать);
– существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (звезда, звездочка);
– прилагательных от наречий (быстро, быстрая);
– сложных слов (луноход, телескоп).
Подбор родственных слов: звезда.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: корабль – косимческий.
2. Образование множественного числа существительных. планета - планеты.
3. Согласование числительных, местоимений. наречий с существительными. Один шлем, мой скафандр, много звезд.
4. Предложно-падежное управление.
(Винительный. Предложный)
Куда полетим? (предлог «на»: на Луну, на Марс).
О чём рассказ? (предлог «о»: о космосе, о звездах).
Что увидим в космосе? (Луну. звезды, спутники).
ФИЗМИНУТКА «КОСМОНАВТ»
Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)
ФИЗМИНУТКА «КОСМОДРОМ»
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету)
Мало времени для взлёта, (марш на месте)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс)
Поклонились вправо, влево, (наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться).
Упражнения и игры по теме:
1. Упражнение «Подбирай, называй» на подбор определений и глаголов.
Планета, какая? – круглая, большая, космическая и т.д.
Космонавт, какой? – смелый, сильный, здоровый и т.д.
Солнце, какое? – яркое, круглое, лучистое и т.д.
2. «Один – много» (множественное число): спутник – спутники корабль — … космонавт — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — …
3. «Есть – нет» (родительный падеж): космонавт – нет космонавта спутник – … корабль — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — …
4. «Посчитай»: одна ракета, две …, три …, четыре …, пять …. один космонавт, два …, три…, четыре…, пять…
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Например:
далёкий — близкий тесный — ... большой — ...
улетать — ... высокий — ... взлетать — ...
известный — ... тёмный — ... подниматься — ...
Игра «Сосчитай-ка»
Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).
Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда, ...
Одна быстрая ракета, ...
Одна опытный космонавт, ...
Одна далёкая планета, ...
Игра «Что лишнее»
Какое слово не подходит:
Солнышко, солнце, сон, солнечный.
Космос, косматый, космонавт, космический.
Луна, лунный, луноход, полночь.
Игра «Составь предложение»
Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
«Портрет пришельца».
Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!
ЗАГАДКИ О КОСМОСЕ
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (ракете)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп)
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты. (Космос)
Объект есть во Вселенной
Коварный, не простой,
Он звезды пожирает
Как бутерброд с икрой.
Опасно незаметная
И глазом не видна,
Такая темно-темная…. (Черная дыра)
Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе … (звездочет)
Медведь на глыбе ледяной,
В блестящей шубе меховой.
Он дружит с ветром и водой,
Она – с Полярною звездой.
Никак не могут встретиться
Медведь с Большой … медведицей.
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - … комета.
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт …. (Гагарин)
Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический… (метеорит)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … (Луна)
Специальный космический есть
аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем
подряд,
И как одинокий путник
СТИХИ О КОСМОСЕ
КОСМОНАВТ
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
В. Степанов
ЗЕМЛЯ
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким
Если месяц буквой «С»,
Значит, старый месяц;
Если палочку в довес
Ты к нему привесишь
И получишь букву «Р»,
Значит, он растущий,
Значит, скоро, верь-не верь,
Станет он толстущий.
Автор неизвестен
– Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
– Да это спутник!
– Вот те раз!
– Он спутник каждого из нас
И в целом – всей Земли.
Руками спутник сотворён,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
Ю.Яковлев
САТУРН
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо
– Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Римма Алдонина
КОМЕТА
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
– Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
– Это лёд!
А хвост её – пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
Римма Алдонина
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
– Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
Г.Сапгир
ПРОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ!
Совсем скоро, 12 апреля, мы будем отмечать праздник – День космонавтики. 12 апреля 1961 года впервые огромная ракета с первым космонавтом на борту – Юрием Гагариным вознеслась в небо. Давайте попробуем рассказать детям о космонавтах и космосе доступным и простым языком.
Итак, первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
А как же он улетел в космос?
Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Давайте покажем детям на простом примере, как летит ракета в космос.
Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Вот примерно по-такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
В первой ступени закончилось топливо- она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.
А после Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов. А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр он несколько минут висел рядом с кораблем в пустом пространстве.
Наверно, многие детишки уже знают кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические машины, опутанные проводами и датчиками.
Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть земли и доставить ее на Землю для исследования.
Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через ее ядовитые облака и теперь у ученых есть карты этой планеты.
Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю.
А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.
Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как?
Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки- это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор.
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
СОЛНЦЕ.
Без солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще с глубокой древности и почитали Солнце как божество.
Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.
Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.
Солнце в сотнм раз больше Земли. Но во всей Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.
М. Бул
Вопросы:
Что такое Солнце?
Что дает Солнце людям?
Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?
ПОЧЕМУ СОЛНЦЕ ВСХОДИТ И ЗАХОДИТ?
Утром Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Кажется, что Солнце движется вокруг Земли. И на самом деле наша Земля вращается вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем, Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день, а в другой раз - на темной, и у нас наступает ночь.
М. Бул
Вопросы:
Почему кажется, что Солнце движется вокруг Земли?
Что происходит на самом деле?
КОСМИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ.
В будущем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу – Марсу – продлится больше года. На космических станциях можно будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запасы еды.
Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят исследования космоса.
М.Бул
Вопросы:
Для чего нужны космические станции?
Что сегодня делают на космических станциях?
Домашнее задание:
06.04 – 10.04.20 Лексическая тема «КОСМОС»
– Объясните ребенку, почему 12 апреля во всем мире празднуют День космонавтики, что это за праздник.
– Рассмотрите иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.
– Расскажите ребенку о космонавтах – Ю.А. Гагарине, В.В. Терешковой.
– Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду.
– Попросите ребенка пересказать текст, задайте ему вопросы, при необходимости прочитайте рассказ целиком.
СОЛНЦЕ.
Без солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще с глубокой древности и почитали Солнце как божество.
Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.
Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.
Солнце в сотни раз больше Земли. Но во всей Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.
М. Бул
Вопросы:
Что такое Солнце?
Что дает Солнце людям?
Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя апреля "Мы читаем. Творчество А.С. Пушкина"
Рекомендации для родителей...
Рекомендации для родителей подготовительной группы 4 неделя апреля "Наша Родина - Россия. Москва - столица России"
В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...
Рекомендации для родителей подготовительной группы 2 неделя мая "Праздники нашей страны. День Победы"
В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...
Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя мая "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной"
В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...
Рекомендации для родителей подготовительной группы 4 неделя мая "Скоро в школу. Школьные принадлежности"
В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...
Рекомендации для родителей подготовительной группы "Как провести выходной день с ребёнком"
Выходные дни – это время, когда родители и дети могут в полной мере испытать радость от общения друг с другом, поскольку в будние дни родители заняты на работе, а дети ходят в детский сад....
Рекомендации для родителей средней группы "Домашние животные нашей страны"
Рекомендации для родителей "Домашние животные нашей страны"...