Чтение художественной литературы о весне
методическая разработка (младшая группа)

Анна Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_po_teme_vesna.docx507.28 КБ

Предварительный просмотр:

А. Н. Плещеев «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

"Весна!"- читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят - кто больше всех

Природы любит обновленье!

«Давайте поиграем»

Называете примету, а ребенок пробует догадаться, о весне или осени идет речь.

  • Травка зеленеет, солнышко блестит…
  • Стало холоднее, высохли цветы…
  • Все деревья блистают в разноцветном уборе…
  • Стаи птиц улетают прочь за синее море…
  • Ласточка примчалась из-за бела моря…
  • Птицы поют, гнездышки вьют…
  • У каждого болотца квакают лягушки…
  • На зеленом лугу много одуванчиков…
  • И т.д..

Чеслав Янчарский «Игры»

Какой пасмурный, дождливый день!

Ребята в комнате, по стеклу катятся капли дождя. Мишка смотрит в окно.

— Сегодня не погуляешь, — говорит Зося. — Давайте играть в прятки!

Яцек стал считать:

Раз, два, три, четыре, пять,

значит будешь ты искать.

Выяснилось, что водить Кручеку.

Он зажмурился и уткнулся головой в кресло. Зося спряталась за шкаф, Яцек присел за спинку высокого стула.

«А куда спрятаться мне? — подумал Ушастик и почесал отвисшее ушко. — Ага. я знаю, куда спрятаться».

Мишка сунул голову под подушку и крикнул:

— Можно искать!

Кручек, конечно, сразу его заметил.

— Ах, глупый медвежонок, — стали смеяться дети. — Не мог спрятаться по-другому!

Почему это Кручек сразу меня нашёл? — удивляется Мишка. — Я ведь его не видел. Я вообще ничего не видел…

Когда дождик кончился, медвежонок и Кручек выскочили во двор.

Поиграем в пятнашки? — спросили они у Зайчика и Петушка.

Поиграем, — отозвался Зайчик. — Сейчас я посчитаю. Кто вышел, тот пятна.

Раз, два, три — посмотри:

на столе стоит творог,

на плите лежит пирог.

— Где, где пирог? — забеспокоился Ушастик. — Я хочу пирога!

— Ушастик… — с досадой заговорил Зайчик, — никакого пирога нету. Это считалка такая.

— Мишка, не мешай, — сказал сердито Кручек.

Ушастик облизнулся, а Зайчик вновь принялся считать:

Раз, два, три — посмотри:

на столе стоит творог,

на плите лежит пирог,

а для Мишки леденец,

вот считалочке конец!

— Что?! Леденец? — вновь не утерпел Ушастик. — Отдайте мне мой леденец!

— Тихо ты, лакомка! — сказа, смеясь, Зайчик. — Никакого леденца нету.

— Как это нету! — возмутился Ушастик. — Сам только что сказал: «А для Мишки леденец!»

— Уймись. Ушастик, не мешай! — заворчал Кручек.

Но Мишке не давала покоя мысль о леденце, он проглотил слюнки.

— Отдайте мне мой леденец, — повторил Мишка, — иначе не буду с вами играть.

Объяснять было бесполезно. Мишка отправился домой, рассердившись на Кручека и Зайчика.

Олег Бундур «Ранним утром»

Ранним утром, ровно в пять,
Вышел дождик погулять.
Торопился по привычке —
Вся земля просила пить, —
Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить».
Дождь сказал печально:
«Ох!»
И ушёл.
Газон засох.

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает
:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

После прочтения можно предложить детям изобразить море с помощью гуаши - слегка разыгравшееся море,  помутившееся море, неспокойное море, почерневшее море и на море черная буря.

Например:

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/14/foto0260.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/10b4/00004b4b-a2dd31a6/img7.jpg

https://www.maam.ru/images/users/photos/medium/1d8ad5283c44b6d6317551ed23ebe4f4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в средней группе "Чтение стихотворения Г Ладонщикова «Весна»

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»  в средней группе "Чтение стихотворения Г Ладонщикова «Весна»...