Покорители Вселенной
методическая разработка (подготовительная группа)

Абидова Дилора Аскаровна

Методический материал в помощь родителям по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Покорители вселенной77.78 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Покорители Вселенной»

Дети должны усвоить: что такое космос, профессию космонавт, первый космонавт, космонавты-женщины, многообразие космоса, праздник космонавтики, интересные факты и события космоса, освоение человеком космического пространства, значение космических исследований для жизни людей на земле. Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни. Чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов.

Существительные: космос,   комета,   космонавт,   ракета,   метеорит,   корабль (космический),   космодром,   станция,  спутник,   полёт,   планета, Планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.

  1. Тексты для пересказа.

                                          Солнце                                                                            М. Бул

  Без солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще с глубокой древности и почитали Солнце как божество.

  Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.

  Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

  Солнце в сотни раз больше Земли. Но во всей Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.                                                                                                            

          Вопросы:

1.Что такое Солнце?

2.Что дает Солнце людям?

3.Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?

                       

                           Почему Солнце всходит и заходит?                            М. Бул

 Утром Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Кажется, что Солнце движется вокруг Земли. На самом деле наша Земля вращается вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем, Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день, а в другой раз - на темной, и у нас наступает ночь.                                                                                                              

Вопросы:

1.Почему, кажется, что Солнце движется вокруг Земли?

2.Что происходит на самом деле?

                   Космические станции                                                      М.Бул

В будущем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу – Марсу – продлится больше года. На космических станциях можно будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запасы еды.

   Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят исследования космоса.                                                                                                          

Вопросы:

1.Для чего нужны космические станции?

2.Что сегодня делают на космических станциях?

                             Что такое звезды?                                                     Г. Цыферов

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.

Большие  медведи   думают:   «Звёзды  —  это   снежинки,   что забыли упасть». Но ты тоже не верь.

Послушай   меня   лучше.   Мне   кажется,   виноват   большой дождь.  После большого дождя   растут большие  цветы.  А ещё

мне  кажется,   когда они достают   головой небо,  то и  засыпают там.

— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.

Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

                                                                                                           

Вопросы:

О чём спросил кузнечик однажды?

Что сказал лягушонок?

Что говорили большие слоны о звёздах?

Что думали о звёздах большие медведи?

Что рассказал о звёздах лягушонок?

                 «Сказка про звездочёта» 

Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. "Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!" - решил он. "Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!" Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: "Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!" Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: "Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?"

"10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве". Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: "Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?" Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз..."

 Вопросы после прочтения :

- Что наблюдал Звездочет ночью? - Что он наблюдал днем? - Куда решил полететь Звездочет? - Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществи свою мечту? - Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца? - Сколько времени понадобилось солнечному лучу?  

  1. Стихи для чтения и заучивания наизусть

         КОСМОНАВТ               В. Степанов

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

 И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной — наш дом родной.

             ЗЕМЛЯ               Я. Аким

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

 ***                            

 По порядку все планеты              Аркадий Хайт

 Назовёт любой из нас:

 Раз — Меркурий,

 Два — Венера,

 Три — Земля,

 Четыре — Марс.

 Пять — Юпитер,                      

 Шесть — Сатурн,

 Семь — Уран,

 За ним — Нептун.

 Он восьмым идёт по счёту.

 А за ним уже, потом,

 И девятая планета

 Под названием Плутон.

***

 Если месяц буквой «С»,

 Значит, старый месяц;

 Если палочку в довес

 Ты к нему привесишь

 И получишь букву «Р»,

 Значит, он растущий,

 Значит, скоро, верь - не верь,

 Станет он толстущий.

Автор неизвестен

 ***

 На Луне жил звездочёт

 Он планетам вёл учёт:

 МЕРКУРИЙ — раз,

 ВЕНЕРА — два-с,

 Три — ЗЕМЛЯ

Четыре — МАРС,

 Пять — ЮПИТЕР,

 Шесть — САТУРН,

 Семь — УРАН,

 Восемь — НЕПТУН,

 Девять — дальше всех ПЛУТОН,

 Кто не видит — выйди вон!

Автор неизвестен

 ***

— Что там за родственник Луны,                          Ю.Яковлев

 Племянник или внучек

 Мелькает между тучек?

 — Да это спутник!

 — Вот те раз!

 — Он спутник каждого из нас

 И в целом — всей Земли.

 Руками спутник сотворён,

 А после на ракете

 Доставлен в дали эти.

                                 

 ***

                     Сатурн                                                      Римма Алдонина

  У каждой планеты есть что-то своё,

 Что ярче всего отличает её.

 Сатурн непременно узнаешь в лицо

 — Его окружает большое кольцо.

 Оно не сплошное, из разных полос.

 Учёные вот как решили вопрос:

 Когда-то давно там замёрзла вода,

 И кольца Сатурна из снега и льда.

           Комета                                                              Римма Алдонина

 Какое роскошное диво!

 Почти занимая полсвета,

 Загадочна, очень красива

 Парит над Землёю комета.

 И хочется думать:

 — Откуда

 Явилось к нам светлое чудо?

 И хочется плакать, когда

 Оно улетит без следа.

 А нам говорят:

 — Это лёд!

 А хвост её — пыль и вода!

 Неважно, к нам Чудо идёт,

 А Чудо прекрасно всегда!

         

 ***

 Раскинув свой огнистый хвост,                                        Г.Сапгир

 Комета мчится между звёзд.

 — Послушайте, созвездья,

 Последние известия,

 Чудесные известия,

 Небесные известия!

 Несясь на диких скоростях,

 Была у Солнца я в гостях.

 Я Землю видела вдали

 И новых спутников Земли.

 Я уносилась от Земли,

 За мной летели корабли!

                                   

Физминутки

«Космонавт»

 Раз-два, стоит ракета.                                   (дети поднимают руки вверх)

 Три-четыре, скоро взлет.                              (разводят руки в стороны)

 Чтобы долететь до солнца                           (круг руками)

 Космонавтам нужен год.               (берется руками за щеки, качает головой)

 Но дорогой нам не страшно    (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

 Каждый ведь из нас атлет                            (сгибают руки в локтях)

 Пролетая над землею                                   (разводят руки в стороны)

 Ей передадим привет .                                  (поднимают руки вверх и машут)

Считалочка

На луне жил звездочёт –                          («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт:                           (Показывать в небо рукой)

Меркурий – раз,                                          (Описать круг руками)

Венера - два-с,                                             (Хлопок)

Три – земля, четыре – Марс,                     (Присесть)

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,         (Наклон вправо-влево)

Семь – Уран, восемь – Нептун,                (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Девять – дальше всех – Плутон,             (Прыжок)

Кто не видит – выйди вон!                    ( Развести руки в стороны)

Мало подвижная игра «Космонавты в невесомости»

Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости. Дети, стоя на одной ноге, жестами, движением изображают космонавтов в невесомости.

Постройте ракету из цветных карандашей.

Словесная игра «Какое слово отличается от других?»

Необходимо хлопнуть в ладоши, когда услышите лишнее слово.

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

Какое слово лишнее?

Кто такой астроном?

Что такое гастроном?

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?

Кто такой путник?

Что такое спутник?

Что общего у этих слов?

Словесная игра «Слова-родственники»

Выбрать только те слова, которые нам подходят:

1) Солнце, сон, солнечный, солнышко. (Солнце, солнечный, солнышко).

Космос, косматый, космонавт, космический. (Космос,  космонавт, космический)

2) Планета, план, планетный, планетарий. (Планета, планетный, планетарий)

Почему выбрали эти слова? (Это слова-родственники).

Что обозначает слово «планетарий»?

Словесная игра «Составьте  предложения из данных слов».

  1. Астроном, звёздами, за, наблюдает.
  2. Луна, спутник, это, Земли.
  3. корабль, на, летит, Космический, Луну.
  4. Корабль, на, летит, космический, Луна.
  5. Яркие, небо, большие, на, звезды.
  6. Мы, Земля, живем, планета, на.
  7. Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
  8. В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
  9. Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
  10. Пора возвращаться на Землю. К полету готовы?
  11. Вот и Земля.

Словесная игра. «Что лишнее и почему?»

Солнце, Луна, лампа.

Звезда, планета, ракета.

Прилуниться, припозднится, приземлиться.

Словесная игра «Добавь словечко»

Главным правилом у нас

Выполнять любой (приказ).

Космонавтом хочешь стать?

Должен много-много (знать).

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит (труд).

Только дружных звездолёт

Может взять с собой (в полёт).

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмём мы на (орбиту).

Чистый небосвод прекрасен,

Про него есть много басен.

Вам соврать мне не дадут,

Будто звери там живут.

Есть в России хищный зверь,

Глянь - на небе он теперь!

Ясной ночью светится -

Большая …(Медведица).

А медведица - с ребенком,

Добрым, славным медвежонком.

Рядом с мамой светится

Малая … (Медведица).

Планета с багровым отливом.

В раскрасе военном, хвастливом.

Словно розовый атлас,

Светится планета … (Марс).

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть, чтоб,

Нужен мощный… (телескоп).

До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (ракета).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски астронавт,

А по-русски… (космонавт).

Игра «Скажи наоборот»

Подбираем слова с противоположным значением (антонимы).

 Например:

далёкий — близкий тесный — ...

большой — ... улетать — ...

высокий — ... взлетать — ...

известный — ... включать — ...

тёмный — ... подниматься — ...

яркий — ...

Игра «Сосчитай-ка»

Согласование существительных с числительными.

Например:

Один большой метеорит, два больших метеорита, три больших метеорита, четыре больших метеорита, пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Одна опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

Игра «Цепочка слов» от слова: наша – Маша – каша – Даша….

Игра «Назови слова со слогом» ста: Стакан, стадион, пристань….

Игра «Составь предложение»

Строим предложение из слов, развиваем слуховое внимание.

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с , комета, неба, хвостатая.

Игра «Портрет пришельца»

    Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

Игра «Космические пазлы».

    Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?

Игра «Один – много» Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: космонавт — космонавты — космонавтов и т.д.

 Ракета, космос, спутник, звезда, комета, планета, скафандр, Юпитер, Земля и тд.

Игра «Исправь ошибки»        

Развиваем слуховое внимание, память, мышление.

Космонавт продает мебель.

Шофер приготовился к полёту на Марс.

Почтальон продаёт газеты в киоске.

В парикмахерской подстригает людей медсестра.

Портниха покрасила окна.

Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.

С детьми проводит занятие кассир.

Игра  «Подбери признак»

Подбираем слова, отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?»

Космонавт (какой?) — ....

ракета (какая?) - ….

Небо (какое?) - ….

Земля (какая?) - ….    и тд.

Пальчиковая гимнастика

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Отгадай загадки.

 На корабле воздушном,

 Космическом, послушном,

 Мы, обгоняя ветер,

 Несемся на … ракете.

***

 Планета голубая,

 Любимая, родная,

 Она твоя, она моя,

 И называется … земля

***

 Есть специальная труба,

 В ней Вселенная видна,

 Видят звезд калейдоскоп

 Астрономы в … телескоп

***

 Океан бездонный,

 Океан бескрайний,

 Безвоздушный, темный,

 И необычайный,

 В нем живут Вселенные,

 Звезды и кометы,

 Есть и обитаемые,

 Может быть, планеты. Космос. 

***

  Объект есть во Вселенной

 Коварный, не простой,

 Он звезды пожирает

 Как бутерброд с икрой.

 Опасно незаметная

 И глазом не видна,

 Такая темно-темная …. Черная дыра

***

 Посчитать совсем не просто

 Ночью в темном небе звезды.

 Знает все наперечет

 Звезды в небе  … звездочет.

***

 Медведь на глыбе ледяной,

   В блестящей шубе меховой.

 Он дружит с ветром и водой,

 Она – с Полярною звездой.

 Никак не могут встретиться

 Медведь с Большой … медведицей.

***                        

Сверкая огромным хвостом в темноте

 Несется среди ярких звезд в пустоте,

 Она не звезда,  не планета,

 Загадка Вселенной - … комета.

***

Самый первый в Космосе

 Летел с огромной скоростью

 Отважный русский парень

 Наш космонавт …. Гагарин.

***

 Почти что со скоростью света

 Осколок летит от планеты,

 К Земле направляясь,  летит и летит

 Небесный космический … метеорит.

***

 Освещает ночью путь,

 Звездам не дает заснуть,

 Пусть все спят, ей не до сна,

 В небе не заснет … Луна.

***

 Специальный космический есть аппарат,

 Сигналы на Землю он шлет всем подряд,

 И как одинокий путник

 Летит по орбите … спутник.

Упражнение «Самолёт»

Координация речи с движением.

Пролетает самолёт,

С ним собрался я в полёт.

(смотрят вверх и водят за пролетающим самолётом пальцем).

Правое крыло отвёл,

Посмотрел.

(отводят реки попеременно

и прослеживают взглядом)

Левое крыло отвёл.

Поглядел.

Я мотор завожу

(делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу!

(встают на носочки и выполняют летательные движения).

Упражнение «Лётчик»

Координация речи с движением.

Быть шофером хорошо,

(Дети бегут по кругу, крутят

воображаемый руль.)

А летчиком - лучше.

(Бегут, расставив руки, как крылья.)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

(Остановились, наклонили

воображаемый сосуд.)

Завожу пропеллер.

(Круговое движение правой рукой.)

“В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели”.

(Бегут. расставив руки.)

Рисуем солнечную систему. Источник: https://www.svoimi-rukamy.com/interesnie-kosmicheskie-podelki-svoimi-rukami.html

Просмотр видео о космосе Источник:1.https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=ISeoVlterG0&feature=emb_logo

                     2. https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=fQ8Z95p8Fyw&feature=emb_logo

                     3. https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=QP_FcAexkg0&feature=emb_logo

Наблюдение: За солнцем в дневное время,  за небом в ночное время (день прибывает, а ночь убывает, скоро белые ночи).

 Игра «Куда летят ракеты» 

Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/31/k_58de4ead3f034/405459_5.jpeg

Подвижная игра «Ракета»

Выполнять прыжки на двух ногах вверх, стараясь достать предмет. Развивать мышцы спины и ног, - повторение звука «У», «Р»

- Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом

- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились - руки опустили.

Чтение.  В.Баруздин «Первый в космосе», К.Булычев «Тайна третьей планеты»,

Л.Толстой «Рассказ аэронавта».

Пословицы и поговорки.1.  В гостях хорошо, а дома лучше.

2.Молодые думают о будущем, а старики о прошедшем.

3.Сам не плошай и другим не мешай.

4.Чем длиннее день, тем короче ночь.

Проблемы фантастического характера: (говорим детям, представь….Как решишь проблему?) закончилось топливо, повреждение обшивки корабля, доставить необычный груз на космическую станцию и тд.

Аппликация объемная. Ракета.

Аппликация плоскостная на альбомном листе. Космос.

Лепка из пластилина. Космос, вселенная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Покорители космоса»

Данный проект разработан для детей подготовительной группы и рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные), а также различные формы совместной деятельности педагога и д...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада "Покорители космоса"

Задачи: - Расширить и закрепить знания детей о космическом пространстве, планетах. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек.- Содействовать акти...

Интегрированное занятие «Мы – покорители Луны» (образовательная область «Познание» и «Художественное творчество») Для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие «Мы – покорители Луны»(образовательная область «Познание» и «Художественное творчество»)Для детей старшего дошкольного возраста...

Покорители космоса

Интегрированное занятие для детей старших и подготовительных групп с использованием мультимедиа и здоровьесберегающих технологий...

Конспект НОД по познавательному развитию «Покорители вселенной»

Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.Интегрируемые образовательные области: «Поз...

"Покорители вселенной".

laquo;Знакомим ребенка с космосом»....

Лексическая тема: «Покорители Вселенной»

В помощь родителям методические разработки...