Статья "Воспитание сказкой"
статья

 

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами ...» В. А. Сухомлинский

Данная статья посвящена одной из самых важных тем в жизни любого человека – теме «Сказка». Сказки понятны и близки ребенку. Еще с давних времен люди рассказывали и читали сказки детям перед сном. Сказки бывают разные, но они учат добру, справедливости, смекалке, любви к Родине, к близким, вызывают сопереживание, гордость. Сказка заставляет размышлять, анализировать поступки героев, сравнивать, отвечать на вопросы относительно себя, своего поведения: «А я так смогу?».

Для знакомства детей со сказкой в детском саду используются разные методы, приемы и технологии. Например, педагог читает произведение сам, показывая голосом настроение и характер героев. Педагог рассказывает сказку, используя разную интонацию, мимику, жесты. Совместное с детьми прослушивание аудиосказки (это может быть художественное чтение, или музыкальная сказка). Педагог может применять видеофрагменты при работе со сказкой, способствующие  лучшему восприятию и  усвоению материала. Детям очень нравится театрализация знакомой сказки, когда каждый может выбрать роль героя сказки, которую будет исполнять. Стоит обратить внимание, как дети выбирают роль отрицательных персонажей: уже на этом этапе можно определить, как понимают дети добро и зло, как относятся к положительным и отрицательным персонажам. Например, дети не очень хотят исполнять роль злого волка в сказке «Волк и семеро козлят», а вот хитрая лиса, рыжая, красивая плутовка из сказки «Колобок», вызывает у детей двоякое отношение: кто-то из детей говорит, что хочет быть лисой, потому что красивая и хитрая, и она победила глупого Колобка. Сколько здесь возможностей у педагога для беседы с детьми, для укрепления нравственной позиции детей! Конечно же, не может быть Лиса быть положительным персонажем, ведь она ведет себя нечестно. Чтобы дети самостоятельно пришли к такому выводу, нужно приучать их с младшего возраста рассуждать, а в старшем для этого подходит применение элементов сократовской беседы. Опыт показывает, что выводы, сделанные детьми самостоятельно в процессе обсуждения сказки, приобретают для детей большую значимость, становятся основой для их нравственных ориентиров. 

Подбор наглядного материала при работе со сказкой необходимо тщательно продумывать, учитывая особенности мышления дошкольников. Рассматривание иллюстраций способствует пониманию произведения и усиливает воздействие и впечатление от текста. Вопрос о том, когда показывать иллюстрации, по ходу чтения, или после прочтения, зависит от содержания сказки и возраста детей. Малышам лучше показать красивые иллюстрации, а потом познакомить с содержанием сказки. Из опыта работы могу утверждать, что такой подход помогает детям понять смысл сказки. Для младших дошкольников нужно несколько раз читать и пересказывать одну и ту же сказку, пока малыш просит ее прочитать: при таком многократном повторении малыш проживает сказку, осмысливает ее содержание, запоминает. И только когда малыш перестает проявлять интерес к знакомой сказке можно читать ему новую. Для детей более старшего возраста можно предложить во время чтения представлять персонажей: как они выглядят, как одеты, какой у них голос, обсудить с детьми, почему они именно так представляют того или иного героя. Мы с детьми любили рисовать персонажей новых сказок, и это раскрывает широкие возможности для обсуждения не только внешнего вида героя, но и понимания его внутреннего мира, связи внутреннего с внешним. Это ли не нравственное воспитание, это ли не формирование ценностей!

У каждого педагога свои методы при работе со сказкой. Наиболее удачным является сочетание наглядных и словесных методов. Беседа, эффективный метод при работе со сказкой, побуждающая детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Вводная беседа короткая, в неё и включается объяснение незнакомых слов. Заключительная - закрепление знаний, акцентируя внимание на моральные качества героев, обсуждение поступков, выводы. Вопросы задаются так, что при ответе на них требуется оценка поступков, характера героев. При закрепления используются дидактические игры, загадки, викторины, театрализация. Привлечение родителей – это очень важный момент при знакомстве детей со сказкой. Наиболее эффективным методом работы с семьей является метод проектов, например, очень заинтересовал родителей и детей проект «Книжка «Любимая сказка» – своими руками».

В настоящее время актуально применение дистанционных образовательных технологий при знакомстве детей со сказками. Широкое поле для освещения темы представляют:

- официальный сайт образовательного учреждения;

- личная страничка педагога на сайте детского сада или в сети Интернет, где также представлены материалы по работе со сказкой, ссылки на интересные сказки по нужным темам и в соответствии с возрастом ребенка;

- организация педагогом дистанционных викторин, конкурсов, проектов по сказкам, которые он рекомендовал для чтения с детьми, или которые они с детьми читали в детском саду;

- использование мессенджеров WhatsApp, VK, Skype для быстрого общения;

- дистанционный конкурс рисунков по сказкам с оформлением дистанционной выставки лучших работ, наградой победителей, или персональные выставки детей по теме «Сказки в моей жизни», и др.;

- совместное участие педагога с детьми в различных сетевых конкурсах по теме «Сказки».

 

Ценность сказок в развитии психических процессов, неоспорима. Сказка служит не только развлечением для ребенка, она помогает развить речь и фантазию, творчество, и, конечно, способствует формированию нравственных ориентиров. По действиям героев сказок ребенок непроизвольно выстраивает некую программу для себя – как действовать когда кто-то просит о помощи, когда тебя обидели, или на твоем пути возникли препятствия. Именно поэтому так важно читать детям сказки, обсуждать их, не жалея времени.

«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь».

Ганс Христиан Андерсен

 

Евтухова Л. Н., Пронина М. В. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: Фолио, АСТ, 2000.- 464С.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Тема: ««Воспитание сказкой»

Автор:

воспитатель ГБДОУ Детского сада № 61

Невского района Санкт-Петербурга

Кривошеина Ирина Анатольевна

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами ...» В. А. Сухомлинский

Данная статья посвящена одной из самых важных тем в жизни любого человека – теме «Сказка». Сказки понятны и близки ребенку. Еще с давних времен люди рассказывали и читали сказки детям перед сном. Сказки бывают разные, но они учат добру, справедливости, смекалке, любви к Родине, к близким, вызывают сопереживание, гордость. Сказка заставляет размышлять, анализировать поступки героев, сравнивать, отвечать на вопросы относительно себя, своего поведения: «А я так смогу?».

Для знакомства детей со сказкой в детском саду используются разные методы, приемы и технологии. Например, педагог читает произведение сам, показывая голосом настроение и характер героев. Педагог рассказывает сказку, используя разную интонацию, мимику, жесты. Совместное с детьми прослушивание аудиосказки (это может быть художественное чтение, или музыкальная сказка). Педагог может применять видеофрагменты при работе со сказкой, способствующие  лучшему восприятию и  усвоению материала. Детям очень нравится театрализация знакомой сказки, когда каждый может выбрать роль героя сказки, которую будет исполнять. Стоит обратить внимание, как дети выбирают роль отрицательных персонажей: уже на этом этапе можно определить, как понимают дети добро и зло, как относятся к положительным и отрицательным персонажам. Например, дети не очень хотят исполнять роль злого волка в сказке «Волк и семеро козлят», а вот хитрая лиса, рыжая, красивая плутовка из сказки «Колобок», вызывает у детей двоякое отношение: кто-то из детей говорит, что хочет быть лисой, потому что красивая и хитрая, и она победила глупого Колобка. Сколько здесь возможностей у педагога для беседы с детьми, для укрепления нравственной позиции детей! Конечно же, не может быть Лиса быть положительным персонажем, ведь она ведет себя нечестно. Чтобы дети самостоятельно пришли к такому выводу, нужно приучать их с младшего возраста рассуждать, а в старшем для этого подходит применение элементов сократовской беседы. Опыт показывает, что выводы, сделанные детьми самостоятельно в процессе обсуждения сказки, приобретают для детей большую значимость, становятся основой для их нравственных ориентиров.  

Подбор наглядного материала при работе со сказкой необходимо тщательно продумывать, учитывая особенности мышления дошкольников. Рассматривание иллюстраций способствует пониманию произведения и усиливает воздействие и впечатление от текста. Вопрос о том, когда показывать иллюстрации, по ходу чтения, или после прочтения, зависит от содержания сказки и возраста детей. Малышам лучше показать красивые иллюстрации, а потом познакомить с содержанием сказки. Из опыта работы могу утверждать, что такой подход помогает детям понять смысл сказки. Для младших дошкольников нужно несколько раз читать и пересказывать одну и ту же сказку, пока малыш просит ее прочитать: при таком многократном повторении малыш проживает сказку, осмысливает ее содержание, запоминает. И только когда малыш перестает проявлять интерес к знакомой сказке можно читать ему новую. Для детей более старшего возраста можно предложить во время чтения представлять персонажей: как они выглядят, как одеты, какой у них голос, обсудить с детьми, почему они именно так представляют того или иного героя. Мы с детьми любили рисовать персонажей новых сказок, и это раскрывает широкие возможности для обсуждения не только внешнего вида героя, но и понимания его внутреннего мира, связи внутреннего с внешним. Это ли не нравственное воспитание, это ли не формирование ценностей!

У каждого педагога свои методы при работе со сказкой. Наиболее удачным является сочетание наглядных и словесных методов. Беседа, эффективный метод при работе со сказкой, побуждающая детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Вводная беседа короткая, в неё и включается объяснение незнакомых слов. Заключительная - закрепление знаний, акцентируя внимание на моральные качества героев, обсуждение поступков, выводы. Вопросы задаются так, что при ответе на них требуется оценка поступков, характера героев. При закрепления используются дидактические игры, загадки, викторины, театрализация. Привлечение родителей – это очень важный момент при знакомстве детей со сказкой. Наиболее эффективным методом работы с семьей является метод проектов, например, очень заинтересовал родителей и детей проект «Книжка «Любимая сказка» – своими руками».

В настоящее время актуально применение дистанционных образовательных технологий при знакомстве детей со сказками. Широкое поле для освещения темы представляют:

- официальный сайт образовательного учреждения,

- личная страничка педагога на сайте детского сада или в сети Интернет, где также представлены материалы по работе со сказкой, ссылки на интересные сказки по нужным темам и в соответствии с возрастом ребенка;

- организация педагогом дистанционных викторин, конкурсов, проектов по сказкам, которые он рекомендовал для чтения с детьми, или которые они с детьми читали в детском саду;

- использование мессенджеров WhatsApp, VK, Skype для быстрого общения;

- дистанционный конкурс рисунков по сказкам с оформлением дистанционной выставки лучших работ, наградой победителей, или персональные выставки детей по теме «Сказки в моей жизни», и др.;

- совместное участие педагога с детьми в различных сетевых конкурсах по теме «Сказки».

Ценность сказок в развитии психических процессов, неоспорима. Сказка служит не только развлечением для ребенка, она помогает развить речь и фантазию, творчество, и, конечно, способствует формированию нравственных ориентиров. По действиям героев сказок ребенок непроизвольно выстраивает некую программу для себя – как действовать когда кто-то просит о помощи, когда тебя обидели, или на твоем пути возникли препятствия. Именно поэтому так важно читать детям сказки, обсуждать их, не жалея времени.

«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь».

Ганс Христиан Андерсен

Евтухова Л. Н., Пронина М. В. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: Фолио, АСТ, 2000.- 464С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...