Дистанционное образование детей дошкольного возраста
консультация

Ефремова Лидия Борисовна

В статье анализируется внедрение принципиально нового подхода к образованию - дистанционных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционная образование детей дошкольного возраста

В условиях эпидемиологической ситуации дошкольные педагоги в своей работе стали использовать дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех сторон этого процесса.

Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ. Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания. В этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий. В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса. В сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим. Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:

  • принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства;
  •  принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
  •  принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
  • принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.

Главная цели дистанционного обучения:  предоставить ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям обучающихся.

Задачи:

  • удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования;
  • повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий;
  •  предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания;
  • усиление личностной направленности образовательного процесса;
  • обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции.

 Особенности дистанционного обучения дошкольников.

Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от родителей и ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний.

 Ответственность родителей. Ребенок не имеет необходимых навыков самостоятельности, самоорганизации и усидчивости. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с родителями, что не исключает самостоятельного выполнения части заданий.

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  • возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;
  • родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
  • возможность контролировать круг общения ребенка;
  • индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;
  • ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;
  • дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  • максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;
  • нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;
  • не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);
  • отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе и социализации в обществе;
  • в виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Выделяются три направления деятельности ДОО с использованием дистанционных технологий:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) с целью повышение уровня их педагогической компетентности в вопросах воспитания, развития и образования детей; 
  • практические рекомендации по содержательному наполнению и организации процесса освоения воспитанниками ДОО содержания основной образовательной программы дошкольного образования; 
  • оказание необходимой помощи родителям (законным представителям) в области реализации мероприятий коррекционной направленности.

При организации деятельности ДОО в режиме консультирования запрещается:

  • требовать от родителей отчетов о выполнении с ребенком в полном объеме всех рекомендованных активностей;
  • размещать на странице Сайта и в специальных группах в социальных сетях информацию, содержащую персональные данные участников образовательного процесса.

Технические условия В соответствии с техническими возможностями определяется набор электронных ресурсов и приложений. Основное условие – наличие ПК, телефона ((или других форм связи) и доступа к интернету. Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК). Педагогу лучше иметь персональный компьютер или ноутбук с выходом в интернет, но можно пользоваться и телефоном, которого будет достаточно, чтобы создавать и использовать простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять родителям текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь. Мессенджеры Viber, WhatsApp, Telegram, используются для непосредственного общения педагогов и родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом пространстве.

При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:  обучение в режиме онлайн (электронное обучение); дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;  самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.

На информационных ресурсах рекомендуется размещать следующие материалы:

 для родителей - рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья;

советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам;

ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет;

информация о изучаемом содержании дошкольного образования;

новости и анонсы предстоящих видео- семинаров для родителей;

архивные материалы прошедших мероприятий.

Для детей - содержательные подборки различных детско-взрослых активностей по темам недели, по направлениям детского развития (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные игры, головоломки, раскраски, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и др);

информация о проводимых конкурсах, образовательных акциях и материалы по результатам их проведения;

выставки детских творческих работ;

информация об изучаемом содержании дошкольного образования на ресурсе может быть структурирована по-разному: по принципу адресного соответствия возрасту, когда педагоги каждой возрастной группы на своей странице выкладывают информацию, актуальную для изучения детьми данной группы; по основным направлениям развития ребенка или видам деятельности. Суть  дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания. Кратность обновления информации может быть разной, в соответствии с выбранной тактикой. Например, один раз в неделю выкладывается весь материал в соответствии с изучаемой темой. Или, каждый день выкладываются материалы, помогающие включить в деятельность детей до тех новых видов активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Методическая разработка «Дистанционное образование детей дошкольного возраста"

Дистанционное образование дошкольников осуществимо при наличии современного оборудования и  доступных дистанционных технологий....

«Сетевая Академия» - инновационный ресурс в дистанционном образовании детей дошкольного возраста».

В сетевой академии предполагается две формы работы: офлайн (где детям совместно с родителями предоставляется материал в записи, и они могут в удобное для них время зайти на сайт и выбрать тот вид деят...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-к...

Семинар-практикум на тему: «Дистанционное образование детей дошкольного возраста». (Презентация)

Презентация семинара-практикума на тему: "Дистанционное образование детей дошкольного возраста"....