Образовательная деятельность по развитию речи на тему "Зимующие птицы"
план-конспект занятия (средняя группа)

Фролова Татьяна Иннокентьевна

Предлагается провести занятие по теме "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_ptitsy_frolova_t.i._2.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Фролова Татьяна Иннокентьевна,

воспитатель

МБДОУ д/с №4, г. Арзамас,

Нижегородской области

Образовательная деятельность по развитию речи в средней группе по теме «Зимующие птицы».

Цель: формирование у детей среднего возраста навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на серию опорных картинок.

Программные задачи:

Образовательные: содействовать формированию навыков планирования развёрнутого высказывания;

Развивающие:

- способствовать развитию навыков анализа содержания и языкового оформления текста,

- создать условия для развития кратковременной зрительной памяти на линейный ряд до 5-6 элементов

- обеспечить развитие внимания, мышления, воображения; активного и пассивного словаря.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию у детей желания заботиться о животных и птицах.

Словарная работа: (лексический материал)

Существительные - рябина, животные, птицы.

Прилагательные  и причастие –  суровая, зимующие, дикие

Глаголы - притащила, выдалась.

Наречие - скучно

Методические приемы: беседа, использование наглядных пособий (иллюстрации, декорации), сюрпризный момент, физкультминутка, дидактические игры, загадки, художественное слово, рассказ воспитателя, релаксация, выводы.

Предварительная работа: изучение лексической темы «Зимующие птицы», загадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций с их изображением. Раскрашивание птиц, лепка птиц, Д/игра «Кто как кричит?», «Кто где живёт?», «Опиши птицу и расскажи о ней», беседа о птицах, игры с предметами заместителями.

Оборудование; д/игра «Найди героев сказки?», «Расскажи о птице», «Какой бывает зима», аудиозапись «Пение птиц».

 Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент

Дети с воспитателем заходят в группу, становятся полукругом.

В.  Сегодня у нас необычное занятие, посмотрите, к нам пришли гости, они хотят посмотреть, чему вы научились, давайте поздороваемся с ними.

Д.   Здравствуйте.

(Проводится координационно-ритмическая игра для концентрации внимания детей)

Приветствие

В.   Дружно за руки возьмёмся

       И друг другу улыбнёмся.

       Мы пожнём друг другу руку,

        И тепло пойдёт по кругу.

В. Вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям.

Ребята, а вы загадки любите?  Отгадайте, о чём идет речь.

        Метелица, метелица

         И кружится, и стелется,

         И песню напевает,

         Когда это бывает?

Д. Зимой.

В. Правильно. Расскажите мне о зиме, какая она?

Д. Зима холодная, зима морозная, зима снежная, зима вьюжная, зима белая.

В. От таких определений зимы стало холодно, давайте согреемся.

            Чтобы ручки не замёрзли, мы на них подуем,

             Чтобы лобик не замёрз, мы его потрём,

              Чтобы ушки не замёрзли, дружно их подёргаем,

     Чтобы ножки не замёрзли, ими мы потопаем.

Вот мы и согрелись!

Сюрпризный момент

Ребята, а вы ничего не слышите? А я слышу.

(Звучит запись пения птицы снегиря)

В. Кто это поёт?

Д. Птичка.

В. Догадались какая? Поможет нам догадаться загадка

Чернокрылый, красногрудый

        И зимой найдёт приют,

        Не боится он простуды,

        С первым снегом тут как тут.

Д. Снегирь.

В. Какие слова помогли вам догадаться, что речь идёт о снегире?

Д. Чернокрылый, красногрудый.

(на экране появляется снегирь)

В.Ребята, расскажите мне о снегире.

Как выглядит?

Где живёт?

Чем питается?

(рассказ детей)

В. Снегири очень любят рябину

      У красавицы рябины

      После лета именины

      Бусы красные на ней, приглашает снегирей

В.А какие ещё птицы живут в лесу зимой

Д. Синичка, дятел, ворона, сорока.

В. Как называют таких птиц?

Д. Зимующие птицы.

В. Наша птичка рассказала мне одну историю, которая произошла в сказочном лесу, а рассказ называется «Как лиса птицам помогала»

Дети садятся на стульчики, воспитатель читает сказку:

     Увидала Лиса на рябине красные ягоды. Сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось.

      А зима в этот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали

       Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла. Белка орехов притащила. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да только без птичьего пения скучно было в лесу.

Вопросы по тексту:

1.Что увидала Лиса на рябине?

2.Что лиса сделала с ягодами?

3.Какая выдалась зима?

4.Что случилось с птицами?

5.Кто решил помочь птицам?

6. Что принесла Мышка?

7.Что притащила Белка?

8.Почему Лисе жалко было расставаться с бусами?

9.Почему она отдала рябиновые бусы?

Словарная работа:

1.Назвать зимующих птиц.

2.Объяснить значение слова:

Притащила-принесла

3.Подобрать слова, похожие по смыслу:

Суровая - холодная, невыносимая, трудная, тяжёлая.

Скучно - тоскливо, горестно, невесело, неинтересно, безрадостно.

Физкультминутка

Зарумянились кустарники                       Пощипывают щёки

Не от утренней зари

Это красные фонарики

Засветили снегири                                       Взмахи руками, как крыльями

Чистят пёрышки пунцовые                         Чистят пёрышки

Воду пьют из родника                                   Пьют

Переливы бубенцовые

Мне слышны из далека.                                Ритмичные хлопки в ладоши

Дидактическая игра «Найди животных из нашей сказки»

(детям предлагаются карточки с дикими животными: волк, медведь, кабан, белка, лиса, мышка: дети находят героев сказки).

На экране появляется ряд опорных сюжетных картинок. Воспитатель предлагает пересказать сказку по этим картинкам. Первый пересказывает воспитатель, а потом дети.

4.Рефлексия

В. Что запомнилось? Что понравилось?

(ответы детей)

В. Все ребята молодцы, большое всем спасибо.

Литература:

1.Ельцова О.М. Реализация содержания общеобразовательной области «Речевое развитие в форме игровых обучающих ситуаций» Младший и средний возраст. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2016-224с.

2.Лебедева Л.В. Козина И.В. «Обучение дошкольников пересказу» Средняя группа Учебно-методическое пособие. -М. Центр педагогического образования, 2008г.

3.Куликовская Т.А. «Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу». Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010-80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города Саратова. Игра «Звездный час». Тема «Перелетные птицы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города СаратоваВоспитатель первой квалификационной категории Коро...

Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Птицы».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Птицы».  Васильева Н.В., воспитатель, младшая группа ....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»

Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...