Лексическая тема: "Мебель"
консультация (старшая группа)

Алибекова Селми Тагировна

Лексико-грамматические игры и упраженения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_mebel.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Мебель»

Родителям рекомендуется: 

  • рассмотреть с ребенком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни; 
  • назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена; 
  • объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов; 
  • рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный; кухонный, обеденный, журнальный), шкафов

(книжный, платяной, шкаф для посуды), большие и маленькие стулья, табуретки; 

  • рассмотреть мебель в кукольном уголке; 

-попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стул, стол, диван, кровать, шкаф); для чего нужен письменный стол, обеденный; что делают за столом; какая мебель нужна для кухни, спальни; сколько ножек у стола; из чего сделан стол; какой формы крышка у стола; чем отличается стул от табуретки, кресла;      

- вместе с ребенком сходить на экскурсию в мебельный магазин

Развитие общей моторики.

Инструкция взрослого

Выполняемые движения

Коля, Коля, Николай,

За собою убирай!

Дети идут по кругу друг за другом

        У тебя ленивы руки:

Хлопают в ладоши

Под столом ремень и брюки,

Приседают

Не в шкафу рубаха,

Рисуют четырехугольник

Николай – неряха. (И. Демьянов)

Грозят пальчиком и качают головой

Развитие мелкой моторики

Инструкция взрослого

Выполняемые движения

В доме жалуется пол,

До чего мой труд тяжел:

Дети поочередно кладут кисти рук на стол

Тумба, кресло и столы,

Там кровать, а там шкафы.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца

Еле-еле их терплю-

Только жалобно скриплю

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках

Развитие артикуляционной моторики

Инструкция взрослого

Выполняемые движения

Упражнение для челюстей

Медленное открывание и закрывание рта

Упражнение для губ

«Улыбка-трубочка»

Упражнение для языка

«Почистим» за нижними зубами

Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Магазин мебели». Сосчитай предметы так: один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов (кровать, кресло, шкаф, тумба, сервант)

2. Игра «Назови ласково» диван-диванчик, стол-столик, стул-стульчик, кровать- кроватка, шкаф-шкафчик, полка-полочка

3. Игра «Один –много» полка –полки- много шкафов, стол-столы- много столов, стул-стулья- много стульев, шкаф –шкафы- много шкафов, табурет- табуреты – много табуретов и т. д.

4.  Игра «Назови части» (или отгадай, что это) спинка, сиденье, ножки; (это что?) –стул, ножки, спинка, подлокотники – кресло; ножки, столешница – стол.

5. Игра «Скажи наоборот» старая мебель-новая мебель, тяжелая –легкая, большая –маленькая, взрослая-детская, мягкий диван – жесткий диван, грязная- чистая, высокий шкаф- низкий шкаф, широкая кровать- узкая кровать, открытый шкаф-закрытый шкаф, поставить посуду на полку – взять посуду с полки, внести ме6бель в квартиру- вынести мебель из квартиры, сломать кресло – отремонтировать кресло.

6. «Какая бывает мебель?»

Из какого материала делают мебель?

Мебель из дерева (какая?) – Мебель из дерева – деревянная

Мебель из стекла (какая?) – Мебель из стекла – стеклянная

Мебель из металла (какая?) – Мебель из металла – металлическая

Мебель из пластмассы (какая?) – Мебель из пластмассы – пластмассовая

7. «Для чего, для кого предназначена мебель?»

Стол, за которым обедают (какой?) – Обеденный стол

Стол, за которым пишут (какой?) – Письменный стол

Стол, на котором стоит компьютер (какой?) – Компьютерный стол

Стол, на котором лежат журналы (какой?) – Журнальный стол

Шкаф для книг (какой?) – Книжный шкаф

Шкаф для белья (какой?) – Бельевой шкаф

Шкаф для одежды (какой?) – Платяной шкаф

Мебель для детей (какая?) – Детская мебель

8. «Что есть у мебели? Назови части мебели»

Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.

Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница

Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки

Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки.

Что есть у кровати? – У кровати есть ножки, изголовье, матрац.

Развитие связной речи

9. «Для чего нужна мебель?»

Для чего нужен шкаф?

- В шкаф складывают одежду.

- В шкафу хранят посуду.

- В книжном шкафу хранят книги.

Для чего нужен стул?

- На стуле сидят.

Для чего нужен диван?

- На диване сидят, спят, отдыхают, лежат.

Для чего нужен стол?

- На стол ставят посуду, за столом едят, за столом рисуют, пишут.

10. «Наведи порядок»

Куда ты уберешь платье? – Я уберу платье в платяной шкаф.

Куда ты положишь книгу? - Я положу книгу в книжный шкаф.

Куда ты поставишь тарелку? - Я поставлю тарелку на обеденный стол.

Куда ты положишь подушку? – Я положу подушку на кровать (на диван).

Куда ты уберешь кастрюлю? – Я уберу кастрюлю в кухонный шкаф.

Куда ты положишь журнал? – Я положу журнал на журнальный стол.

11. «Расскажи о мебели»

Составление описательных рассказов о мебели, ее составных частях, о ее назначении, материале, из которого она сделана, о действиях, производимых с нею (с использованием предлогов).

План рассказа:

Назови что это.

Назови части.

Из какого материала сделана?

Для чего нужна?

Что с ней можно делать?

Это диван. У дивана есть сиденье, спинка, подлокотники и подушки. Диван сделан из дерева и обтянут тканью. На диване сидят, отдыхаю и спят. Диван можно купить в мебельном магазине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по лексической теме: "Мебель"

Занятие№ 2, четвертая(пятая) неделя ноября для детей старшей группы, диагноз: ОНР. Цель: Уточнение и активизация словаря по теме: " Мебель"....

Обучающая игра – презентация «Большой – маленький» по лексической теме: «Мебель» предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми среднего и старшего возраста

Обучающая игра – презентация «Большой – маленький» по лексической теме: «Мебель» предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми среднего и старшего возраста. Для проведения необ...

Конспект группового логопедического занятия по лексической теме "Мебель"

Конспект группового логопедического занятия. Лекситическая тема "Мебель". Тема занятия: образование относительных прилагательных в занчении соотнесенности к материалу изготовления; практическое усвоен...

Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи. Тема: Грамматический строй речи «В гостях у куклы Сауле» (лексическая тема: Мебель) и конспект занятия по аппликации "Шкаф"

Занятие по развитию речи ,со следующей целевой направленностью:  развивать речевую активность детей, учить детей уметь отвечать полными ответамиЗадачи: -формировать грамматическую  и морфоло...

Презентация "Виды мебели" к лексической теме "Мебель"

Презентация "Виды мебели" к лексической теме "Мебель"...

Лексическая тема "Мебель. Части мебели"

Логопедическое домашнее задание...