Создание дидактических игр
учебно-методический материал

МАЗЯРКИНА НАТАЛЬЯ ГЕОРГИЕВНА

Практическое занятие  «Создание дидактических игр» предназначено для студентов, воспитателей детских садов желающих освоить приемы создания интерактивных дидактических игр

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МДК.05.02 ПРАКТИКУМ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 2

СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Слайд 3

ЦЕЛЬ закрепление практических навыков работы по разработке и оформлению дидактических игр в программе Power Point и Smart Notebook .

Слайд 4

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО МАТЕРИАЛУ УРОКА Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий, главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил . Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности . Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения ( А.П.Усова , В.Н. Аванесова). Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации . Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 1. Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей . 2 . Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно -образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила . 3 . Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой . 4 . Дидактические игры имеют своеобразную структуру . Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Слайд 6

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей ; содержание игры ; игровые правила ; игровые действия ; окончание игры, подведение итогов.

Слайд 7

ДИДАКТИЧЕСКАЯ (ОБУЧАЮЩАЯ) ЗАДАЧА Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы и с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы?», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет?» и т. п. «Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале . Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность . Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Летает - не летает», «Съедобное - несъедобное», «Назови пору года», «Кто как кричит?», «Живые слова», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?» и т.д

Слайд 8

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др. Игровые действия не всегда носят видимый характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминания ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы. Игровые действия - это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные впроцессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны.

Слайд 9

ПРАВИЛА ИГРЫ Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а также делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т.е. они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи.

Слайд 10

ФУНКЦИИ ПРАВИЛ 1.Обучающая , которая заключается в том, что правила помогают объяснять детям, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи . 2.Организующая , которая определяет порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношения детей в игре . 3 . Дисциплинирующая. В правилах оговаривается, что именно нужно делать, чего и почему нельзя делать. В некоторых играх имеются правила, запрещающие какие-либо действия, и предусматривается наказание за неисполнение (например, пропуск хода ). Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Слайд 11

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Формы могут быть разнообразными: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. Если дидактическая игра организуется вне занятия, игру можно окончить просто подведением итогов, а также можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры.

Слайд 12

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СОДЕРЖАНИЮ математические; сенсорные; речевые; музыкальные; природоведческие; для ознакомления с окружающим ; по изобразительной деятельности.

Слайд 13

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Математические игры направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Они позволяют педагогу сделать процесс обучения детей счету (дидактические игры «Какой по счету?», «Один - много», «Чего больше?», «Назови число» и др.), решению арифметических задач (игры «Занимательные задачки», «Сколько будет?» и др.), освоения величин, простейших зависимостей и измерительной деятельности (это игры «Кто выше?», «Лесенка», «Ленточки»), процесс восприятия детьми пространственных и временных отношений и ориентировок (дидактические игры «Который час?», «Путешествие», «Когда это бывает?» и др.) более увлекательным и интересным.

Слайд 14

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи?», «Разноцветные дорожки», «Где чей бантик?» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству («Пуговицы для кукол», «Сервиз» и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами с помощью дидактических игр.

Слайд 15

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ Речевые игры способствуют развитию речи у детей. Содержание таких игр так же разнообразно и зависит от целей, с которыми их использует педагог. «Путешествие по комнате», «кто что делает?», «Назови одним словом», «скажи по-другому», «закончи предложение», «режим дня», «кому угощение?», «Зоопарк», «сравни предметы», «разговариваем по телефону», «что бывает? Какое бывает?», « Что сначала, что потом?», « Угадай, кто это», «живые слова» и др.

Слайд 16

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ Музыкальные игры направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями. В работе с дошкольниками используются такие игры, как « Кто громче?», «Какой инструмент звучит?», «Повторяй за мной», «Какая песенка звучит?», «На чем играю?», «Солнышко и дождик», «Кто как поет?», «Веселые нотки» и другие

Слайд 17

ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Игры природоведческого характера способствуют воспитанию у детей любви к природе. Через игру, в частности дидактические игры, ребѐнок , играя, учится понимать закономерности, существующие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и многое другое (игры «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Опиши поры года», «Узнай по описанию», «Птицы перелетные - неперелетные», «Кто, где живет?», «Парные картинки», «Составь рассказ», «Какая погода?», «Найди ошибку художника» и многие другие ). Для ознакомления с окружающим также используются различные дидактические игры: «Кто что делает?», «Что сначала, что потом?», «Кому, что нужно для работы?», «Режим дня», «Загадки», «Что на картинке?», «Чаепитие», «На прогулке», «В театре», «Магазин» и др.

Слайд 18

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дидактические игры по изобразительной деятельности были внедрены в воспитательно -образовательный процесс ДОО сравнительно недавно, но их значение очень велико для развития дошкольников, формирования у них знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности. «Раскрась по образцу», «Что нарисовано?», «Дорисуй», «Собери цветок», «Нарисуй по-другому», «На что похож листочек?», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что за картина?», «Чей орнамент?» - это малая часть дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Слайд 19

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ словесные; настольно-печатные; с предметами и игрушками ; с картинками ; компьютерные дидактические игры.

Слайд 20

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками , прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. В основе словесных игр лежит накопленный детьми опыт, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Такие игры применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает - не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).

Слайд 21

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Чаще используются в младшем дошкольном возрасте, так как у детей данного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно -образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли.

Слайд 22

ИГРЫ С КАРТИНКАМИ И ИГРЫ С КАРТИНКАМИ Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями . Настольно-печатные игры также разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Слайд 23

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно -образовательного процесса. Таких игр множество, задача педагога - выбрать необходимую, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребенка и программными требованиями.

Слайд 24

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ Работа в СДОПРОФ: 1. В о вкладке Практические занятия для вас подготовлено 2 документа : « Практическое занятие. Создание дидактических игр в программе Power Point »; «Практическое занятие. Создание дидактических игр в программе Smart Notebook. » 2 . Во вкладке Видео-лекции для вас размещены ссылки на обучающие видео по работе с данными программами. Задание: 1. Внимательно изучить предложенные теоретические материалы, рекомендации по выполнению практической работы. 2. Создать дидактическую игру в в программе Power Point / Smart Notebook» 3. Выполненную работу отправить на электронную почту mazyarkina78@mail.ru или в социальной сети https:// vk.com/feed в беседе «Дистанционный режим обучения»

Слайд 25

ПРИМЕЧАНИЕ Оценка за работу складывается из нескольких параметров, каждый из аспектов имеет вес в 1 балл / СДОПРОФ – Методические материалы – Критерии оценки дидактической игры/ Срок сдачи работ с 22.04.2020г . – 28.04.2020г .

Слайд 26

# спасибочтовыдома#лучшедома#учимсявместе



Предварительный просмотр:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

I. Играбельность (мотивационный компонент) направлен на поддержание интереса игрока к игре, позволяет привлечь внимание игрока к важным моментам игры. Данный критерий показывает, как игра стимулирует достижение высокого уровня мотивации, интереса и эмоциональной включенности:

1.        Идея игры привлекательна для возрастной аудитории. Наличие в игровой среде объектов, понятных и знакомых игроку, учитывающих личный опыт возрастной группы, что позволяет привить интерес к игре, не вызовет отторжения со стороны играющего. Данный показатель подразумевает четкое соответствие подобранных для воздействия на личность стимулов и индивидуальной готовности данной личности (или социально-возрастной группы) к их восприятию.

2.        Игра активизирует познавательную активность обучаемых. В процессе игры игроку должна быть предоставлена возможность самостоятельного управления игровой ситуацией, выбора режима деятельности, вариативности действий при принятии самостоятельного решения.

3.        Взаимодействие с игрой психологически комфортно для игрока. В процессе игры происходит положительное эмоциональное восприятие объектов игровой среды игроком. Данный показатель подразумевает включение игрока в такую деятельность, которая соответствует существующей у него доминирующей мотивации.

4.        Действия игрока оцениваются (персонажи, баллы). Оценивание действий важно для организации обратной связи между игроком и игровой средой. Таким образом игрок получает информацию о правильности своих действий в процессе игры. Положительная оценка способствует поддержанию интереса к игре.

II. Содержательный компонент. Показатели данного критерия позволяют оценить качество компонентов, моделирующих игровой мир.

1.        Игровая среда неагрессивна по отношению к игроку. По данному показателю оценивается отсутствие в содержании игры элементов негативного воздействия на психику игрока. В игре исключены ситуации деструктивной деятельности по отношению к объектам.

2.        Цель игры предполагает достижение определенных учебных умений и навыков. Это принципиальное отличие ДКИ от любой другой компьютерной игры. Данный показатель характеризует направленность игровых действий и наличие одного из главных элементов ДКИ – дидактической задачи.

3.        Игровой материал позволяет решать дидактическую задачу. Показатель характеризует качество подобранного игрового материала, не перегружена ли игровая среда игровыми действиями и объектами в ущерб достижению учебных целей.

4.        Правила изменения игровой среды понятны игроку. Понятность игроку основных принципов взаимодействия с игровой средой позволяет сократить время на достижение результата, создает положительную мотивацию у игрока, игровой материал не вызывает отторжения и неприятия. Поэтому данный показатель важен для оценки содержания игры.

5.        Игроку даны четкие указания относительно цели игры и условий ее завершения. Эти указания составляют оперативный план игры. Данный показатель определяет возможности игрока ориентироваться в процессе игры на достижение определенных в указаниях цели и условий завершения.

6.        Игровые и учебные действия выражаются в одной операции. В ДКИ учебные действия осуществляются через игровые и имеют чаще всего четырехкомпонентную структуру: информационный, ориентировочный, исполнительский и контролирующий компоненты.

III. Процессуальный компонент. Данный критерий объединяет показатели, характеризующие игровой процесс и особенности взаимодействия игрока с игровой средой.

1.        Игрок   располагает   достаточными   средствами   для   изменения   игровой   среды.

Интерактивность  игры  обеспечивается  возможностью  выбора  вариантов  содержания  изучаемого материала, режима деятельности и возможностью влиять на игровой мир в целом, как путем изменения параметров игровой среды, так и путем изменения отдельных частей игры.

2.        Изменение игровой среды соответствует поданной игроком команде. Данный показатель предполагает, что в процессе игры система однозначно и вполне определенным образом реагирует на поданные игроком команды.

3.        Пользователь в любой момент может получить информацию о текущем состоянии игры. Оценка игры по данному показателю предполагает учет возможности игровой среды предоставить пользователю всю необходимую информацию – о набранном количестве очков, о ходе выполнения игровой и учебной задачи, о возможных направлениях развития событий, об условиях завершения этапа текущего этапа игры и всей игры в целом.

4.        Пользователь в любой момент может прервать игру. Такая возможность необходима в игре как для соблюдения санитарно-гигиенических правил, так и для предотвращения формирования игровой зависимости у играющего.

5.        Темп развития событий регулируется игроком (или педагогом). Этот показатель характеризует баланс сложности и посильности, который обуславливает во многом играбельность игры, кроме того позволяет индивидуализировать процесс обучения.

6.        Каждая реакция пользователя фиксируется в ходе игры. Данный показатель говорит о степени интерактивности игровой среды.

IV. Регулирующий компонент. Оценка по данному критерию предполагает набор показателей, регламентирующих действия играющего.

1.        Игрок может ознакомиться с правилами игры в любое время (в том числе и в процессе игры). Возможность обращения к правилам игры снимает психологическую напряженность, позволяет игроку осуществлять контроль за своими действиями в процессе игры.

2.        В случае затруднения у игрока есть возможность получить помощь. Этот показатель характеризует оперативность системы помощи.

3.        По ходу игры игрок получает необходимые инструкции. Основное назначение системы помощи – навести на мысль, напомнить, посоветовать. Пошаговое разбиение игрового процесса способствует формированию умения действовать по алгоритму.

4.        В игре предусмотрена система регистрации. Система регистрации предполагает, что игрок может разбить сеанс игры на несколько этапов или же в игре может принять участие несколько играющих.

5.        Система учитывает, на каком действии игрок прекратил игру. Это позволяет игроку следующий сеанс игры начать в того момента, когда он прекратил игру. К тому же это позволяет учителю отследить, какая часть материала была усвоена учащимся.

6.        У игрока достаточно времени на необходимые действия. ДКИ не ограничивает игрока во времени, смена экранов происходит после соответствующих действий игрока. Это означает не отсутствие временных ограничений, а несколько иную систему учета времени – система отслеживает, сколько времени потратил игрок на то или иное действие.

Критерии оценки содержания дидактических компьютерных игр. Эта группа критериев позволяет оценить как содержание игровой среды, так и отдельные игровые объекты с точки зрения их дидактической ценности.

I. Педагогическая целесообразность. По данному критерию показатели характеризуют возможность достижения учебных целей в ходе освоения содержания ДКИ.

1.        Игровые действия позволяют применить имеющиеся у игрока знания и навыки для достижения целей игры. Данный показатель определяет дидактическую ценность игры, успешность игрока в процессе игры.

2.        Достижение  игровых  целей  предполагает  достижение  определенных  учебных  целей.

Данный показатель характеризует степень продуктивности игры.

II. Наличие методического аппарата. Данный критерий необходим для правильной организации процесса обучения с использованием ДКИ.

1.        Наличие методических рекомендаций. Для педагогов и родителей важно получить необходимую информацию о границах применимости игры, ее направленности, поэтому данный показатель необходим для оценки качества игры.

2.        Доступность и полнота методических материалов. Этот показатель содержит качественную характеристику методических рекомендаций.

III.        Эмоциональная насыщенность игры. Этот критерий характеризует аспекты игры, связанные с эмоциональными переживаниями игрока.

1.        Положительная  нравственная  направленность,  нет  агрессивности,  жестокости, насилия. Данный показатель характеризует нравственный аспект содержания игры, соответствие содержания моральным принципам и нравственным нормам социума.

2.        Проигрыш  игрока  вызван  лишь  тем,  что  он  еще  недостаточно  в  ней  разобрался. Играющий должен быть в состоянии понять, как ему справиться с различными препятствиями, которые размещаются на его пути. В игре не должны неожиданно возникать элементы, требующие применения совершенно новых знаний или знаний из незнакомой играющему области.

3.        Применение различных способов демонстрации реакции типа «правильно-неправильно» (например, веселая мелодия – грустная мелодия). Разнообразие способов подведения итогов в игре способствует поддержанию интереса игрока и вызывает у него положительные эмоции.

IV. Достижение обучающего эффекта. Данный критерий характеризует дидактические возможности игры.

1.        Соответствие игровых возможностей общей тематической направленности игры. В ДКИ особым образом отражается действительность. Отличием игровой модели от действия в жизни является то, что можно как бы остановить ситуацию, переиграть ее, ускорить моделируемый ход жизни, по-разному смоделировать одну и ту же ситуацию. В то же время в ходе игры не должно быть моментов, которые отражают ситуацию, противоречащую привычной модели поведения.

2.        Направлена на процессы познавательной деятельности детей. ДКИ должна обеспечивать развитие мышления, формирование умений принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации.

3.        Постановка дидактической задачи происходит через игровую задачу. Этот показатель отражает специфику ДКИ как формы обучения и игровой деятельности одновременно.

4.        Игровая и дидактическая задачи определяют игровые действия детей. Данный показатель характеризует, насколько задачи детерминируют игровые действия, присутствуют ли в игре объекты, отвлекающие внимание детей от решения поставленной задачи.

5.        Наличие обратной связи. Обратная связь позволяет игроку контролировать свои действия, оценивать их правильность.

6.        Игра предъявляет к игрокам требования в отношении их знаний. Это позволяет организовать обучение с опорой на имеющиеся у игрока знания и опыт.

7.        Содержание имеет 4-х компонентную структуру (информационная, ориентировочная, исполнительская и контролирующая основы). Выделение в содержании игры указанных компонентов способствует более прочному формированию ориентировочной основы действий в процессе игры и обеспечивает их перенос в реальность.

V. Интерактивность игры. Данный критерий образуют показатели, характеризующие уровень самостоятельности игрока при взаимодействии с игрой.

1.        У игрока есть возможность влиять на игровой мир в целом, как путем изменения параметров игровой среды, так и путем изменения отдельных частей игры.

2.        Возможность прямого управления действиями персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование программы Adobe Photoshop в создании дидактических игр

Работая учителем-дефектологом, столкнулась с проблемой отсутствия игр и пособий для работы с детьми с нарушениями зрения, которые в полной мере отвечали бы офтальмогигиеническим требованиям и давали б...

"Совместная деятельность ДОУ и родителей в "Творческой мастерской" по созданию дидактических игр"

Познакомившись с творческими играми, изготавливать их самостоятельно, играть  со своими детьми, способствует  сотрудничеству ДОУ с родителями....

Создание дидактических и психокоррекционных сказок.

Дети любят сказки. А сказки способствуют обогащению внутреннего мира ребенка, изменению его личностной сферы. Зная,как  придумывать сказку к определенной проблеме, педагоги могут самостоятельно и...

Создание дидактических игр по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка содержит иформацию о значении, целях и задачах дидактических игр, примеры и  картотеки....

Памятка для педагогов: "Создание дидактических игр для детей в программе Power Point"

Создание дидактической игры  «Собираем урожай» для детей в программе Power Point....

Конспект мастер-класса для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений по теме: «Создание дидактических игр в программе PowerPoint посредством переключателей»

Конспектмастер-класса для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений по теме:«Создание дидактических игр в программе PowerPoint посредством переключателей»...

Презентация "Создание дидактических тренажеров в сервисе Learning.Apps"

В последние годы, а тем более с введением ФГОС нового поколения, в системе образования Российской Федерации продолжаются работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, науч...