Технология речедвигательной ритмики в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
консультация

Каравасилиади Светлана Константиновна

Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад к презентации.56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология речедвигательной ритмики в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

                        

Физиологическая, лингвистическая и психологическая

характеристики элементов речедвигательной ритмики

(3 слайд) Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.

Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией.

(4слайд) Основные звенья речедвигательной ритмики и их характеристика:

  1. Развитие неречевых процессов:

       слухового внимания и памяти,

       пространственных представлений и  навыков зрительной

       ориентации на говорящего;

       развитие тонкой и общей моторики, координации движений;

       развитие мимической мускулатуры;

       развитие произвольного внимания.

  1. Развитие речи и коррекция речевых нарушений:

       развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха;

       развитие орального праксиса, просодии речи;

       формирование фонематического слуха;

       коррекция звукопроизношения.

(5 слайд)Средства речедвигательной ритмики:

  1. Двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

2.  Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство

     ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность

     движений.

  1. Упражнения на развитие дыхания.

Методические приемы речедвигательной ритмики:

  1. Показ упражнений.
  2. Сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений.
  3. Словесная инструкция.
  4. Пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.

(6 слайд) Все движения речедвигательной ритмики – это относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели ( на каждом этапе своя цель).

        Включение речедвигательных упражнений в структуру логопедических занятий предусматривает ее применение в зависимости от этапа логопедической работы, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике.

7 слайд

(8 слайд) Принципы применения речедвигательных упражнений:

  1. Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.
  2. Использование технологии речедвигательной ритмики с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения.

3.   Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному».         Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков.

     По мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, а затем – в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения.  

(10 слайд) Планирование занятий, направленных на коррекцию звукопроизношения и формирование навыков звукового анализа и синтеза, с использованием речедвигательных упражнений

Так как данная технология используется при коррекции речи наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике,  двигательная ритмика не выделяется как самостоятельное занятие 

(в отличие от фонетической и логопедической ритмик), а включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы.

        Наиболее целесообразным является применение данной технологии в процессе постановки правильного звукопроизношения. Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации.

В зависимости от этапа работы над звуком движения речедвигательной ритмики видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.

        Не менее важным и эффективным является применение средств речедвигательной ритмики на логопедических занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза. В данном случае речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образцы звука речи для закрепления межанализаторного взаимодействия и наиболее полноценного усвоения материала.

        Применение элементов речедвигательной ритмики возможно также на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. На таких занятиях данная технология используется как один из вариантов организационных моментов и динамических пауз. При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учетом индивидуальных особенностей детей.

(11 слайд) Особенности произносительной сферы детей

с общим недоразвитием речи

3-4 года – группа диагностики.

         Звукопроизношение детей данного возраста характеризуется рядом особенностей: смягчение согласных, недостаточно четкое произнесение (пропуски, замены, искажения) свистящих и шипящих звуков, пропуски или замены звуков  /Л/, /Р/.  Вместе с тем дети этого возраста способны замечать недостатки произношения у других детей, начинают обращать внимание на собственное произношение, постепенно улучшая его, т.е. начинают ориентироваться в звуковом составе слова.

К трем годам уже имеются предпосылки для работы над звуковой стороной языка. Именно в этот период целесообразно начинать отработку звуков речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4-5 лет . У многих детей к четырем годам не закончено формирование правильного звукопроизношения. Обычно дефекты произносительной стороны речи касаются шипящих (Ш), (Ж), (Ч), (Щ), сонорных (Р), (Л) и в отдельных случаях – свистящих звуков /(С), (З), (Ц). Слуховые и артикуляционные представления ребенка о звуке не могут быть адекватными, если звук произносится неправильно. Поэтому упражнения, направленные на совершенствование фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза следует начинать на материале легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков раннего и среднего онтогенеза. Большинство детей произносит их правильно уже к трем годам. К ним относятся гласные звуки: (А), (У), (И), (О), )Ы); согласные звуки: (М), (Н), (В), (П), (Т), (К), (Б), (Д), (Г), (Х), (Ф), (С).

5-6 лет. При нормальном развитии ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка, в том числе правильным звукопроизношением. Однако при общем недоразвитии речи могут иметь место самые разнообразные нарушения произносительной сферы: от нарушения произношения отдельных звуков до грубого искажения звуковой и слоговой структуры слов.

(13 слайд)

Примерное тематическое планирование занятий по формированию правильного звукопроизношения

3-4 года.  Цели занятий

      1. Знакомство с органами артикуляции.

      2. Развитие подвижности органов артикуляции.

      3. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы и длительности выдоха.

      4. Развитие фонематического восприятия.

      5. Развитие тонкой и грубой моторики.

      6. Закрепление произношения гласных  (А), (У), (О), (И), (Ы); взрывных звонких и глухих согласных (П), (Т), (К), (Б), (Д), (Г); носовых согласных (М), (Н); согласных (В), (Ф), (Х), (Й).

Примерное тематическое планирование занятий по развитию фонематического восприятия и правильного звукопроизношения

4-5 лет. Цели занятий

 1. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению всех звуков родного  языка.

 2. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы, направленности и  длительности выдоха.

 3. Развитие фонематического восприятия.

 4. Развитие тонкой и грубой моторики.

 5. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.


Примерное тематическое планирование занятий по формированию навыков звукового анализа и синтеза

5-6 лет. Цели занятий

1. Формировать  четкость движений органов артикуляционного аппарата.

2. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания,  силы и высоты голоса.

3.  Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

4. Совершенствовать общую и мелкую моторику.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

            14,15,16 слайд – 3этапа проведения занятий с элементами речедвигательной  ритмики                                                                                          

17 слайд – комплекс упражнений.

 18,19 слайд – фрагменты занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

Пособие "Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с СНР"

В данном пособии раскрывается понятие "биологическая обратная связь", подробно  описаны этапы работы с целями и задачами. Рассматриваются особенности использования технологии БОС в корр...

Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5 – 6 лет с ОНР

В рамках применения педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении главную роль играют игровые технологии, так как игра для дошкольников является ведущей деятельностью. В процессе...

Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.

В последние десятилетия в дошкольных образовательных организациях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Создано большое количество методов и приемов устранения речев...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."

Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...