Роль художественной литературы для детей старшего возраста
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему

Постовалова Вера Анатольевна

О роли книги , художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только в Новое время, которое началось приблизительно полтора века назад, эти разговоры стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста. Разрыв во времени объясняется тем, что ранее образ ребенка – дошкольника был более связан со слушанием фольклорных произведений, с устным общением с художественным текстом. Постепенное угасание фольклора, появление литературы, принимающей во внимание специфику дошкольного детства, развитие книжной индустрии, а вместе с ней и возможности создавать книги с учетом особенностей возраста привели к иному представлению о читательских особенностях, о потребностях и вкусах дошкольников.

     Непонимание роли литературы в детской жизни, незнание истории ее развития и современного состояния, ограничение круга детского чтения десятком имен авторов и названий художественных произведений, слабое представление о функциях литературы, с одной стороны, и отсутствие грамотной политики и методики приобщения дошкольников к литературе и процессу чтения – с другой, одни из причин нечтения, неуважения к книге и, как следствие, снижение уровня интеллекта, развития речи ребенка, качественно иного протекания таких психических процессов, как воображение, память, внимание.

     Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается в дошкольном детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в малыше формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.

     Следует отметить, что современный дошкольник – читатель развивается вне культурного контекста, так как во многих семьях сегодня не читают, не ведут разговор о прочитанном, не бывают в библиотеках. Если малыш не посещает детский сад, он может активно не пользоваться книгой, до тех пор пока не возьмет в руки учебник, пока общение книгой не станет обязательным. Прошло уже несколько десятилетий под знаком снижения интеллектуальной ценности книги. Мало кто воспринимает ее как фактор, влияющий на качество жизни личности, семьи, государства.

     Дошкольника рано приучают к компьютеру, аудио- и видеокнигам. А это совершенно иной тип взаимоотношения с текстом. И такие явления, как фрагментарность восприятия, клиповое сознание, поверхностное мышление, быстрая утомляемость от интеллектуального труда, приоритет игровых методик на занятиях, жажда смены событий и видов деятельности, которые характерны для сегодняшних молодых людей, наверное, берут начало в дошкольном детстве, проведенном без книги.

     Малышу надо не только прочитать, но и убедить его, увлечь идеей настолько, чтобы он прислушался, стал думать над ней. Но так как сегодня рядом с ребенком нет тех взрослых какими были Евсеич (С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука»), Наталья Савшина (Л. Толстой «Детство»), бабушка (М. Горкий «Детство»), Горкин (И. Шмелев «Лето Господне»). Неграмотные вовсе или полуграмотные, они могли объяснить детям, раскрыть перед ними полноту жизни, дать в первую очередь сердечный ответ на все детские вопросы.

     Сама действительность поставила перед нами проблему объединения усилий всех категорий взрослых для полноценного участия в жизни ребенка. В контактах с малышом мы, взрослые, ищем новые принципы, новое содержание общения в том случае, если хотим стать ребенку родным человеком, другом, собеседником, опытным посредником между ним и окружающим его миром. Мы опускаемся перед ним «на корточки», чтобы стать ближе, вглядеться в него, понять его проблемы и сделать их своими. Часто в изобретении новых форм, методов, технологий мы забываем о том, что все, что мы открываем сейчас, открыто давно, что о том, что волнует нас сегодня, говорилось раньше, говорилось ярко, интересно. Но… мы пронеслись мимо, не останавливаясь, не вслушиваясь, а порою и не понимая того, что было адресовано нам, сегодняшним, мудрыми предками. Они как будто бы на перед знали о наших заботах, болях и радостях и учили, учили… Ознакомившись с методикой «Ты детям сказку расскажи» автор З. А. Гриценко. В композиции данного методического пособия выделены три части: «Воспитателям», «Родителям», «Детям».

     Главная задача воспитателя – дать совет взрослому, что и как читать ребенку, как работать с книгой, не предлагая ему готовых рецептов в виде заранее разработанных занятий. Воспитатель или родитель, осознав свою активную роль в этом процессе, руководствуясь методическими рекомендациями, вместе с детьми будут постигать литературу, учиться жить с книгой.

     Главная задача воспитателя, приобщающая своих подопечных к детской литературе и детскому чтению, не только воспитывать и развивать самих детей, но еще и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в той программе, по которой работает дошкольное учреждение.

     Главная задача родителей – воспринять и совместно с воспитателем реализовать идеи этой программы, изменить или скорректировать свои представления о детской литературе и детском чтении, о путях и способах приобщения ребенка к книге.

     Первостепенная задача всех категорий взрослых – сделать ребенка грамотным читателем. А дошкольное детство, как уже было сказано, - это период, когда закладываются основы самого высокого и значительного среди читательских типов. И об этом нужно помнить и воспитателям, и родителям.

Круг детского чтения.

     Каждое новое время, каждое поколение нуждается в собственном круге чтения, отражающем читательские потребности, идеалы и идеи. Читатель в ребенке вырастает тогда, когда литература, книга соответствуют его мировидению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции, когда

                                                Обложка или переплет –

                                                Как маленькая дверца,

                                                Приоткрывающая вход

                                                И доступ в область сердца.

                                                                                   Е. Долматовский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_hud_liter.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы для детей старшего возраста

(опыт работы по художественной литературе Постоваловой В.А.)

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

 Вечных истин немеркнущий свет –

это книга…

Т. П. Щепкина – Куперник

     О роли книги , художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только в Новое время, которое началось приблизительно полтора века назад, эти разговоры стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста. Разрыв во времени объясняется тем, что ранее образ ребенка – дошкольника был более связан со слушанием фольклорных произведений, с устным общением с художественным текстом. Постепенное угасание фольклора, появление литературы, принимающей во внимание специфику дошкольного детства, развитие книжной индустрии, а вместе с ней и возможности создавать книги с учетом особенностей возраста привели к иному представлению о читательских особенностях, о потребностях и вкусах дошкольников.

     Непонимание роли литературы в детской жизни, незнание истории ее развития и современного состояния, ограничение круга детского чтения десятком имен авторов и названий художественных произведений, слабое представление о функциях литературы, с одной стороны, и отсутствие грамотной политики и методики приобщения дошкольников к литературе и процессу чтения – с другой, одни из причин нечтения, неуважения к книге и, как следствие, снижение уровня интеллекта, развития речи ребенка, качественно иного протекания таких психических процессов, как воображение, память, внимание.

     Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается в дошкольном детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в малыше формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.

     Следует отметить, что современный дошкольник – читатель развивается вне культурного контекста, так как во многих семьях сегодня не читают, не ведут разговор о прочитанном, не бывают в библиотеках. Если малыш не посещает детский сад, он может активно не пользоваться книгой, до тех пор пока не возьмет в руки учебник, пока общение книгой не станет обязательным. Прошло уже несколько десятилетий под знаком снижения интеллектуальной ценности книги. Мало кто воспринимает ее как фактор, влияющий на качество жизни личности, семьи, государства.

     Дошкольника рано приучают к компьютеру, аудио- и видеокнигам. А это совершенно иной тип взаимоотношения с текстом. И такие явления, как фрагментарность восприятия, клиповое сознание, поверхностное мышление, быстрая утомляемость от интеллектуального труда, приоритет игровых методик на занятиях, жажда смены событий и видов деятельности, которые характерны для сегодняшних молодых людей, наверное, берут начало в дошкольном детстве, проведенном без книги.

     Малышу надо не только прочитать, но и убедить его, увлечь идеей настолько, чтобы он прислушался, стал думать над ней. Но так как сегодня рядом с ребенком нет тех взрослых какими были Евсеич (С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука»), Наталья Савшина (Л. Толстой «Детство»), бабушка (М. Горкий «Детство»), Горкин (И. Шмелев «Лето Господне»). Неграмотные вовсе или полуграмотные, они могли объяснить детям, раскрыть перед ними полноту жизни, дать в первую очередь сердечный ответ на все детские вопросы.

     Сама действительность поставила перед нами проблему объединения усилий всех категорий взрослых для полноценного участия в жизни ребенка. В контактах с малышом мы, взрослые, ищем новые принципы, новое содержание общения в том случае, если хотим стать ребенку родным человеком, другом, собеседником, опытным посредником между ним и окружающим его миром. Мы опускаемся перед ним «на корточки», чтобы стать ближе, вглядеться в него, понять его проблемы и сделать их своими. Часто в изобретении новых форм, методов, технологий мы забываем о том, что все, что мы открываем сейчас, открыто давно, что о том, что волнует нас сегодня, говорилось раньше, говорилось ярко, интересно. Но… мы пронеслись мимо, не останавливаясь, не вслушиваясь, а порою и не понимая того, что было адресовано нам, сегодняшним, мудрыми предками. Они как будто бы на перед знали о наших заботах, болях и радостях и учили, учили… Ознакомившись с методикой «Ты детям сказку расскажи» автор З. А. Гриценко. В композиции данного методического пособия выделены три части: «Воспитателям», «Родителям», «Детям».

     Главная задача воспитателя – дать совет взрослому, что и как читать ребенку, как работать с книгой, не предлагая ему готовых рецептов в виде заранее разработанных занятий. Воспитатель или родитель, осознав свою активную роль в этом процессе, руководствуясь методическими рекомендациями, вместе с детьми будут постигать литературу, учиться жить с книгой.

     Главная задача воспитателя, приобщающая своих подопечных к детской литературе и детскому чтению, не только воспитывать и развивать самих детей, но еще и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в той программе, по которой работает дошкольное учреждение.

     Главная задача родителей – воспринять и совместно с воспитателем реализовать идеи этой программы, изменить или скорректировать свои представления о детской литературе и детском чтении, о путях и способах приобщения ребенка к книге.

     Первостепенная задача всех категорий взрослых – сделать ребенка грамотным читателем. А дошкольное детство, как уже было сказано, - это период, когда закладываются основы самого высокого и значительного среди читательских типов. И об этом нужно помнить и воспитателям, и родителям.

Круг детского чтения.

     Каждое новое время, каждое поколение нуждается в собственном круге чтения, отражающем читательские потребности, идеалы и идеи. Читатель в ребенке вырастает тогда, когда литература, книга соответствуют его мировидению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции, когда

                                                Обложка или переплет –

                                                Как маленькая дверца,

                                                Приоткрывающая вход

                                                И доступ в область сердца.

                                                                                   Е. Долматовский

     Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Это произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми. В КДЧ входит фольклор, собственно детская литература; книги, перешедшие в детское чтение; детское творчество; периодика (детские газеты и журналы). Содержание КДЧ зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только.

     Особую роль в формировании КДЧ играют знания человека в области литературы. Поскольку дошкольник такими знаниями обладать не может в силу объективных причин, то здесь мы должны говорить о знаниях и представлениях взрослого. Чем шире и глубже они, тем интереснее и полнее детская литература будет преподнесена ребенку.

     Содержание круга детского чтения зависит также от состояния самой литературы. Современная детская литература для дошкольников практически не разрабатывает историческую тему. Значит, сейчас, сегодня дошкольник лишен хорошей художественной исторической книги. Без нее круг его чтения будет неполным. Современная детская дошкольная поэзия злоупотребляет нонсенсом, проза тяготит к жанру сказки. Хорошей реалистической литературы  для этого возраста нет. Постоянное пребывание ребенка в мире абсурда или сказки также формирует в нем ограниченного читателя.

     Говоря о КДЧ, нельзя не принять во внимание состояние библиотечных фондов общественных и семейных библиотек. Чем полнее и разнообразнее они, тем правильнее можно будет сформировать КДЧ.

     Еще В. Белинский рассуждал о роли книги в воспитании ребенка и указывал на прямую зависимость дурного воспитания, «нравственного уродства», от подбора книг для детского чтения. Он беспокоился о том, что неправильно выбранная и проанализированная книга приведет к разрушению эстетических чувств читателя. Когда критик называл имена тех писателей, чьи произведения должны читать дети, то выбор соответствовал его собственным строгим требованиям к формированию КДЧ. Это были истинные мастера, такие как Э. Жуковский, В. Одоевский, А. Пушкин, чьи творения воспитывали Человека.

    И сам Е. Белинский, и его последователи Н. Чернышевский и Н. Добролюбов никогда не разделяли содержания книги, ее восприятие и воздействие на читателя дали. Именно этот подход остается принципиально важным для сегодняшнего дня как руководство к действию, как направление для осмысления КДЧ современного ребенка. Очень важно понять, что проблема формирования КДЧ является комплексной. Ее решениям должны заниматься филологи, педагоги, психологи.

     Необходимо учитывать то, что КДЧ не может и не должен быть одинаковым для всех. Наряду с образовательной программой, которая выполняется в ДОУ, существует домашнее, семейное чтение, то есть та часть чтения ребенку, которая обязательно будет вариативной, ибо она в большей степени зависит как от образования и вкуса родителей, так и от других проблем: финансовой (возможности приобретения книг), временной (количество времени, которое тратится на чтение ребенку) и т.д.

     Вариативность детского чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка – читателя. И в то же время есть целый ряд произведений, с которыми человек в дошкольном детстве просто не может не познакомиться. Без них ни один нормальный человек не вырастает – это народные сказки, сказки К. Чуковского, Ш. Перро и Х. К. Андерсена и др., то есть то, что сегодня называется детской классикой. Не прочитанные вовремя, эти книги уже не оказывают на читателя того воздействия, которое в них заложено, оставляют человека без того духовного и эмоционального багажа, который был бы накоплен благодаря своевременному их прочтению.

Психологические

Педагогические

Литературоведческие

Историко-литературные

     Психологические принципы – это учет возрастных особенностей и особенностей восприятия современного дошкольника. Что касается возрастных особенностей, то здесь прежде всего следует обращать внимание на быструю утомляемость ребенка при длительном, однообразном занятии, слабую концентрацию внимания и сложности его переключения, на недостаточный объем памяти, на отсутствие личного опыта, никак не способствующие самостоятельному глубокому постижению текста. Не следует забывать и о такой психофизиологической особенности, как недостаточное развитие фонематического слуха, которое приводит к созданию собственных образов или понятий. Все это – особенности возраста, которые преобразуются по мере взросления ребенка, как преобразуется и сам процесс восприятия.

     Восприятие художественного произведения – это процесс, состоящий из двух этапов: постижение читателем смысла текста и воздействие самого текста на читающего.

     Восприятие – процесс, тесно связанный с возрастом ребенка, особенностями его мышления, читательским опытом. Дошкольник с его наглядно-действенным (1 – 3 года) и наглядно-образным (4 – 5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Отсюда вытекает потребность ребенка в яркой иллюстративной книге, отсюда вытекает и стремление автора создавать для ребенка особые тексты, где образ получает графическое воплощение.

     Очень просто на восприятие ребенка воздействуют морально-эстетические установки семьи, среды, времени, и он понимает произведение в зависимости от своего нравственного опыта.

     Взрослому, поставившему перед собой цель воспитания грамотного читателя, надо знать: литература как вид искусства лучше воспринимается в том случае, когда создана особая эмоциональная атмосфера, настраивающая ребенка на чтение книги.

     Только внимательное отношение к малышу, тщательный подбор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели.

     Педагогические принципы – это воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета. Отдельно хотелось бы остановиться на понятии «доступность», которое часто практикуется весьма однобоко: доступное, значит, понятное. Обратим внимание на характеристику этого понятия в программе «Детство»: «Доступным произведением является такое, которое создает условия для возникновения активной работы мысли читателя – ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литературной задачи – проникновению в замысел писателя». Содержания произведения будет доступно ребенку тогда, когда прежде всего доступным будет язык произведения, его художественные особенности, когда оно будет соответствовать уровню психического и интеллектуального развития дошкольника и в то же время будет несколько опережать этот уровень.

     Литературные принципы: наличие в КДЧ всех видов литературы: проза (эпос), поэзия (лирика), драма; наличие разных видов искусства: фольклор (устное искусство слова), художественная литература (письменное, закрепленное на бумаге, в книге искусство слова); разнообразие жанров, как фольклорных Ш народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы – перевертыши, народные детские песенки, страшные истории), так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, роман – сказка, энциклопедия и другие научно – популярные жанры).

     Историко – литературные принципы: непременное наличие в КДЧ произведений русской литературы и литературы народов мира, а также современную литературу.

     Тематическое разнообразие детской литературы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема родственных отношений; интернациональная тема; тема детства; тема чести и долга; тема войны, историческая тема; человек и техногенный мир и т.д. Все эти и другие темы желательно представить ребенку и как вечные, и как остросовременные.

     Человек нового века должен понять безнравственность любой войны, должен отстаивать, защищать мир на земле.

     Формируя КДЧ в наше         группе, мы учитываем тематическое многообразие детской литературы, возрастные особенности и индивидуальные потребности, так как восприятие литературы малышом и взрослым неодинаково, вкусы и пристрастия разные. Работая с родителями пытаемся стать на точку зрения ребенка. Учим ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать, делать выводы.

Как рассказать детям биографию автора.

Биография писателя, поэта неразделимо связана с его творчеством. Биография детского писателя – вдвойне. Человеку, пишущему о детях и для детей, очень трудно абстрагироваться от собственного детского опыта жизни, детских переживаний.

     Биография писателя очень тесно связана с творческой историей создания произведения. Она является той основой, тем материалом, который затем преображается в произведение.

Знание биографии нужно для того, чтобы глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть некоторые детали текста.

     Знакомство детей с биографией автора играет воспита - тельную роль: это пример творческого служения искусству, пример жизнестойкости, профессионального знания того предмета, о котором идет речь в книге.

     И ребенку, и взрослому. Младшего настраивает на восприятие текста, старшему дает возможность глубже понять его, правильно прочесть малышу, придать нужную эмоциональную окраску.

     Биография (греческое) – жизнеописание, история жизни, жизнь. Это понятие можно ввести в речь детей старшего дошкольного возраста, объяснив его смысл. В остальных случаях надо пользоваться словами - синонимами.

      С элементами биографии можно знакомить ребенка, начиная с 4 лет. В семье это можно делать на четвертом году жизни малыша, в зависимости от степени его развития и педагогического дара взрослого, умеющего выбрать нужные эпизоды биографии и доступно преподнести их ребенку.

     В дошкольном возрасте нет необходимости знакомить детей с полной биографией автора. Биография может быть рассказана как на занятии, специально ей посвященном (в течение 15-20 минут), так и перед чтением произведения (в течение 5-7 минут).

Виды и формы работы:  биография автора сообщается на этапе подготовки к восприятию произведения. Для того чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием текста, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя. Все это перекликается с изображенным в произведении.

     Рассказ должен быть ярким, доступным, но не упрощен - ным, выразительным, но без излишней театральности.

     Даты жизни писателя, создания произведения никогда не сообщаются, но ощущение времени дать надо, сказав,  что «это было давно», или, сообщив о том, что автор жив и продолжает писать для детей. Псевдоним писателя или поэта - называется старшим детям. При этом необходимо заметить, что псевдоним – это вымышленное имя. Взрослому нужно знать, что причины избрания вымышлен - ного имени у каждого автора свои и в зависимости от этого объяснять детям (доступность).

     Не следует говорить детям, когда и какие книги автора были выпущены, какова очередность их выхода: это та информация, которая не будет воспринята дошкольниками в силу особенностей возраста.

     Рассказ о зарубежном авторе советуем предварить сообщением о его стране, используя при этом какие-то необычные описания, факты, подкрепляя повествование иллюстрациями или фотографиями.

     Полезно познакомить детей с портретом писателя. В ДОУ портрет нужно помещать в книжный уголок, где дети несколько дней могут разглядывать его, запоминая черты лица. Воспитатель, улучив момент, повторяет сам или просит детей повторить  имя и фамилию автора. Но делать это надо неназойливо, чтобы не достичь обратного эффекта.

     Рассматривая портрет или фотографии автора в разные моменты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. Можно поразмышлять с ребятами о чертах характера  человека, пишущего для них свои произведения. Пусть эти рассуждения будут далеки от идеала, пусть у малышей не хватит слов для определения чего-либо, не важно. Важно создать прецедент: в лицо творца надо вглядеться, чтобы лучше понять и его самого, и то, что создано им. «Это… расширяет непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближает нас к его создателям, и, значит, парадоксальным образом что-то важное объясняет нам в самих книжках создавших вот такими (а не неизвестно какими) людьми».

     В ДОУ можно собрать видео- и фонотеку, записав голоса писателей, читающих свои произведения, выступающих перед детьми, ведущих детские передачи по телевидению и радио.

     Рассказывая об авторе, можно использовать автобиографические произведения, или воспоминания тех, кто его хорошо знал, что обязательно приблизит слушающих к писателю, сделает тон рассказа мягким, лиричным, проникновенным. Но во всем этом, как всегда, надо знать меру: не утомлять детей, не переигрывать в сообщении, не допускать излишнего драматизма и слащавости.

     Рассказывая о писателе, рисуйте его словесный портрет (как выглядел, во что любил одеваться, какая обстановка окружала его), говорите о его пристрастиях, любимых занятиях, окружении.

     Сообщать об авторе все сразу нецелесообразно. Имеющийся по годам материал можно разделить по годам жизни и пребывания ребенка в детском саду. Если вы читаете книгу по методу «чтение с продолжением», можно рассказывать фрагменты биографии перед каждым новым этапом чтения. Последующее обращение к биографии нужно начинать с воспоминаний о том, что уже известно детям. Воспитатель или родители сами напоминают то, о чем говорилось ранее, или задают краткие точные вопросы детям, чтобы в их памяти восстановить известные им эпизоды биографии автора.

Как сформировать книжный уголок в ДОУ

Что такое уголок книги - это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате,

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

2. Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Младшие группы.

–  Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,

–  Его устройством и назначением,

–  Приучает рассматривать книги (картинки) только там,

–  Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

- брать книги только чистыми руками,

- перелистывать осторожно,

- не рвать, не мять, не использовать для игр.

- после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

– В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

– В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.

– Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

– Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

– Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Средние группы.

– Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.

– Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.

– Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности

– иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Старшие группы.

– Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?

– 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.

– Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

– Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:

В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.

– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.

– Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).

– Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Каким образом происходит замена книг?

Как долго стоит каждая книга на витрине?

Нужны ли тематические выставки книг?

– Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.

Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.

Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.

– В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.

– В старших группах устраивают тематические выставки книг.

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.

  • Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)
  • Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
  • Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться

Руководство.

– Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями

– Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.

Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры.

  • Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».

Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.

  • Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».

В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  • Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
  • Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.

Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

В каких сказках действие происходят в лесу?

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?

  • Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».

Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

  • Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.

(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).

  • Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.

«Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой – Буратино его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги – Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители – папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.

На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка – на французском, Дюймовочка – на датском, Карлсон – на шведском, Старик Хотабыч – на русском, три поросенка – на английском.

  • В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.

1.Читается отрывок.

2.Вопросы

Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.

  • Игра «Докончи фразу».

Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.

Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».

  • Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
  • Игры, построенные по принципу игры в «Города».

Также называем литературных героев.

Вариант: называть не с последней буквы, а с последнего слова.

  • Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки, чистоговорки.
  • Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.

«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».

Вариант «Придумай за автора».

  • Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.

Например, стихи о деревьях.

Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?

Назови как можно больше строк из этого стихотворения.

  • Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
  • Составлять разные слова из одного слова.
  • Игры «сходство-различия».

Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по художественной литературе для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Тема «Литературная викторина. В гостях у сказки»

Цель: сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального состояния детей.Задачи: 1.Закрепить знания по содержанию...

Картотека произведений по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека произведений по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста....

Проект «Приобщение к чтению художественной литературы, сказок детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проб...