конспект НОД по речевому развитию «Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег» (художественная литература) подготовительная группа
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

конспект НОД по речевому развитию

«Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»

(художественная литература)

подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области»

Утверждаю

____________ /С. В. Моргунова/

МДОУ «Детский сад № 12 «Звездочка»

г. Ртищево Саратовской области»

конспект НОД по речевому развитию

«Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»

(художественная литература)

подготовительная группа

воспитатель: Л. В. Звягина

2015г.

г. Ртищево

Цели: 

познакомить с произведением С. Иванова «Каким бывает снег»;                               учить анализировать, сравнивать, высказывать  свои  умозаключения; формировать умения озаглавливать текст и подготовка к пересказу;

обогащать словарный запас и развивать речь детей;

развитие  интереса к чтению художественной литературы через беседу о красоте  природы;

пробуждать  видеть  красоту природы;

воспитывать  интерес  к родной природе, к Родине;

развитие личностных качеств: самооценка, самостоятельность, умение   выслушивать ответы товарищей.

Оборудование:

музыка П. И. Чайковского «Времена года»; 

презентация;

портрет С. Иванова.

выставка книг с произведениями о зиме.

Ход занятия

1.

- Отгадайте загадку.

Он летает белой стаей и  сверкает на свету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною – голубой.

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, назови его, ответь!  (снег)

- Какие слова  – сравнения  помогли  вам  догадаться? (ответы детей)

- Что вы можете рассказать про снег?

- Какой он?

- Где больше всего снега?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

- Давайте же отправимся в путешествие в снежное царство и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, внимательный взгляд натуралиста, зоркий глаз - художника и пусть будет вместе с нами яркое образное слово писателя. Послушайте рассказ, который написал Сергей Иванов

Рассмотреть портрет писателя.

2.

Чтение рассказа, беседа по прочитанным частям.

- О каком снеге говорится в первой части произведения?

                                                                         (самый первый - октябрьский)

- В каком месяце выпал самый первый снег?

- Скажите предложением из текста.

- Что узнали о первом снеге? Какой он?

                                        (робок и тих; ложится для красоты; белый и лёгкий)

- Что значит  «озимое поле»?

- Как описывает автор небо и поле.

                                                                                  (Небо серое, а поле сияет)

- О каком снеге говорится во второй части произведения?

- Как описывает автор январский снег?

                                          (силен и спокоен, тяжелым одеялом; гнет деревья)

- С чем автор сравнивает солнце? (с лампочкой)

- Снег? (с одеялом)

- Поле? (с болотом)

- Обычно про январский снег в солнечный день говорят «Снег блестит». Подберите синонимы к слову «блестеть»

(блистать, искриться, переливаться, всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять)

- О каком снеге говорится в этой части?

- Февральский снег самый: злой и колючий, злой и свирепый, сильный и мокрый.

- Небо кажется (очень низко, очень высоко, очень далеко)

- Человек в такую метель чувствуют себя пушинкой, бумажкой, тряпкой.

- В этом месяце очень часты метели и грозы.

- Так какой же февральский снег?

- Что значит «лупит путника по шапке, по спине»?

- Какой снег в последней части рассказа?

- Почему автор, говоря об апрельском снеге, подобрал слово «дырявый»?

3.

Интерактивная физминутка

4.

Подумайте и скажите, как называется этот рассказ?

- Теперь вы знаете, чем отличается снег в разные зимние периоды.

- Посмотрите на эти картины и скажите, какой снег на них изображен?

- Прослушайте фрагмент из произведения П. И. Чайковского и подумайте, к какой бы части рассказа вы ее отнесли и почему?

5.

- О чем сегодня мы с вами говорили?

- Вам понравилось?

- Что нового для себя вы узнали?

Природа - не слепок,

Не бездушный лик.

В ней есть душа,

В ней есть свобода,

В ней есть любовь,

В ней есть язык!

Будь наблюдательней немножко,

И сам тогда увидишь ты,

Как много в мире красоты.

- Перед вами небольшая выставка произведений о зиме разных авторов.

Кого заинтересовали эти книги, можно взять и рассмотреть иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по Речевому развитию (Чтение художественной литературы) Знакомство с рассказом Г. Балла «Желтячок»

Познакомить с рассказом Г. Балла «Желтячок» . Учить слушать произведение без наглядного сопровождения .Побуждать отвечать...

Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) вторая младшая группа на тему: "Стихотворения А. Барто".

Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) вторая младшая группа на тему: "Стихотворения А. Барто"....

конспект образовательной деятельности Речевое развитие. "Чтение рассказа К. Ушинского "Петушок с семьёй".

Программное содержание: расширять представление детей о домашних птицах: петухе, курице, цыплятах; продолжать учить различать их, продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых ра...

Конспект НОД по речевому развитию "В гостях у сказочных героев" (по русским народным сказкам) (подготовительная группа)

Цель: Формирование представлений детей о народном русском фольклоре на примере сказок, загадок, считалок.Образовательные задачи:- Закрепить умение использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные...

Конспект НОД по речевому развитию(Чтение художественной литературы) во 2-й мл группе

Конспект НОД по речевому развитию, интегративное занятие во 2-й младшей группе....

Конспект занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) во второй младшей группе на тему: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»

Задачи:Образовательные;-повторить и закрепить ранее изученные произведения А. Барто;- формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания;- уточнять, расширять и обобщать предс...