Занятие в старшей группе детского сада «Творчество А.С. Пушкина»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Кириченко Наталья Константиновна

Занятие в старшей группе детского сада «Творчество А.С. Пушкина»

Цель: познакомить детей с поэзией А.С.Пушкина на примере стихов и отрывков из сказок.

Образовательные задачи:

- создание условий для восприятия детьми произведений А.С Пушкина;

- чтение отрывков из сказок поэта на основе театрализованной деятельности и игр;

- интеграция с образовательной областью «Музыкальное развитие»;

- развитие воображения.

Оборудование и материалы:

- костюм с кокошником для ведущей (воспитателя);

- перо, ручка и фломастер;

- черная корона для злой мачехи;

- зеркальце;

- портрет А.С. Пушкина;

- иллюстрации из сказок «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья…» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

- музыкальное сопровождение: отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» -  «Полет шмеля», отрывок произведения из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осень. Октябрь».

 

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Под стульчиками детей разложены осенние листочки и снежинки. Входит воспитатель в русском-народном костюме с кокошником.

-Здравствуйте, ребята! Узнали ли вы меня?

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» - так начинаются строки одной из сказок А.С. Пушкина. Девушки в те далекие времена, когда жил этот великий поэт, носили именно такой красивый сарафан и головной убор, называемый кокошником.

Воспитатель показывает детям портрет поэта.

- А.С. Пушкин писал не только сказки (мы с вами читали «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»), но и стихи о природе. Послушайте  стихотворение и выберите предмет, более подходящий к нему (листок или снежинку):

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

-Ребята, а о каком времени года идет речь в этом отрывке?

(Дети отвечают, показывают листочки).

-А вот другое стихотворение:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на ветвях дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов…

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

- Что вы выбрали на этот раз? Правильно, снежинку!

А теперь послушайте музыку и потанцуйте с нужным предметом.

Звучит отрывок из цикла «Времена года. Осень. Октябрь» П.И. Чайковского.

Дети кружатся с листочками.

- Молодцы, ребята! А теперь, давайте положим листочки и поедем на русской тройке коней в гости, в сказки А.С. Пушкина.

Дети строятся по трое и «едут» к первой остановке.

На  столе разложены предметы: перо, авторучка, фломастер. На доске висит иллюстрация с изображением поэта с гусиным пером в руке.

- Ребята, какой предмет больше всего подходит к этой картине?

(Ответы детей)

- Правильно, подходит перо, потому, что в те времена, когда жил А.С. Пушкин, не было авторучек и фломастеров.  Люди писали с помощью пера, окуная острый его кончик в чернила (специальную краску). Поехали дальше!

Следующая остановка у иллюстраций «Тридцать три богатыря» и «Царевна-Лебедь».

- Итак, здесь мы с вами видим иллюстрации из одной сказки Пушкина. Какой?

(Ответы детей).

- Действительно, они показывают сцены из «Сказки о царе Салтане».

Сейчас пусть все мальчики сядут на стулья, а все девочки превратятся в Царевну-Лебедь и пройдут по кругу, изображая ее.

Воспитатель читает:

…Да, на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу – звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

- Спасибо, девочки. Садитесь. А в каких насекомых превращала князя Гвидона Царевна-Лебедь  в этой сказке?

(Ответы детей).

- Верно: в комара, муху и шмеля. Теперь пусть мальчики выйдут на середину и превратятся в шмелей под музыку. Подходите к любой царевне, пусть она вас обрызгает для превращения, как в сказке.

Мальчики танцуют под музыку Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля».

- Отлично! Садитесь на стулья, мальчики. Ребята, а какие цифры встречаются в сказках Пушкина?

(Ответы детей).

- Число 3 люди считали волшебным, и А.С. Пушкин показал это: «три девицы…», три раза превращался князь, и т.д. А числа 7 и 33 показывают силу, мощь и единство: «семь богатырей» и «тридцать три богатыря». А теперь давайте выйдем, соберемся в кружок и вспомним песенку «Семь сыновей».

Дети встают в круг. Игра-физкультминутка «Семь сыновей» (сопровождается соответствующими движениями по показу воспитателя).  Ведущий (воспитатель) стоит в центре и показывает движения:

У Меланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей:

Все без бровей,

С такими носами,

С такими глазами,

С такими ушами.

Все мы весело живем,

Дружно песенки поем.

Как? – Дружно сделаем вот так!

Ведущий указывает кого-либо, и этот ребенок должен показать  любое движение. Все дети повторяют.  Игра проводится еще раз.

- Ребята, а теперь садитесь на места и ждите в гости одну особу.

Воспитатель снимает кокошник и одевает черную корону.

Читает отрывок, изображая героиню:

Ей в приданое дано было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

-Ребята, кто же это? Из какой она сказки?

(Ответы детей).

- А  какая еще героиня, только уже из другой сказки, была наказана? И кто ее наказал?

(Ответы детей).

- Правильно. Золотая рыбка наказала старуху за жадность. Это «Сказка о рыбаке и рыбке».

Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке.

- А теперь мы с вами поедем к последней остановке нашего путешествия, к «Лукоморью».

Дети «едут» к последней остановке с иллюстрацией «Лукоморье» из поэмы «Руслан и Людмила».

-Давайте встанем в круг и пойдем, как ученый кот, вокруг дуба.

Воспитатель рассказывает стихотворение «У Лукоморья», сопровождая соответствующими движениями.

- Ну вот, мы и побывали с вами в мире сказок А.С. Пушкина. Я надеюсь, вы их будете всегда любить, и читать самостоятельно, когда пойдете в школу.

 

                                                                                                     

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)

Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....

Конспект занятия в старшей группе детского сада Занятие – путешествие «Сундучок здоровья»

интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста, с применением здоровьесберегающих технологий. Занятие выстроено в форме путешествия в игровой форме. Оно может быть использовано в деят...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада по художественному творчеству «Девушка – весна».

Представляю вашему вниманию интегрированое занятие в старшей группе "Девушка - Весна". Данное занятие представляет собой совместную работу детей по созданию образа "Девушки - Весны"...