Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Федотова Юлия Сергеевна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе №6. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

  Цель: формирование эмоционального отношения к литературному произведению.

Задачи:

  1. познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;
  2. развивать интерес к художественной литературе;
  3. развивать речь как средство общения;
  4. формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказки;
  5. совершенствовать диалогическую форму речи;
  6. совершенствовать умения передавать образы персонажей сказки.

Оборудование: книга и иллюстрации; загадка; игрушечная корова с колокольчиком на шее; сказка «Хаврошечка»; цветные карандаши; альбомные листы.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Есть копыта и рога,

Летом ходит на луга.

Чтобы были все здоровы,

Молоко дают ….(коровы).

- Правильно, ребята! Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка. Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла? Дети: да. Для этого нужно прикоснуться к ней, позвонить в колокольчик, который находится у нее на шее, и тогда мы перенесемся с вами в сказку. Готовы?

Закройте глаза и ждите моего прикосновения. До кого я дотронусь, тот сразу же окажется в сказке, которая называется «Хаврошечка».

Основная часть.

 -  А русская народная сказка, которую я вам расскажу сегодня, начинается так: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся».

   Воспитатель повторяет фразу, дети договаривают выделенные слова. Затем выясняет, как ребята понимают смысл выражения: «Есть и такие, которые своего брата не стыдятся».

- Если сказка начинается такой фразой, то как же, по-вашему, жилось Хаврошечке, ее главной героине?

Воспитатель выслушивает ответы детей и начинает рассказывать:

Посылали молодицу

Под горушку по водицу,

А водица далеко,

А ведерко далеко.

- Это еще ребята, не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.

Воспитатель читает сказку, показывает иллюстрации. Непонятные слова и выражения заменяет синонимами, не прерывая чтения (занудили, заморили, приветить, приохотить, тяжко, завтрему, доглядись, распеклась, не дозналась, смежила, пала, завещала, листвицы, кудреватый, затрогал, лиха не знавать).

 

- Ребята, вам понравилась сказка?

- Как она называется?

- К каким людям попала Крошечка – Хаврошечка?

- Сколько было дочерей и как их звали?

- А какими они были?

- А что делала Хаврошечка? (она на них работала)

- Кто помогал Хаврошечке? (корова)

- А что она при этом говорила? (влезь в одно ушко, в другое вылезь и все будет готово)

- Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке? (хозяйка посылала своих дочерей).

- И какая же из дочерей все рассказала мачехе? (Триглазка все рассказала)

- Что же произошло дальше? (Мачеха прикозала зарезать корову)

- а что сделала Хаврошечка? (она собрала все косточки и посадила их)

- Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки? (на том месте выросла яблоня с наливными яблоками)

- Кто проезжал мимо сада, и что произошло дальше? (мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком)

- Почему мачехины дочки не могли угостить барина? (потому что яблоня стала их бить и хлестать веточками)

- Кто угостил барина? (Хаврошечка)

- Чем закончилась сказка? (барин женился на Крошечке-Хаврошечке)

Молодцы, ребята!

- Ребята, давайте немного отдохнем. Становитесь в круг, проведем физкультминутку:

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть!

Все глаза свои закрыли

И головки опустили,

Попадем в рассказы, сказки

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь.

Заключительная часть.

Ребята, кто вам понравился в этой сказке и почему? (понравилась Хаврошечка, она была очень добрая и трудолюбивая)

А какими были мачеха и ее дочки? (они были злыми и завистливыми)

Чему нас учит эта сказка? (сказка учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, уважать и любить друг друга.

(Звенит колокольчик). Закончилась сказка, зазвенел колокольчик, и волшебная сказка перенесла нас обратно в нашу группу. Посмотрите, видите, на память о сегодняшнем занятии Хаврошечка принесла вам угощения – яблочки со своей волшебной яблоньки.

- Ребята, наше занятие закончилось, все молодцы, внимательно слушали и активно отвечали на вопросы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...