Проект "Здравствуй сказка"
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Шелдякова Валентина Николаевна

Знакомство детей со сказками. Развитие устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства.Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_zdravstvuy_skazka.docx49.44 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА»

(для старшего дошкольного возраста)

                                                                                        Подготовили:    

                                                                                        воспитатели логопедической группы ОНР

Шелдякова В.Н.

Актуальность темы.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Гипотеза.

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает  устойчивый интерес к сказке.  Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Тип проекта.

- Информационно-творческий

 - Кратковременный

- Групповой.

Методы.

          Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.

Участники проекта.

Дети старшей группы, воспитатель, учитель-логопед, родители, музыкальный руководитель, администрация.

Обеспечение.

Методическое:

  1. Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ «– М. «Сфера»,2006г.
  2. Русские народные сказки.
  3. Мордовские народные сказки.
  4. Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.
  5. Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
  7.  Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
  8.  Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
  9. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

Материально – техническое:

  1. Аудиозаписи.
  2. Театральные куклы.
  3. Художественная литература.
  4. Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.

Цель проекта:

- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;

-  воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения.

- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

                      Задачи проекта:


1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.


2.Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.


3. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального

комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на

помощь в трудную минуту.

Этапы проекта:

Игровая деятельность                      

Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи».  Кубики и пазлы по разным сказкам.

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

Речевое развитие

1) Занятие по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка».

2) Занятие по сказке «Заяц - хваста».

3) Беседы с детьми о прочитанном.

Ознакомление с художественной литературой

Чтение и обсуждение сказок.

Пересказ разных сказок.

Театральная деятельность

Занятие «Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не достался». Кукольный спектакль «Волшебный цветок».

Рисование

Занятие «Мой любимый сказочный герой».        Занятие «Петушок – золотой гребешок».

Аппликация

Занятие «Платье для Золушки».

Занятие «Сказочный домик».

Работа с родителями

1) Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»;

2) Консультация «Знакомство со сказками».

Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Кот, петух и лиса».                    

  1. Этап -  Подготовительный (разработка проекта).

 (с 10.02.16 г. по 10.03.16 г.)

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

- обсуждение проекта с логопедом, музыкальным руководителем.

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

          - составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

Пути реализации проекта:

  1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
  2. Оформление уголка «В гостях у сказки»
  3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
  4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми :

  1. Чтение разных сказок;
  2. Рисование детьми героев сказок.  
  3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
  4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
  5. Самостоятельное составление сказок.
  6. Рассказывание сказок собственного сочинения.
  7. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
  8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  9. Загадки о сказках, героях сказок.
  10. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
  11. Театрализация сказки: «Кот, петух и лиса»

     Содержание работы с родителями:

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
  3. Чтение сказок с детьми.
  4. Придумывание сказок с детьми.
  5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками
  1.  Этап – Исследовательский

                    - работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

                    - выполнение проекта.

  1. Этап – Заключительный.

        - театрализация сказки «Кот, петух и лиса»

        -  подведение итогов, анализ ожидаемого результата

         - обобщение результатов работы, формулировка выводов

          -составление рекомендаций.

                      Итоги, выводы.

В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:

Через восприятие  сказок мы:

- воспитываем детей

- развиваем выразительную, образную речь

- развиваем логическое мышление

- развиваем творческую активность

- развиваем нравственные качества личности

Взрослые очень ответственно отнеслись к изготовлению костюмов для театральной постановки сказки «Кот, петух и лиса». Приобрели оборудование для занятий и свободной деятельности (краски, цветные карандаши, альбомы, цветную бумагу, кисточки, пластилин), книжки-раскраски, детскую художественную литературу.

Музыкальный руководитель способствует развитию концертной деятельности с использованием подиума, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.

Основным результатом стал показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Мы выполнили намеченный план проекта, изучили все материалы, разработали рекомендации.

  1.  Этап – Презентация проекта.    

 Театральная постановка сказки «Кот, петух и лиса» для родителей.

  1. Этап – Определение задач нового проекта.

Приложения к проекту

«Здравствуй, сказка».

Подготовили:    

                                                                                        воспитатели логопедической группы ОНР

Шелдякова В.Н.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО СКАЗКАМ:

 «ЛИСА, ЗАЯЦ  И  ПЕТУХ».

          (для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовили:    

                                                                                        воспитатели логопедической группы ОНР

Шелдякова В.Н.

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).

3) Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.

4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

5) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Репка»).

Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и петух»).

Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» ( шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.

Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон».

Ход занятия:

1. Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателю посылку и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».

Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.

Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.

2. Воспитатель: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами её читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).

Воспитатель:Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).

Чем они похожи? (Цветом).

Какого они цвета? (Оранжевого).

Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).

Какого цвета? (Желтого).

3. У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.

Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную – дед самый высокий).

Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда – бабка ниже ростом, и т.д.).

Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).

Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску – деда, полоску – бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.

Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). Артем будет рассказывать, а все ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).

Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная. (Физминутка).

Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней?

4. Вместе с детьми берем посылку и располагаемся на ковре. Открываем и вынимаем книгу «Лиса, заяц и петух» и настольный театр.

Воспитатель: Еще одну сказку прислал кот Леопольд.Называется она? (Ответы детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.

Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)

А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).

Почему не помогли зайчику волк и медведь? (Они струсили и убежали).

Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый, храбрый).

Воспитатель: Интересная сказка? (Да).

Кто назовет присказку к этой сказке?

(Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела – это еще не сказка – присказка, сказка вся впереди!)

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

5. Воспитатель: Садитесь дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).

Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи?Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).

Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайца – белый, почему? Лиса – какой круг, почему? Волк – какой круг, почему? Медведь – какой круг, почему? И петушок – какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного).  Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему?(Избушка лисы – ледяная (голубая), зайца – лубяная (коричневая, из бревен) и  есть еще кустик).

6. Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.

Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.

Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди расскажем и покажем эту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. Я напишу письмо, а вы нарисуете своих любимых героев из сказок.

7. Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет ( по желанию).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО СКАЗКЕ:

«ЗАЯЦ  - ХВАСТА».

          (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

  1. Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок; характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок.
  2. Учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом – «ищ».
  3. Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу ее изложения.
  4. Развивать мышление и воображение, память; умение подбирать заместители по заданному признаку (цвет одинаковый, но геометрические фигуры разные).
  5. Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
  6. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Материалы и оборудование: Книжка – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации к этой сказке, игрушки, имеющие отношение к этой сказке( пластмассовые зайчики, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей сказки), у детей – конверты с более мелкими заместителями.

Приемы и методы: Беседа с детьми, рассказавыние сказки воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы с пластмассовыми зайчиками, драматизация отрывка «диалог тетки вороны и зайца – хвасты, специальные речевые упражнения. Подвижная игра «Зайцы на полянке» или «На лесной лужайке».

Ход занятия:

1. Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, русские народные сказки? (Дети перечисляют. За каждый правильный ответ вручается игрушечный зайчонок).

А как обычно начинаются русские народные сказки? (Жил – был, жили – были).

Рассказываю о том, что многие сказки имеют сказочную концовку. Привожу пример: «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!» Прошу детей сначала всем вместе повторить концовку, затем 2-3-им детям.

Воспитатель: А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову: книжица, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (О больших предметах).

Назовите другие слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище).

Послушайте, дети, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». (Прошу детей повторить цитату, выделить слова с суффиксом – «ищ». Ответы детей).

Воспитатель: Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» идет речь о зайце – великане?

2. Рассказываю сказку детям, спрашиваю, все ли слова понятны? Отмечаю похвалой тех, чье внимание привлекли слова: кокорина (коряга), гумно (помещение, в котором крестьяне хранили зерно).

Воспитатель: Итак, что же, в этой сказке жил действительно заяц – великан? (Нет).

Охарактеризуйте зайца. (Ответы детей: сначала хвастун, трусишка – увидев тетку ворону, испугался, а потом храбрец).

3. Воспитатель: Напоминаю детям еще раз диалог тетки вороны и зайца – хвасты, и с помощью детей драматизирую этот отрывок. (Физминутка).

4. Воспитатель: Пройдите, пожалуйста, за свои столы, сядьте, возьмите конверты с условными заместителями персонажей сказки.

Размещаю на фланелеграфе крупные фигурки – заместители. Уточняю с детьми, какая фигурка кого будет обозначать.

Какие геометрические фигурки вы видите? (Дети перечисляют геометрические фигуры: овал – заяц, круги – зайцы, треугольник – ворона, прямоугольники – собаки).

Какого они цвета? (Все они желтого цвета). Есть у нас еще и деревья, какие? Гора, забор, коряга, какого они цвета? (Гора, забор, коряга – коричневого, а деревья – зеленого).

5. Воспитатель: Каждому персонажу сказки мы дали фигурку – заместителя; а сейчас я буду рассказывать сказку, а вы мне ее с помощью условных заместителей разыграете.

Воспитатель хвалит детей, затем просит, чтобы они по очереди, еще раз, самостоятельно рассказали и показали сказку.

6. Приглашаю детей встать, обойти столы, на которых стоят пластмассовые зайцы, и подойти ко мне.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите мне на кого, по вашему мнению, похожи пластмассовые зайчики, которые стоят на некоторых столах? На зайца – хвасту или на зайца – горемыку из сказки «Лиса, заяц и петух»? (Ответы детей).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ

План.

  1. Рассказывание как средство обучения связной речи.
  2. Приемы:

а) совместное рассказывание;

б) образец рассказа;

в) анализ образца рассказа;

г) план рассказа;

д) коллективное составление рассказа (подгруппами, по частям);

е) моделирование (виды моделей);

ж) оценка детских монологов.

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудах Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, О.И.Соловьевой и др. показана роль рассказывания в развитии связной детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. В многолетней практике выделены следующие приемы:

Совместное рассказывание – это совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. В младшей группе – в индивидуальной форме, а в средней старшей группе – со всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи (жила-была…, однажды… и т.д.). Совместное рассказывание  с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Широко применяется на начальных этапах обучения. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи.

Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному выполнению деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и время действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной группе дети могут воспроизводить план и контролировать следование ему рассказчиками. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением.

Коллективное составление рассказа используется в основном на первых этапах обучения рассказыванию. Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель повторяет весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы, затем рассказ повторяют дети.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами (серии сюжетных картинок в рассказывании на свободную тему).

Составление рассказа по частям – это, когда каждый из рассказов создает часть текста (серия сюжетных картинок). Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

Моделирование используется в старшей подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Используются разные виды моделей ( круг, разделенный на 3 неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа). Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н.Г.Смольниковой).ориентиром для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания (статья Т.Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов. Д/в. – 1990 - № 10). Можно использовать абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения (геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка). Функции заместителям детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки – заместители. Широкую известность приобрели работы Л.А.Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности.

Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаются картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться. В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших группах указывает на недостатки, чтобы дети знали, чему им еще предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети. Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

 Загадки  о сказках.

Всех важней она в загадке      

 Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)
из русской народной сказки «Репка»

  .

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?
(Семеро козлят)
из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
из русской народной сказки «По щучьему веленью»

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть – самобранка)
из русских народных сказок

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Жар-птица)
из русских народных сказок

                                                          1

Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.
(Иголка)

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
(Ступа)

И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
(Айболит)
из сказки К. И. Чуковского «Айболит»

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»

У Золушки с ножки свалилась случайно.
Была не простою она,
А хрустальной.
(Туфелька)
из сказки Шарля Перро «Золушка»

                                                         2

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

«Нам не страшен серый волк,
Серый волк – зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых ….
(Поросенка)

А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, – ….
(Мальвина)

Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
(Крот)

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
(Красная Шапочка)

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился ….
(Колобок)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)

                                                       3

Она красива и мила,
Имя  ее от слова «зола».
(Золушка)


Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(Золушка)

Кто любил играть и петь?
Два мышонка –
(Круть и Верть)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….
(Айболит)

У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
(Буратино)

Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)

Пословицы и поговорки. Присказки.

Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.

В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь — самому живу не быть.

>
Жил-был царь овес, он все сказки унес.

За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Змей-горыныч.

< Из милости копытом траву-мураву досягает.
Из сказки (Из песни) слово не выкидывается.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!

На поле-поляне, на высоком кургане.
Не белы снега в чистом поле забелелись...
Не за былью и сказка гоняется.
Не лебедь белая (серая) выплывала...
Не сизый орел, не ясный сокол подымается...
Не туман сизый с разделу подымается...
Не черны леса дремучие чернеются...
Небылица в лицах. .
Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать.

Облачается небесами, подпоясывается заря-ми, застегивается звездами.
Огнем дышит, полымем пышет.

.
Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.

.
Сапоги-самоходы.
Свинка — золотая щетинка.
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Семи пяденей во лбу.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Сивка-бурка, вещий каурка.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Скатерть-хлебосолка.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Слышно, как трава растет.
Стань передо мной, как лист перед травой!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Сума, дай пить и есть.

Тише воды, ниже травы.
Тугой лук.

Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...