Патриотическое воспитание на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Былины о богатырях земли русской
план-конспект занятия по художественной литературе ( группа) на тему

Могильченко Оксана Анатольевна

Патриотическое воспитание на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Былины о богатырях земли русской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_bogatyri.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия:

  • Развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине  на примере жизни и подвигов былинных богатырей.
  • Закрепить знания детей о богатырях – защитниках земли русской.
  • Закрепить названия картин о богатырях известных художников В.М. Васнецова, И.Я. Билибина, К.А. Васильева.
  • Закрепить в речи детей названия элементов одежды богатырей.
  • Закрепить в речи детей названия оружия богатырей.

Задачи:

Обучающая:

  • Формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний.

Развивающая:

  • Развивать умение давать  характеристику герою,
  • Совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
  • Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.

Воспитательная:

  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения, формировать самосознания учащихся на основе исторических ценностей.

Методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный;
  • проблемного изложения;
  • проектно-поисковый;
  • продуктивно-творческий.

Формы работы: 

  • фронтальная;
  • групповая.

Оборудование: 

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • задание для учащихся на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво».

Материал:

  • шлем для каждого ребёнка;
  •  разрезные пазлы «Три богатыря» ;
  • картина с изображением змея Горыныча;
  •  костюм медведя и костюм царевны Несмияны

Предварительная работа:

  • Чтение былин: «Святогор», «Святогор и тяга земная», «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка», «Ставр Годинович», «Вольга и Микула»,.

Разучивание обряда – поклонения «Дубок».

  • Рассматривание репродукций картин о богатырях художников В.М Васнецова, И.Я. Билибина, К.А. Васильева.
  • Разучивание стихов, загадок, пословиц.
  • Рассматривание на иллюстрациях элементов одежды и оружия богатырей.
  • Разучивание подвижных игр: «Полоса препятствий», «Убей Змея Горыныча», «Пройди по бревну».
  • Проведение занятий по конструированию на тему «Богатырь» и по рисованию «Богатырский шлем».

                                          План занятия

I. Организационный момент. Календарь природы .Постановка цели урока.

  А) Чтение отрывка из былины

  1. Сообщение темы занятия

    1. Работа по картине В. Васнецова “Богатыри”.

III. Этап обучения с использованием наглядного материала

     1. Путешествие по Руси

      Физкультминутка «Богатыри»

IV. Этап закрепления полученных знаний

      1.Эстафета

       2. Борьба с медведем

       3. Собери пазл

       4. Одолей змея

       5. Танец богатырей

      6. Кроссворд

V. Итог занятия

    Игра «Да – Нет»

                                                    Ход занятия.

1.Организационный момент

Календарь природы       Слайд №2

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. Садитесь пожалуйста, на свои места.

Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?

 - Какой день недели?

 - Назовите какое сейчас время суток?

Вводная беседа

 Воспитатель загадывает загадку (показ слайда)

Зеленоглаза, весела, 
девица-красавица. 
Нам в подарок принесла, 
то что всем понравится: 
зелень – листьям, нам – тепло, 
волшебство – чтоб все цвело. 
Вслед ей прилетели птицы – 
песни петь все мастерицы. 
Догадались, кто она? 
Эта девица -...
(Весна.)

  • Какое сейчас время года?
  • Какое время года было до весны?
  • Какое время года наступит после весны?
  • Какое время года бывает между зимой и

            летом?

Постановка цели урока. 

Сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения, которое тоже относится к устному народному творчеству. Послушайте его внимательно

 А) Чтение отрывка из былины Слайд №3

Педагог читает отрывок из книги “Русская старина”

“Как во стольном граде Киеве собрались три богатыря святорусских, три брата названых: старый казак Илья Муромец да молодые Алеша Попович с Добрыней Никитичем. И сказал Илья таковы слова:

 – Хватит нам, русским богатырям, по домам сидеть, словно тараканам запечным! Пора нести службу богатырскую – ехать по дальним землям-краям, глядеть, не собирается ли походом недруг на землю Русскую, показывать нашу удаль да силу молодецкую. Поезжай-ка ты, Добрынюшка, за синь-море соленое, а я, старик, поеду во чисто поле, в дальнее раздолюшко...”

II.Сообщение темы занятия     Слайд №4

– Известен ли вам вид этого произведения?

Дети. Немножко похоже на сказку.

– Нет, это не сказка. Это произведение читается плавно, нараспев. Сказки так не читают.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с новым видом устного народного творчества – былиной.

  На сегодняшнем занятие  вы узнаете, что такое былина и научитесь выделять основные признаки этого нового для вас жанра устного народного творчества. Поговорим и о том, для чего народ придумывал былины и зачем нам их знать.

Чтобы успешно справиться со всеми задачами, будьте предельно внимательны, старайтесь не отвлекаться, активно участвуйте в работе и запоминайте всё, о чём говорится на занятии.

  Как вы думаете, ребята, от какого слова произошло слово «былина»?

Посмотрите на предложенные вам иллюстрации к былинам. Попытайтесь понять, что такое былина, о ком и о чём в ней рассказывается?

Я приглашаю вас в удивительное путешествие, которое навсегда запомнится вам. Мы начинаем путешествие по русским былинам.

 Что  же такое былина? (это быль, рассказ о том, что было давным,  давно).

-А кто придумывал былины?

Ответы детей:

- Их сочинял русский народ в давние времена.

-Раньше люди не могли записать то, что сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну.

Через былины мы узнаём, как жили люди в древней Руси, какие события там происходили.

- Кто мне скажет  как называлась наша Родина в древности? (Русь) Слайд №5

-А как назывался главный город на Руси? (Киев)

-Кто им правил? (Князь Владимир)  Слайд №6

-Кто защищал землю от врагов? (Богатыри)  Слайд №7

-Ребята, назовите, каких известных богатырей вы знаете? 

Ответы детей: Слайд №8

•        Святогор

•        Илья-Муромец

•        Добрыня-Никитич

•        Алёша-Попович

-Ребята, а вы знаете, чем прославились богатыри? (Ответы детей: своими подвигами. Они защищали Русь и народ от врагов)

-Ребята, а какие у богатырей были враги?

Ответы детей

•        Калин-царь  Слайд №9

•        Идолище Поганое Слайд №10

•        Змей-Горыныч Слайд №11

•        Соловей-Разбойник Слайд №12

•        Тугарин-Змей  Слайд №13

 Правильно ребята. Жизнь наших предков была трудной. Много раз враги, нападали на нашу землю.

-Зачем надо было защищаться от врагов? (Враги грабили и сжигали селения, забирали в плен детей и женщин, а мужчин и стариков убивали)

 На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины. Такие как : Слайд №14

1. Богатырь, освободивший Забаву Путятичну от Змея Горыныча. (Добрыня Никитич)

2. Богатырь, одолевший Тугарина. (Алёша Попович)

3.Крестьянский сын, 33 года неподвижно просидевший в избе и не подозревающий о своей богатырской силе. (Илья Муромец)

Согласно былинам, богатырь Илья Мурамец  до 33 лет «не владел» руками и ногами.

 Физминутка для глаз Слайд №15-17

  1. Работа по картине В. Васнецова “Богатыри”. Слайд №18

 Многие русские художники обращались в своем творчестве к изображению былинных героев. Посмотрите внимательно на репродукцию картины.  Это картина называется  “Богатыри” Виктора Васнецова. Она создавалась художником с 1881 по 1898 год (почти 20 лет).

Беседа по картине:

•        Как она называется?

•        Кто автор?

•        Кто на ней изображён?

•        Как выглядят богатыри? Во что они одеты? Какое у них оружие?

- А, кто знает, как называются доспехи и оружие богатырские? (Шлем, кольчуга),(меч , копье, булава, лук со стрелами в колчане) Слайд №19- №22

•        Какие у них кони? Спокойно ли они стоят?

•        Что изображено на заднем плане? Как вы думаете, почему автор использовал такие тёмные краски?

Сделайте вывод: кто такие богатыри?

БОГАТЫРЬ – могучий, сильный и смелый воин, охраняющий родную русскую землю от врагов-захватчиков.

III. Этап обучения с использованием наглядного материала

1. Путешествие по Руси (Звук сообщения)

Чтение письма Слайд №23

                                                Добры Молодцы!

Собирайтесь – ка в дружины славные!

Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую.

Освободите от Змея Горыныча, Забаву Путятишну

  Ребята, ну что поможем освободить Забаву?(Да)

Тогда я предлагаю вам отправиться  в небольшое путешествие в древнюю русь и превратиться в былинных богатырей и выполнить много заданий.

Вы готовы?

Как во славном городе Москва,

В центре «Сколковский»

Жили и не тужили

Дружные ребята из  первой группы

Молоды, храбры, сильны!

Все красавцы удальцы!

И отправились они на защиту Забавы Путятишны.

Ну а теперь, собравшись в путь дорогу, мы  немного разомнемся, и  проведём небольшую физкультминутку которая называется «Богатыри»

2.Физкультминутка «Богатыри» Слайд №24

Дружно встали – раз, два, три –

Дети шагают на месте

Мы теперь богатыри.

Руки согнуты в локтях, показывают силу

Мы ладонь к глазам приставим,

Руку правую подносят козырьком к глазам

Ноги крепкие расставим.

Ноги в стороны

Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво.

Поворот вправо

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

Поворот на лево

И направо, и ещё через левое плечо.

Поворот на право через плечо

Буквой Л расставим ноги,

Расставляем ноги

Точно в танце – руки в боки,

Руки в боки

Наклонились влево, вправо

Наклон влево и вправо

Постарались мы на славу!

Руки вверх

 

Ну вот мы немножко размялись  а теперь мы можем отправляться в древнюю Русь.. Попасть туда нам поможет волшебное яблочко:

Ты катись, катись яблочко

По золотому блюдечку,

Укажи нам дорогу

Во славный Киев-град! Слайд №25

Ребята подходят к камню, а на нем написано;

               1 дорога (налево пойдешь, силу свою богатырскую покажешь)

               2 дорога ( прямо пойдешь, с медведем состязания пройдешь)

               3 дорога (направо пойдешь,  ум приобретешь)

IV. Этап закрепления полученных знаний

  1. Эстафета «Кто сильней» Слайд №26

На столе  лежать лимон порезанный пополам. Дети должны по сигналу , одеть перчатки , взять лимон и выжать его в стакан. У кого больше лимонного сока окажется в стакане, тот и победил.

  1.  «Кто самый сильный и ловкий» (Борьба с медведем)

Ребенок переодевается в костюм медведя .  И по сигналу ребенок борется с медведем, кто-кого победит.

  1.  Задание на смекалку «Собери пазлы»

Перед каждой командой расположен инвентарь: «овраг», обруч с деталями ( пазлы). Участники поочерёдно выполняют следующее задание:  берут с оврага (обруча) детали несут  на стол и собирают картину из пазлов  «Три богатыря»

  1. «Одолей змея Горыныча»

Педагог:

Вот и кончились заданья

Да большие испытанья!

Состязались вы на славу

Силу всем вы показали

Быстро пазлы вы собрали

 И косолапого с пути убрали

Змея страшного убили

Значит  вы и победили!!!

Вот она девица та (выходит девочка одетая в народный костюм и благодарит ребят).

Ребята танцуют

  1. Танец богатырей (под С. Намин  «Эх, да надо бы жить красиво») Слайд №27

А красавица дает ребятам  задание разгадать кроссворд

  1. Разгадывание кроссворда Слайд №28

1.Рассказ сопровождающий  игрой на гуслях (Былина)

2. Герой  русских былин, человек безмерной силы совершающий подвиги. (Богатырь)

3.Рубашку такую не вяжут,  не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

4.Оружие это непросто поднять, непросто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…Ну, что догадались ? конечно же (Меч)

5. Чтоб грудь защищать  от ударов врага, уж  вы это знаете наверняка,  на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький  (Шит)

6. Что за полотно , которым укрывался от ветра богатырь (Плащ)

7. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (Шлем)

                                             

                                                   

                                                     Кроссворд

7

2

Ш

4

1

Б

Ы

Л

И

Н

А

6

М

О

Е

П

Е

Г

М

3

К

О

Л

Ь

Ч

У

Г

А

А

Т

5

Щ

И

Т

Ы

Р

Ь

- А сейчас мы с вами отдохнём и поиграем в игру «Да - нет» 

V. Итог занятия

    1. Игра «Да- нет»

Наша Родина сильна ……………………………..да.

И у нас она одна…………………………………..да.

На Руси богатыри есть……………………………да.

Им всегда хвала и честь…………………………..да.

Илья Муромец герой ……………………………..да.

Он был самый молодой………………………….нет.

Соловья он победил………………………………да.

Из автомата подстрелил…………………………нет.

Алёша Попович тоже герой……………………..да.

Он сильный, смелый, молодой………………….да.

Он в Киеве граде дружинником был……………да

Карабаса в бою победил………………………..нет.

На танках боролись богатыри с врагом………..нет.

Они воевали с мечом и копьём…………………да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.

Он змея сумел победить своей силой…………..да.

Гордимся мы нашими богатырями……………..да.

Хотим ли быть такими же сами…………………да.

Вспомните все, что мы говорили о богатырях на занятие.

– О ком мы говорили?

 – Как вы думаете – “Есть ли богатыри в наше время”?

 – Кто они?

 – Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.

Работали  вы дружно, сплочённо. А где дружбой дорожат, там враги дрожат.    И вы должны встать на защиту Земли русской, если потребуется, во времена трудные, врагов отогнать, Родину –мать защитить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Инсценировка русской народной сказки «Козлятки и волк».

Познакомить детей со сказкой «Козлятки и волк» (в обр. К.Ушинского), сопровождая текст показом фигурок настольного театра; вызвать у детей желание слушать сказку неоднократно. Укрепить авт...

Занятие «Патриотическое воспитание на занятиях по ознакомлению с художественной литературой»

В данном занятии по патриотическому воспитанию сформулированны основные задачи и раскрыты методы и приемы организации работы по нравственно-патриотичскому воспитанию детей с помощью художественной лит...

Занятия по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе детского сада «Русская народная сказка «Колобок».Воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна МБДОУ "Детский сад №17 "Одуванчик", Балашиха

Занятия по ознакомлению с художественной литературойв  младшей группе детского сада«Русская народная сказка «Колобок». Образовательные области: «Речевое развитие&raqu...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Занятия по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе детского сада «Русская народная сказка «Колобок».воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к занятию по ознакомлению с художественной литературойв  младшей группе детского сада«Русская народная сказка «Колобок». Образовательные области: «Речевое...

Конспект занятия во второй младшей группе по теме «Александр Невский-богатырь Земли Русской»

Цель:-Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищавших нашу Родину....