" Домашние животные народов ханты и манси"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Бейбалаева Гюльмира Германовна

Конспект занятия в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye_narodov_hanty_i_mansi.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Светлячок»

Конспект

Занятия «Домашние животные народов ханты и манси»

 для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Подготовила: Бейбалаева Г.Г.

Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных.

Закрепить представления о том, что некоторые животные, такие как олени, верблюды и слоны могут быть, как дикими, как и домашними. Дать представление о том, что собаки и олени это домашние животные народов ханты и манси.

 Воспитывать у детей интерес к домашним животным народов ханты и манси и уважение к ним.

 Расширять знания детей о коренном населении Югры, его занятиях, одежде, быте.

Воспитывать интерес, дружеские чувства к детям ханты и манси, желание побольше узнать об их жизни; обогащать словарь детей.

Воспитывать уважение к традициям  культуры народов ханты и манси.

Задачи НОД:

Образовательная область «Познание»:

  • закреплять знания детей о диких и домашних животных, о быте, одежде, занятиях  народов ханты и манси.

 

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Образовательная область «Коммуникация» 

  • учить отвечать на поставленный вопрос, полным предложением;
  • совершенствовать  речь детей.

Образовательная область «Социализация» 

  • приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым;
  • развивать интерес дошкольников к историческому прошлому народов ханты и манси, через народный костюм и предметы народного быта.

Образовательная область: «познавательное речевое развитие»

  • Приобщать детей  устному народному творчеству народов ханты и манси.
  • Совершенствовать монологическую форму речи.
  • Обогащать словарь.

Виды деятельности: конструктивная, игровая, коммуникативная, познавательная, художественное творчество.

Материал к НОД:

  • Дидактическая кукла Филя.
  • Картинки домашних и диких животных слона, верблюда, оленя.
  • Модели признаков домашних животных.
  • Картинки – собачья упряжка, оленья упряжка, олени на пастбище.
  • Картинки изделий из меха оленя.
  • Атрибуты к игре «Важенка и оленята»

 

Предварительная работа: Чтение сказок народов ханты и манси «Минсэй и зайчонок», «Новый человек» из книги Г. Слинкиной «Как Мышата и Лягушата внучатами стали», «Мальчик корешок».

Рассматривание картинок с изделиями из бересты, и оленьего меха.

Подвижная игра «Важенка и оленята»

Цель: Учить детей действовать по сигналу, не натыкаясь друг на друга, развивать двигательную активность, умение ориентироваться в пространстве.  

Ход игры: на полу чертятся несколько кругов, в каждом из кругов находится важенка и два олененка. Волк сидит в стороне. На слова ведущей:

«Бродит в тундре важенка, с нею оленята,

Объясняет каждому, что не понятно,

Топают по лужицам оленята малые,

Терпеливо слушая наставленье мамино»

Оленята выбегают из круга, бегают, играют, по сигналу «волк идет» оленята и важенка убегают в свой домик. Пойманного олененка волк уводит с собой. Важенка, у которой волк не поймал ни одного олененка, считается самой смелой и заботливой.

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: ездовые собаки, оленьи упряжки, важенка, чум, нарты, малица, гусь, сах, кисы, топоры (мужские сапоги из оленьего меха), дымокуры, гнус.  

Ход занятия.

 В гости к детям приходит Филя и говорит, что ему подарили книгу, что ему подарили книгу, которая называется «Домашние животные». Он ее внимательно рассмотрел и нашел ошибки. В этой книге есть слон, верблюд, олень, но ведь это же дикие животные.

Дети объясняют, используя модели признаков домашних и диких животных, что верблюды и слоны – домашние животные, но есть и дикие слоны и верблюды.

Филя говорит, что он понял, а вот что олени, бывают домашними, не верит.

Ведь олени живут на севере, а он целый день по Сургуту гулял и не одного оленя не встретил.

Дети: Олени это домашние животные ханты и манси. Олень и кормит, и одевает, и обувает, и служит жилищем.

Филя: Как это может олень, и служить жилищем, и кормить, и одевать, и обувать.

Дети:  Ханты и манси едят мясо оленя, а из шкуры оленя шьют одежду и обувь, эта одежда очень удобная и теплая. Женская одежда называется малица и гусь. Объясняют предназначение гуся. Гусь надевают поверх малицы, чтобы было теплее. Из меха снятого с ног оленя шьют обувь -  кесы и топоры. Шкурами оленя ханты покрывают свои жилища, которые называются чумом.

Воспитатель: А вы знаете ребята, что на Руси корову называют «кормилицей», а ханты «кормилицей» называют важенку.

Филя: А кто такая важенка?

Дети: Важенка – это олениха.

Воспитатель: Конечно, важенка не дает молока столько, сколько дает корова, но молоко у нее жирнее,  питательнее и вкуснее коровьего. Из оленьего молока ханты делают масло и сыр.

Филя: Вот здорово, а я ничего этого не знал.

Воспитатель: Ребята, а для чего еще ханты нужны олени?

Дети: Ханты и манси запрягают оленей в нарты и перевозят тяжести.

Воспитатель: Да ребята, северный олень – это крупное, сильное, неутомимое животное. День, деньской работает, а распрягут, сам себе еду добывает. Разгребает копытами снег, а там мох-ягель, им олени питаются.

А сейчас вы все превращаетесь в оленят и важенок, а один ребенок будет волком. Дети надевают медальоны и занимают свои места. Проводится   хантыйская игра «Важенка и оленята».

Филя: Да, олени такие хорошие домашние животные, за ними даже ухаживать не надо.

Дети: Ну что ты Филя, ханты заботятся об оленях. Они следят, чтобы олени были сыты, если им мало корма, оленеводы перегоняют их на другие пастбища. Если олень заболел, его лечат, летом оленеводы строят специальные дымокуры, чтобы защитить оленей от гнуса.

Филя: А, что у ханты только олени домашние животные?

Дети: Нет, у ханты есть еще собаки-лайки. Без собаки ханты пришлось бы очень трудно. Лайки очень умные и выносливые собаки. Шерсть у них очень густая, лайки спят прямо на снегу. Они помогают хозяину на охоте, их запрягают в нарты – это ездовые собаки, охраняют стада оленей – это оленегонные лайки. Хозяин очень дорожит хорошей собакой. Собак приучают загонять в стадо отбившихся оленей, помогают оленеводу перегонять стадо в нужном направлении, сгонять оленей в одно место.

Воспитатель: Каждый хозяин старается не растерять свое стадо, этим он выполняет обязательство перед природой. Ханты очень честные люди, если оленевод обнаружит чужого оленя в своем стаде, он непременно отдаст его хозяину.

Филя: Трудно, наверное, приходится ханты и на работу ходить и за оленями следить, и за собаками.

Дети: За собаками и оленями помогают ухаживать их дети. С самого раннего детства ханты и манси приучают своих детей к труду. Девочек учили мамы и бабушки, а мальчиков отцы и старшие братья. С 10-11 лет дети становятся уже надежными помощниками родителям.

Филя: Спасибо вам ребята, я так много интересного узнал о диких и домашних животных, о домашних животных народов ханты и манси, я расскажу об этом своим друзьям Хрюше и Степашке.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы нарисуем рисунки о жизни оленей и собак и передадим их Филе, чтобы он показал их своим друзьям.

Дети рисуют и передают рисунки Филе. Филя благодарит  и прощается с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ

В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у...

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение,  интерес к коренным народам....

Приметы народов Ханты и Манси

Знакомство детей с приметами края...

Загадки народов Ханты и Манси

Расширяем позновательную деятельность о народах Ханты и Манси...

Комплексное занятие «Медведь – священное животное народов ханты и манси»

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) «Медведь – священное животное народов ханты и манси»...