НОД: «Медведь – священное животное народов ханты и манси»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Задачи:
Образовательные:
– расширить представления о животных родного края;
– познакомить детей с обрядом Медвежьего праздника и дать понятие о медведе как священном животном народов ханты и манси;
– закреплять приемы вырезания предметов из бумаги;
– формировать у детей умение завязывать узелок.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление; мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к культурным традициям коренных народов Югры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Хозяин тайги»
Тема НОД: «Медведь – священное животное народов ханты и манси»
Задачи:
Образовательные:
– расширить представления о животных родного края;
– познакомить детей с обрядом Медвежьего праздника и дать понятие о медведе как священном животном народов ханты и манси;
– закреплять приемы вырезания предметов из бумаги;
– формировать у детей умение завязывать узелок.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление; мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к культурным традициям коренных народов Югры.
Материал и оборудование: учебное пособие «Моя Югра. Край, в котором я живу», учебное наглядное пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь», ножницы и веревочки/завязки на каждого ребенка (в соответствии с мастер-классом «Маски Медвежьего праздника» в учебном наглядном пособии «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята давайте поприветствуем друг друга и наших гостей на хантыйском языке Вуща вула, что значит «Добро пожаловать». К нам пришли гости и хотят услышать, как мы много знаем о нашем крае.
- Давайте послушаем стихотворение Олега Морозюк «Мой край»
Люблю тебя, мой край родной,
За зимний холод, летний зной.
За реки студёную прохладу,
За щедрые осени отраду.
За гладь озёр и шум лесов,
За щебет птичьих голосов.
За то, что мы здесь родились,
И жизнь моя с тобой слилась.
- Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? (О любимом и родном крае).
- Как называется край, в котором мы живем? (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра для нас с вами является родным краем). Именно здесь мы с вами и проживаем - в Югре. Скажите, как называется город, в котором мы живём? (Нягань)
Вводная часть
Беседа о животных нашего края
Воспитатель:
- Ребята, каких животных нашего края вы знаете? (Олень, волк,
лиса, песец, заяц…)
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Про кого так говорят?».
«Трусливый как…» (заяц)
«Злой как…» (волк)
«Проворная как…» (белка)
«Хитрая как…» (лиса)
«Сильный как…» (медведь)
«Колючий как…» (еж)
- Сможете ли вы отгадать, про кого из этих зверей загадка:
По неведомой тайге
Идет мужчина
В суконных штанах.
(Медведь)
- Правильно, это медведь. А чем медведь отличается от других животных нашего края, мы с вами сегодня узнаем.
Основная часть
- Посмотрите на иллюстрацию.
- Скажите, какой он – медведь? (Он большой, сильный, мохнатый, коричневого цвета).
- А какие у медведя повадки? В чем внешнее сходство человека и медведя? (Он любит полакомиться медом, малиной, умеет ходить на двух ногах,
как человек).
- Да, ребята, вы правы.
- Ребята я недавно услышала хантыйскую легенду про медведя и хочу ее рассказать вам, она очень интересная.
Рассказ воспитателя о Хантыйской легенде
Ханты считали, что медведь – это человек-богатырь. Вот что рассказывает хантыйская легенда: «Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошел он в лес и заблудился: зашел так далеко вглубь леса, в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через нее в одежде, и ему пришлось все с себя снять. Когда он перелез без одежды через колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью. Не нашел он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошел в таком виде к людям, а свой век стал скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу. Медведь удивлял людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить,
как человек, на двух ногах, чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступни задних лап медведя чем-то похожи на человеческие. Все это и наводило на мысль о родстве медведя и человека.
Медведя ханты боялись, как грозного хищника и чтобы душа добытого на охоте зверя не принесла людям вреда, нужно было ее задобрить. Так возник Медвежий праздник, самый яркий и самый давний. На празднике люди в танце показывали, как они охотились, другие пели песни о жизни медведя в лесу, разыгрывали сцены из повседневной жизни хантов. Этот праздник продолжался несколько дней».
- Ребята, чем вас удивила хантыйская легенда?
- А теперь давайте отдохнем, ведь нас ждет еще увлекательное занятие.
Физминутка «Мишка»
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
Подготовительная работа к изготовлению маски
- Ребята, я предлагаю вам присесть за столы. Сегодня мы сделаем маски для Медвежьего праздника.
- В выполнении этого задания вам поможет картинка на экране и шаблон, над которым вам придется потрудиться.
- Ребята давайте вспомним правила техники при работе с ножницами.
- Аккуратно вырезаем по шаблону маску, приклеиваем все необходимые детали,вдеваем веревочку в дырочку и завязываем в узел.
- Давайте полюбуемся выполненными работами, посмотрите, какие красивые маски у нас получились. Мы сегодня оформим с вами выставку в группе, папы и мамы вечером смогут полюбоваться вашим творчеством.
Заключительная часть
- Что понравилось больше всего на занятии?
- Что ты сегодня сделал, чего раньше не умел?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси
Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты, с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

Комплексное занятие «Медведь – священное животное народов ханты и манси»
Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) «Медведь – священное животное народов ханты и манси»...

Фотоотчет о мастер-классе для воспитанников по изготовлению платья народов Ханты и Манси ««Орнаменты народов Ханты и Манси»»
Для воспитанников детского сада №25 "Семицветик" был проведён мастер-класс по украшению платья народов Ханты и Манси «Орнаменты народов ханты и манси».Каждый ор...

Конспект «МЕДВЕДЬ - СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ ХАНТЫ И МАНСИ»
Программное содержание: продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты. Познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном ханты...

Картотека подвижных игр народов ханты и манси для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по ознакомлению с жизнью и бытом народов ханты и манси
Изучение подвижных игр народов ханты и манси важно для воспитания и развития детей. Традиционные игры этих народов отражают образ жизни, быт, труд, национальные традиции. Они помогают: Приобщатьс...

