НОД: «Медведь – священное животное народов ханты и манси»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Надагова Галимат Исмаиловна

Задачи:

Образовательные:

– расширить представления о животных родного края;

– познакомить детей с обрядом Медвежьего праздника и дать понятие о медведе как священном животном народов ханты и манси;

– закреплять приемы вырезания предметов из бумаги;

– формировать у детей умение завязывать узелок.

Развивающие: развивать внимание, память, мышление; мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к культурным традициям коренных народов Югры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_maski_na_medvezhiy_prazdnik.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Хозяин тайги»

Тема НОД: «Медведь – священное животное народов ханты и манси»

Задачи:

Образовательные:

– расширить представления о животных родного края;

– познакомить детей с обрядом Медвежьего праздника и дать понятие о медведе как священном животном народов ханты и манси;

– закреплять приемы вырезания предметов из бумаги;

– формировать у детей умение завязывать узелок.

Развивающие: развивать внимание, память, мышление; мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к культурным традициям коренных народов Югры.

Материал и оборудование: учебное пособие «Моя Югра. Край, в котором я живу», учебное наглядное пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь», ножницы и веревочки/завязки на каждого ребенка (в соответствии с мастер-классом «Маски Медвежьего праздника» в учебном наглядном пособии «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята давайте поприветствуем друг друга и наших гостей на хантыйском языке Вуща вула, что значит «Добро пожаловать». К нам пришли гости и хотят услышать, как мы много знаем о нашем крае.

- Давайте послушаем стихотворение Олега Морозюк «Мой край»

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За реки студёную прохладу,

За щедрые осени отраду.

За гладь озёр и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что мы здесь родились,

И жизнь моя с тобой слилась.

- Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? (О любимом и родном крае).

- Как называется край, в котором мы живем? (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра для нас с вами является родным краем). Именно здесь мы с вами и проживаем - в Югре. Скажите, как называется город, в котором мы живём? (Нягань)

Вводная часть

Беседа о животных нашего края

Воспитатель:

- Ребята, каких животных нашего края вы знаете? (Олень, волк,

лиса, песец, заяц…)

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Про кого так говорят?».

«Трусливый как…» (заяц)

«Злой как…» (волк)

«Проворная как…» (белка)

«Хитрая как…» (лиса)

«Сильный как…» (медведь)

«Колючий как…» (еж)

- Сможете ли вы отгадать, про кого из этих зверей загадка:

По неведомой тайге

Идет мужчина

В суконных штанах.

(Медведь)

- Правильно, это медведь. А чем медведь отличается от других животных нашего края, мы с вами сегодня узнаем.

Основная часть

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Скажите, какой он – медведь? (Он большой, сильный, мохнатый, коричневого цвета).

- А какие у медведя повадки? В чем внешнее сходство человека и медведя? (Он любит полакомиться медом, малиной, умеет ходить на двух ногах,

как человек).

- Да, ребята, вы правы.

- Ребята я недавно услышала хантыйскую легенду про медведя и хочу ее рассказать вам, она очень интересная.

Рассказ воспитателя о Хантыйской легенде

Ханты считали, что медведь – это человек-богатырь. Вот что рассказывает хантыйская легенда: «Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошел он в лес и заблудился: зашел так далеко вглубь леса, в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через нее в одежде, и ему пришлось все с себя снять. Когда он перелез без одежды через колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью. Не нашел он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошел в таком виде к людям, а свой век стал скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу. Медведь удивлял людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить,

как человек, на двух ногах, чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступни задних лап медведя чем-то похожи на человеческие. Все это и наводило на мысль о родстве медведя и человека.

Медведя ханты боялись, как грозного хищника и чтобы душа добытого на охоте зверя не принесла людям вреда, нужно было ее задобрить. Так возник Медвежий праздник, самый яркий и самый давний. На празднике люди в танце показывали, как они охотились, другие пели песни о жизни медведя в лесу, разыгрывали сцены из повседневной жизни хантов. Этот праздник продолжался несколько дней».

- Ребята, чем вас удивила хантыйская легенда?

- А теперь давайте отдохнем, ведь нас ждет еще увлекательное занятие.

Физминутка «Мишка»

Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.

Подготовительная работа к изготовлению маски

- Ребята, я предлагаю вам присесть за столы. Сегодня мы сделаем маски для Медвежьего праздника.

- В выполнении этого задания вам поможет картинка на экране и шаблон, над которым вам придется потрудиться.

- Ребята давайте вспомним правила техники при работе с ножницами.

- Аккуратно вырезаем по шаблону маску, приклеиваем все необходимые детали,вдеваем веревочку в дырочку и завязываем в узел.

- Давайте полюбуемся выполненными работами, посмотрите, какие красивые маски у нас получились. Мы сегодня оформим с вами выставку в группе, папы и мамы вечером смогут полюбоваться вашим творчеством.

Заключительная часть

- Что понравилось больше всего на занятии?

- Что ты сегодня сделал, чего раньше не умел?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

" Домашние животные народов ханты и манси"

Конспект занятия в старшей группе....

Комплексное занятие «Медведь – священное животное народов ханты и манси»

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) «Медведь – священное животное народов ханты и манси»...

Фотоотчет о мастер-классе для воспитанников по изготовлению платья народов Ханты и Манси ««Орнаменты народов Ханты и Манси»»

Для воспитанников детского сада №25 "Семицветик"  был проведён мастер-класс по украшению платья народов Ханты и Манси  «Орнаменты народов ханты и манси».Каждый ор...

Конспект «МЕДВЕДЬ - СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ ХАНТЫ И МАНСИ»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты. Познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном ханты...

Картотека подвижных игр народов ханты и манси для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по ознакомлению с жизнью и бытом народов ханты и манси

Изучение подвижных игр народов ханты и манси важно для воспитания и развития детей. Традиционные игры этих народов отражают образ жизни, быт, труд, национальные традиции. Они помогают: Приобщатьс...