Творческий проект "Мир сказок В.Г. Сутеева"
проект по художественной литературе (младшая группа)

Цель:

Знакомство с авторской сказкой.

Задачи:

Познакомить детей с произведениями и изобразительным творчеством Владимира Григорьевича Сутеева.

Расширять кругозор детей путём ознакомления со сказками из книги В. Сутеева «Сказки и картинки».

Совершенствовать связную (диалогическую) речь, интонационную выразительность, умение анализировать и обобщать.

Воспитывать нравственные качества, через анализ содержания произведений В. Сутеева.

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитывать в детях интерес к сказкам, желание читать книги и узнавать новое.

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект Сутеев225.71 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «МИР СКАЗОК В.Г.СУТЕЕВА»

Подготовила и провела воспитатель второй младшей группы «Шалунишки»

 Чеснокова Н.К.

 «Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу,   народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Всё это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре»

                                     К. Д. Ушинский

Введение

Всё начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребёнка.

Очень важно, чтобы ребёнок  с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.

Родители - первые главные его учителя. Но, к сожалению, им сейчас порой не до сказок: у них серьёзные дела и совсем нет времени на небылицы...

Да, сейчас "трудное" время. Поэтому дети находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажается представление о мире, в соответствии с которым личная выгода становится выше морали, честности и любви, а это самым пагубным образом сказывается на их духовном развитии.

Какова роль телевидения и средств массовой информации? Велика.

Но, в настоящее время телевидение  и детский сад выступают соперниками в борьбе за время и душу ребёнка. Очень часто то, что показывают по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит воспитатель. Поэтому на плечи педагогов , да и родителей тоже, ложиться большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка духовное начало, развить чувство, чтобы он не вырос бездумным, равнодушным человеком.

Сказка - это благоприятный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.

Паспорт проекта

 По доминирующему методу - творческий

По характеру содержания - ребенок – ДОУ - семья

По характеру участия - ребенка в проекте участник, исполнитель

По количеству участнико- в вторая младшая группа (20 детей)

По продолжительности - Краткосрочный (2 недели)

Цель:

Знакомство с авторской сказкой.

Задачи:

Познакомить детей с произведениями и изобразительным творчеством Владимира Григорьевича Сутеева.

Расширять кругозор детей путём ознакомления со сказками из книги В. Сутеева «Сказки и картинки».

Совершенствовать связную (диалогическую) речь, интонационную выразительность, умение анализировать и обобщать.

Воспитывать нравственные качества, через анализ содержания произведений В. Сутеева.

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитывать в детях интерес к сказкам, желание читать книги и узнавать новое.

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельностью

Планируемые результаты:

Дети должны иметь представление о жанре авторской сказки.

Должны уметь:

Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивать.

Воспроизводить содержание знакомых произведений.

Пользоваться средствами художественной выразительности.

Передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности (рисовании, драматизации) .

Уметь определять и называть произведение по отрывку.

         Этапы реализации проекта:

 На 1 этапе (подготовительном) для расширения представлений детей проводилась работа в книжном уголке:

- Подбор книг и иллюстраций по сказкам В.Г. Сутеева.

- Проводилась подготовка оборудования к занятиям по художественной литературе.

- Оформлялся книжный уголок в группе по сказкам В. Сутеева  

- Была разработана  анкета для родителей  

Во время 2 этапа (практического) осуществлялись различные виды совместной деятельности педагога и детей:

- Просмотр мультфильмов по сказкам В.Г.Сутеева.

- Проведение   занятий по образовательной деятельности «художественная литература».

- Проведение  продуктивной         деятельности по сказкам В. Г. Сутеева.

- Игра-викторина «Разные колеса»

- Выставка книг в книжном уголке группы, по сказкам В. Г. Сутеева.

- Анкетирование для родителей «Книга в вашей семье».

В работе с детьми были использованы педагогические технологии:

  • игровые технологии.
  • групповые технологии обучения.
  • технологии развивающего обучения (достижение воспитанниками обязательного минимума содержания образования).
  • здоровье сберегающие технологии (обеспечение условий воспитания, обучения и развития, не оказывающих негативного воздействия).
  • воспитательные технологии.
  • информационно-коммуникативные технологии.

На 3 этапе (итоговом) было проведено:

- Драматизация сказки «Под грибом»

- С родителями: в анкетировании принимало 12 человек, все ответили, что чтение книг важно для всестороннего развития ребёнка. Большинство семей имеют дома «мини-библиотеки» по детской художественной литературе. Книги покупают, случайно увидев красочную обложку, или по просьбе ребёнка. После прочтения какого- либо произведения, обсуждение и беседы по прочитанному не проводятся.

Родители понимают важность и значимость этой работы с детьми, но в современном ритме жизни не могут достаточно уделять времени чтению детям книг.

Проанализировав анкеты и побеседовав с родителями, мы (родители и педагоги нашей группы, решили работать над этой проблемой вместе, сообща. Родители будут прислушиваться к рекомендациям педагогов в подборе и чтении художественной литературы для чтения в семье.

- Выставка совместных работ родителей с детьми по понравившейся  сказке В. Г. Сутеева  

- Действующий в группе книжный уголок.

        Ожидаемый конечный результат:

 - Повысился интерес у дошкольников к художественной литературе, а именно к сказкам В.Г.Сутеева.

-   Взаимосвязь, между педагогами и родителями группы. Привлечение родителей к чтению детям         художественной литературы в семье.

        Работая над проектом «Мир сказок В.Г. Сутеева", дети нашей группы полюбили сказки этого автора, и в семье у многих были приобретены книги В.Г. Сутеева.

 

Приложения:

РАССКАЗ ПО СКАЗКЕ

ВЛАДИМИРА СУТЕЕВА  «МЫШОНОК И КАРАНДАШ»

 

 

Цель: Формирование у детей эмоционального положительного отношения к авторским сказкам.  

Оборудование: мольберт,  лист бумаги А3,карандаш, мягкая игрушка - мышонок, книга сказок Владимира Сутеева.

 

Воспитатель: - Дорогие ребята, вам нравится, когда вам читают и рассказывают сказки?

Ответы детей: - Да

Воспитатель: - Сегодня я расскажу вам сказку Владимира Сутеева «Мышонок и Карандаш».

Но сначала мы поиграем в веселую игру: «Походка»

- Девочки и мальчики,

А ну-ка не зевайте!

И походку мышки

Скорей изображайте!

Ходят мышки вот так

И вот так, и вот так.  (2 раза)

А сейчас изобразим походку кошки (2 раза).

Воспитатель: - Усаживайтесь удобно на ковер и начинаем нашу сказку. У одного мальчика жил-был Карандаш. Однажды прибежал Мышонок схватив Карандаш и потащил к себе в норку….

Один воспитатель выступает от автора.  . Второй воспитатель играет роль карандаша и рисует по ходу повествования на листе мольберта кошку.

В конце сказки воспитатель предлагает детям самим нарисовать такую кошку, на страх мышатам.

 

 КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СКАЗКЕ

ВЛАДИМИРА СУТЕЕВА «ПЕТУХ  И КРАСКИ»

Программные задачи:

  1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина)
  2. Развитие мышления (группировка предметов по цвету и величине)
  3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, упражнение в согласовании прилагательных с существительными, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них)
  4. Развитие внимания и памяти.
  5. Развитие общей и мелкой моторики.
  6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим .

Оборудование:

- большая мягкая игрушка;

- плакаты с изображением нераскрашенного и раскрашенного петушков;

- карточки к упражнению «Петушки»;

- коробка с карандашами (разного цвета и размера).

Ход занятия

Детей встречает мягкая игрушка. Дети здороваются и говорят ей комплименты, затем садятся за столы.

Воспитатель  показывает детям плакат, на котором нарисован нераскрашенный петушок.

Воспитатель:

- Дети, кто пришел к нам в гости?

Петушок приветствует детей.

 Дети здороваются с петушком.

Воспитатель:

- Наш петушок какой-то печальный. Он чем-то расстроен. Спросите петушка, что с ним случилось? Почему он такой грустный?

Петушок:  

«Нарисовал меня художник, а раскрасить забыл. Пошел я гулять по двору, и все стали надо мной смеяться, даже цыплята. Я спросил у собаки: «Почему все смеются надо мной?» Она ответила: «Да ведь ты не раскрашенный». Подошел я к луже, посмотрел в воду. Все верно. Но что же мне делать? И посоветовала мне собака пойти к ребятам в детский садик».

Воспитатель:

- Дети, вам жалко петушка?

- Вы поможете ему?

Воспитатель ставит на стол большую коробку с карандашами, раздает детям карточки к упражнению «Петушки».

- Как нам помочь петушку? Как сделать его нарядным?

- Правильно, мы будем раскрашивать петушка цветными карандашами.

Воспитатель достает из коробки и показывает детям зеленый карандаш.

- Какого цвета этот карандаш? Какой это карандаш?

- Настя, достань из коробки зеленый карандаш. Какой карандаш у тебя в руке?

Каждый ребенок берет из коробки карандаш и называет его цвет.

Аналогичная работа проводится с карандашами синего, красного, желтого цветов.

По окончании задания у каждого ребенка имеются карандаши указанных цветов.

Воспитатель:

- Сколько карандашей осталось в коробке?

- Посмотрите, на моем столе лежат карандаши: синий, красный, желтый, зеленый. Сейчас карандаши проверят, какие вы внимательные. Один из них будет прятаться, а вы должны угадать, какой карандаш спрятался. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза.

 Воспитатель:

прячет один из карандашей. Открыв глаза, дети определяют, какой карандаш «спрятался». Игра повторяется 3-4 раза.

- Молодцы, ребята, вы очень внимательные.

- А сейчас мы будем превращаться то в маленьких гномов, то в больших великанов. Встаньте в круг.

Физкультминутка:

- Большие ноги идут по дороге: топ, топ, топ (2 раза).

Дети медленно идут по кругу, высоко поднимая ноги.

- Маленькие ножки бегут по дорожке: топ, топ, топ (2 раза).

Дети бегут.

- Сначала буду маленьким, к коленочкам прижмусь.

Дети приседают, обхватывают колени руками.

- Потом я вырасту большим, до мамы дотянусь.

Дети встают на носочки, приподнимают руки вверх

По окончании упражнения дети садятся за столы.

- Мы с вами были то большими, то маленькими. И предметы вокруг нас тоже бывают большими и маленькими. Хотите стать волшебниками?

- Тогда закройте глаза и сосчитайте до трех.

Дети закрывают глаза, хором считают: «Один, два, три». Воспитатель

прикрепляет изображение нераскрашенного петушка на доску. Дети открывают глаза.

- Здравствуйте, добрые волшебники. Как я рада вас видеть! И петушок вам тоже рад. Пришло время помочь ему и другим петушкам.

- Сколько больших петушков у нас в гостях?

- А сколько маленьких?

- Сейчас мы будем раскрашивать петушков, только договоримся, что гребешок и бородка (психолог показывает части тела петушка) будут красными, грудка - желтая, крылышки - зеленые, а перышки на хвосте - синие.

Дети повторяют: «красные», «желтая», «зеленые», «синие».

- Я начинаю раскрашивать.

Воспитатель, имитируя процесс раскрашивания, незаметно меняет плакаты - на доске появляется раскрашенный петушок.

Дети раскрашивают изображения петушков, сверяясь с образцом, вывешенным на доске.

- Молодцы, дети, получилось очень красиво. Вы - настоящие волшебники! Петушок доволен. Ему нравится, что у него появилось много друзей - петушков и все они такие яркие, разноцветные.

Какие у вас петушки?

- А теперь сложим карандаши. Куда мы их сложим?

- Поступим так: все синие карандаши сложим в синюю коробку.

Выставляет на стол коробку синего цвета.

- В какую коробку мы сложим синие карандаши?

- Все желтые - в желтую коробку.

Выставляет на стол коробку желтого цвета.

- Куда мы будем складывать желтые карандаши?

Аналогичные вопросы воспитатель задает, выставляя коробки красного и зеленого цветов. Дети складывают карандаши.

- Ой, я слышу чей-то голос. (Воспитатель прислушивается.)Петушок спрашивает, можете ли вы сложить карандаши по-другому: длинные, большие карандаши - в большую коробку, а короткие, маленькие - в маленькую?

Дети складывают карандаши: большие - в большую коробку, а маленькие - в маленькую коробку. Психолог помогает детям справиться с заданием.

- Молодцы, ребята, петушок доволен вами. Ведь сегодня вы помогли петушку и его друзьям. Раскрасили их очень красиво: зеленым, синим, желтым и красным цветом. Теперь петушок вернется к себе домой, и никто не будет над ним смеяться.  

 

- А теперь расскажем мягкой игрушке, что мы делали на занятии.

Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе

- Спасибо, дети. Попрощаемся с петушком, он вам говорит, что любит вас. А вы?

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СКАЗКЕ

ВЛАДИМИРА СУТЕЕВА «ПОД ГРИБОМ»

Цели: уточнить и обогатить представление детей об авторских   сказках, закреплять умение грамотно оформлять свои ответы, эмоционально реагировать на литературное произведение, развивать интерес и любовь к книге, развитие творческих способностей детей, через художественное творчество, совершенствовать навыки работы с пластилином .

Материалы и оборудование: портрет В. Сутеева, выставка книг и рисунков,  музыкальное сопровождение, пластилин, дощечки.

Ход занятия:

В мире много сказок

Грустных и смешных,

Не прожить на свете нам

Без любимых книг.

- Да, к нам в гости сегодня придет сказка… Да не одна.

- Вы любите сказки?

- Какие знаете?

- Почему вам нравятся сказки?

- Итак, сейчас мы познакомимся с авторской сказкой «Под грибом». Автор ее – В.Сутеев Этот писатель сам иллюстрировал свои произведения (что такое иллюстрировал?). Еще у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал – левой. Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник!

Послушайте сказку.

Воспитатель читает сказку «Под грибом».

Вопросы:

- Понравилось ли произведение?

- Что понравилось (не понравилось)?

- Кто главные действующие лица сказки?

- Вспомните, с чего начинается сказка?

- Кто попросился к муравью под грибок?

- Что произошло с зайцем?

- Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба

- Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?

- Что помогло героям сказки?

- Чему учит нас сказка?

Физминутка:

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.

Что вы, руки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели –

Все пенёчки оглядели.

Вот и Ванюшка с грибом,

С подосиновиком!

Воспитатель открывает зонтик. «Дождик пошёл». Дети прячутся под зонтом.

- Посмотрите, как зонтик похож на грибок, под которым прятались герои сказки. У нас есть большая зелёная полянка, но на ней нет ни одного грибочка. Поможем героям сказки, слепим много грибочков и поставим на полянку, вдруг еще кого-нибудь дождик намочит?

Рассмотреть гриб, из каких частей состоит, какого цвета пластилин понадобится. Приготовить своё рабочее место.

Ножку гриба сделаем в виде «колбаски».

Для шляпки выбираем пластилин другого цвета. Сделаем шарик, а потом разомнём шарик пальчиками: чтобы получилась «лепёшечка». Края немного загнём вниз. Получилась шляпка для гриба.

Теперь оденем шляпку на ножку.

Можно поставить грибочек на полянку.

Итог затятия.

- Все справились с заданием. У всех получились красивые Грибы. Все научились работать с пластилином. Молодцы  Занятие окончено!

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ В. СУТЕЕВА «РАЗНЫЕ КОЛЕСА»

1. Какие звери жили в теремке?

а) Бабочка, Жаба, Мышка, Курочка
б) Мушка, Лягушка, Ежик, Петушок
в) Медведь, Заяц, Стрекоза, Баран

2. Что друзья нашли в лесу, когда пошли за цветами, грибами, дровами и ягодами?

а) карету
б) велосипед
в) телегу

3. Какой зверь смастерил телегу с колесами разного размера?

а) Барсук
б) Медведь
в) Волк

4. Какое колесо взяла с собой Мушка?

а) маленькое колесико
б) среднее колесо
в) самое большое

5. Что она из него смастерила?

а) стульчик
б) подставочку
в) прялочку

6. Что с колесиком сделал Еж?

а) велосипед
б) тачку
в) мельницу

7. Как использовала колесо Лягушка?

а) сделала большой круглый стол
б) смастерила плот, чтобы плавать по реке
в) пристроила к колодцу, чтобы было легче доставать воду

8. А что сделал с колесом Петушок?

а) смастерил новую телегу
б) построил водяную мельницу
в) сделал карусель

Анкета для родителей

1. Считаете ли вы, что чтение книг Важно для всестороннего развития ребенка?

Да

Нет

2. Какие книги для чтения есть у Вас дома?_____________________________

__________________________________________________________________

3. Читаете ли Вы детям те книги, которые читали Вам в детстве?

Да

Нет

4. Как  Вы отбираете книги для чтения, чем руководствуетесь при выборе?

Смотрите содержание

Отбираю по иллюстрациям

Покупаю случайно

Обращаю внимание на авторство

5. Вы читаете книги?

По просьбе ребенка

По своей инициативе

6. Проводите ли вы беседу с ребенком после чтения книги?

Предлагаю

Спрашиваю, что узнал из книги

Обсуждаем поступки героев и их поведение

7. Есть ли у Вашего ребенка любимая книга?__________________________________________________________

«Под грибком» (Сценарий инсценировки по сказке В.Сутеева  )

 

Задачи: Учить разыгрывать представления по знакомым сказкам, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жест.

Развивать интерес к театрализованной деятельности


Костюмы: шапочки муравья, зайца, воробья, бабочки, лягушки, комбинезон и шапка для гриба

Декорации: бутафорские деревья и грибы, листья деревьев.

Действующие лица: Ведущий, Гриб — взрослый, Бабочка, Лягушка, Муравей, Зайчик, Воробей, Лиса — дети.

Звучит музыка.

Ведущий:       На полянке, вдоль дорог

 Вырос беленький грибок.

                        Он грибочек не простой -

                        Сказку нам принес с тобой.

Звучит музыка. На поляне вырос Гриб.

Ведущий:       Осень. Дождик все сильней.

                        Спешит к грибочку Муравей.

Под музыку к Грибу идет Муравей.

Муравей:        Я почти насквозь промок.

                        Спрячусь быстро под грибок!

Ведущий:       Только встал он под грибок

                        Бабочка к грибку идет.

Под музыку появляется Бабочка.

Бабочка:         Здравствуй, добрый Муравей!

                         Спрячь меня ты поскорей.

                         Уж лететь я не могу.

Муравей:        Что ж, конечно помогу!

                         Прячься, прячься, поскорей!

Бабочка и Муравей стоят вместе под Грибком.

Ведущий:        Скачет мокрый Воробей.

Воробей:         Вы, друзья, меня пустите.

                         Пожалейте, не гоните.

                         Я совсем, совсем промок.

                         Вы пустите под грибок.

Муравей:        И тебе найдется место.

Бабочка:        Хоть немного нам и тесно.

Ведущий:        Трое их. Им тесно слишком.

                         Прибежала к Грибку Мышка.

Под музыку к Грибку бежит Мышка

Мышка:          Под Грибок меня пустите

                         Я промокла! Помогите!

Муравей:        Хоть и тесно нам втроем,

                         От дождя тебя спасем.

Бабочка:        Дождь, смотрите, все сильней!

Мышка:         Прячься, прячься, Воробей!

Звучит музыка. На полянке показался Зайчик.

Ведущий:       Кто же это на полянке?

                        Так ведь это серый Зайка!

Зайка (испуганно):

                        Кто там, кто там под Грибком?

                        Вы меня спасите!

                        За мной гонится Лиса,

                        Спрячьте, помогите!

Муравей (обращается к Мышке, Воробью, Бабочке):

                        Жалко Зайца, он промок.

Все:                 Прячься быстро под Грибок.

Ведущая:        А вот и рыжая краса —

                         бежит кумушка — Лиса.

Под музыку на полянке появляется Лиса. Она оглядывается в поисках Зайца.

Лиса:               Кто стоит там под Грибком

                         Вы меня узнали?

                         Отвечайте поскорей,

                         Зайца не видали?

Все:                  Нет!

Лиса:               Лучше время не терять,

                         Дальше побегу искать.

Звучит музыка.

Ведущий:        Дождик кончился. И вот

                        Веселись лесной народ!

Все герои выходят из — под Грибка.

К Грибку прыгает Лягушка.

Лягушка:       Ква — ква — ква!

                        Как под ним вы разместились?

                        Догадались, что случилось?

Все:                 Гриб — то вырос!

                        Мы тебя благодарим

                        И «спасибо» говорим!

Все герои кланяются Грибку.

Гриб:              Не меня благодарите

                        Себе «спасибо» говорите.

                        Ваша дружба Вас спасла

                        И укрыла от дождя!

Все герои танцуют под веселую музыку вокруг Грибка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В мире сказок В.Г. Сутеева"

Творческий поект, реализуемый в средней группе...

Незабываемый мир сказок В. Г. Сутеева

Данная разработка для детей пятого года жизни была проведена на фестивале "Сказка в гости к нам пришла" с использованием ИКТ...

«В мире сказок В.Г.Сутеева"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развития речи» в группе общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет...

Творческий проект "По дорогам сказок В.Г. Сутеева"

Познакомить детей с литературным и изобразительным творчеством Владимира Григорьевича Сутеева....

Итоговое занятие по проекту: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» «Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»

quot;Волшебный мир сказок В.Г.Сутеева" Итоговое занятие по пректу: "Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы" вторая младшая груп...

Проект «В мире сказок В.Г. Сутеева» для детей дошкольного возраста

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Она помогает ему сориентироваться во взрослом мире, учитсмелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам. Дети че...

Проект "В мире сказок В.Г. Сутеева"

Образовательный познавательно-творческий проект реализованный с детьми среднего дошкольного возраста с целью  создания условий для приобщения дошкольников с ЗПР  к восприятию художестве...