НОД в логопедической группе по ознакомлению с художественной литературой и фольклором
план-конспект занятия по художественной литературе на тему

Светлана Юрьевна Сорокина

Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

 

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.

   Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.

   Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские).

   Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность.

   Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.

   Материалы, оборудование: компьютер, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картин В. Васнецова, Б. Зворыкина, М. Врубеля «Снегурочка».

   Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.

   Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».

   Планируемые результаты: эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение  и характер изобразительного творчества.

 

   Ход мероприятия:

   1. Организационный момент.  (Вводный этап)

   В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: - Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).

- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

   В.: - Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной.

   2 часть. Основная.  (Основной этап).

   В.: - «В мире много сказок – грустных и смешных.

             И прожить на свете нам нельзя без них».

   В.: - Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.

   2. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».

   В.: - Сегодня в гостиной разместились иллюстрации. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке?  («Снегурочка»).

   3. Чтение сказки.

   В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка».  «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается». Перед чтением хочу спросить у вас, что значат слова – «Души не чаять», «неможится»?  (словарная работа).

 

 

Выразительное чтение сказки с показом слайдов.

Беседа по  содержанию:

 - Понравилась сказка?

 - Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

 - Какой получилась у ста­риков доченька?

 - Красивая?

 - А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?

 - Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.

 -  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

 -  Ка­кая она была? Опишите её.

Радостная была Снегурочка,  вот какая.    

Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её. 

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

 - А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

 - Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?  (Растаяла).

 - Во что, превратилась Снегурочка?  (В облачко).

 - Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?  (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

 - Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?  

4. Подвижная игра «Заря – заряница».

   В.: - Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод:

   Заря заряница,

   Красная девица,

   По полю ходила,

   Ключи обронила,

   Ключи золотые,

   Ленты расписные.

   Один, два, три – не воронь,

   А беги, как огонь!

   (Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними  словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется.

   5. Игра «Переводчики».    

   В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

 - А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)

 - Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их?    (какие?)

 - А есть те слова, которые не понятны?

 Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

Ø Жили ладно – это как?

Ø Приладили ручки и ножки – что сделали?

Ø Стала расти не по дням, а по часам? – это как?

Ø Души старики в дочке не чают – это как?

Ø Работа в руках спорится –

Ø Неможется –

Ø Свечерело –

Ø Стали кликать Снегурочку –

Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».

 - Грустный конец у этой русской народной сказки?

 - А почему же нам грустно? (снегурочка испарилась)

 - А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?

 - А как?

 - Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

   6. Рефлексия.

- Молодцы, как вы здорово придумали!

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.  

Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой,  попрощаемся с гостями (до свиданья), а мы дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.

   Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.

   Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские).

   Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность.

   Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.

   Материалы, оборудование: компьютер, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картин В. Васнецова, Б. Зворыкина, М. Врубеля «Снегурочка».

   Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.

   Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».

   Планируемые результаты: эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение  и характер изобразительного творчества.

   Ход мероприятия:

   1. Организационный момент.  (Вводный этап)

   В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: - Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).

- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

   В.: - Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной.

   2 часть. Основная.  (Основной этап).

   В.: - «В мире много сказок – грустных и смешных.

             И прожить на свете нам нельзя без них».

   В.: - Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.

   2. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».

   В.: - Сегодня в гостиной разместились иллюстрации. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке?  («Снегурочка»).

   3. Чтение сказки.

   В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка».  «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается». Перед чтением хочу спросить у вас, что значат слова – «Души не чаять», «неможится»?  (словарная работа). 

Выразительное чтение сказки с показом слайдов.

Беседа по  содержанию:

 - Понравилась сказка?

 - Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

 - Какой получилась у стариков доченька?

 - Красивая?

 - А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?

 - Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.

 -  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

 -  Какая она была? Опишите её.

Радостная была Снегурочка,  вот какая.    

Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.  

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

 - А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

 - Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?  (Растаяла).

 - Во что, превратилась Снегурочка?  (В облачко).

 - Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?  (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

 - Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?  

4. Подвижная игра «Заря – заряница».

   В.: - Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод:

   Заря – заряница,

   Красная девица,

   По полю ходила,

   Ключи обронила,

   Ключи золотые,

   Ленты расписные.

   Один, два, три – не воронь,

   А беги, как огонь!

   (Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними  словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется.

   5. Игра «Переводчики».   

   В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

 - А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)

 - Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их?         (какие?)

 - А есть те слова, которые не понятны?

 Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как?
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как?
  • Работа в руках спорится –
  • Неможется –
  • Свечерело –
  • Стали кликать Снегурочку –

Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».

 - Грустный конец у этой русской народной сказки?

 - А почему же нам грустно? (снегурочка испарилась)

 - А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?

 - А как?

 - Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

   6. Рефлексия.

- Молодцы, как вы здорово придумали!

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.  

Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой,  попрощаемся с гостями (до свиданья), а мы дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Солнышко – колоколнышко» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Солнышко – колоколнышко»Воспитатель  Быченко...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»

1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». 2. Задачи:1. Художественная литература. Познакомить дете...

Конспект занятия (НОД) в средней логопедической группе по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка "Заюшкина избушка" (с добавлением нового героя)

Конспект занятия содержит пальчиковую гимнастику, речь с движением. В русскую народную сказку "Заюшкина избушка" добавлен новый герой, который изменяет конец сказки....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в страну книг"

Данное занятие является итоговым занятием  по ознакомлению с художественной литературой  детей средней группы ....

Развитие образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой и фольклором.

В настоящее время нет необходимости доказывать, что на современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования культуры речи. Одним из важнейших источников развития в...

Ознакомление с художественной литературой и фольклором детей дошкольного возраста с ЗПР

Ознакомление с художественной литературой и фольклором детей дошкольного возраста с ЗПР...