Проект "Книжкина неделя"
проект по художественной литературе (средняя группа) на тему

Кукушкина Зоя Евгеньевна

Закрепление и систематизация знаний детей  о сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Книжкина неделя"69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №23»

155815, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Щорса, д. 5 Д

Телефон 2–01–77; 2–28-29

                                 

             

Педагогический проект

 «Книжкина неделя»

                                                       Разработала:

                                                            Кукушкина Зоя

                                                     Евгеньевна

                           

г.Кинешма  2016

Проект средней группы «Книжкина неделя»

Продолжительность проекта: с  1 по 5 октября   (недолгосрочный)

Разработчики и реализаторы проекта:   воспитатель Кукушкина З.Е.

Цель.   Закрепление и систематизация знаний детей  о сказках.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать необходимые условия для успешного восприятия сказок.
  • Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
  • Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
  • Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности.
  • Формировать умение пересказывать  сказки.
  •   Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
  •  Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
  • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.

 

 Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
  • Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
  • При помощи сказочных произведений  бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии  работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;
  • Воспитывать у детей уважение к самому себе;
  • Пробуждать интерес к сказкам;
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

  Участники проекта:

Педагог, дети  2 младшей группы, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Получение  дополнительных знаний о  художественной литературе.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Проведение  театрализованных представлений  по  русским  народным сказкам.
  • Организация выставки рисунков  «В гостях у сказки»  (с  привлечением  родителей).
  • Родительская мастерская (Изготовление книжек-малышек вместе с мамой и папой, выставка поделок, сделанных своими руками «По страницам сказок»).
  • Детское творчество — пластилиновая сказка (лепка  из нетрадиционных материалов), рисование, аппликация.

 Актуальность проекта: 

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. 

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни,  не могут  пересказать  литературные произведения.   Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.

Для решения данной проблемы мы выбрали  работу по ознакомлению со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников очень велика. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы  сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В   современных  условиях  жизни  у детей наблюдается снижение читательского интереса.  Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста  снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о  сказках.

С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект.  Метод проектов можно представить как способ  организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога,  детей  и  родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектный метод, используемый в работе с детьми  дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности,   и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Линии развития личности:

—          обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

—          развитие мышления и воображения, фантазии;

—          речевое развитие;

—          эстетическое развитие;

—          развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

         

Методическое обеспечение:

—         создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);

—         создание тематических выставок.

Методы проекта:

познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры.

Содержание образовательных видов деятельности.

Дата

Основные направления развития

Формы и методы работы

Результат

В течение тематической недели (1-5 октября)

 

Познавательно-речевое развитие

НОД:

  • «Разнообразие  русских народных сказок».
  • Сказки «Колобок», «Смоляной бычок» (видеопросмотр).
  • Слушание   «Рукодельница  и  Ленивица»,   «Сестричка  Аленушка  и  братец  Иванушка».
  • Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций  к  сказкам.  Знакомство  с  творчеством  В. М. Васнецова.
  • Развитие речи  «Сказочный сундучок».

 

Дети познакомились с новыми сказками.

 

Дети познакомились с творчеством В.М. Васнецова

В течение тематической недели (1-5 октября)

Художественно-эстетическое развитие

Социально коммуникативное развитие

Театрализованная деятельность

«Кошкин дом»

«Теремок»

 «Колобок»

  • «Животные  в  сказках » (рисование)
  •  «Колобок» (аппликация)

 

  • «Коллаж по русским народным  сказкам» (аппликация, коллективная работа).
  • «Теремок» (театральная деятельность)

 

 

 

  • Выставка иллюстраций «Наши любимые сказочные герои ».

 

 

  • Выставка рисунков совместно с родителями

«В гостях у сказки»

  • Выставка книг  «Наши лучшие друзья -книги»

 

  • Пластилиновая сказка  (лепка из нетрадиционных материалов)

 

  • Изготовление закладок для книг в подарок старшим детям»

 

 

Дети познакомились с  новой театрализованной постановкой.

 

Выставка детских работ.

 

 

 

 

Дети научились подбирать  атрибуты  к театральной деятельности.

 

 

 

Оформление театрального уголка в группе

 

 

Выставка иллюстраций

 

 

 

 

 

Выставка детских работ

 

 

Работы детей

 

 

                       Дидактические игры:

«Собери сказку из частей», «Какое настроение у сказочного героя?», «Из  какой  сказки?»,  «Путаница», «Мозаика из сказок», «В  мире  сказок»,  «Узнай  по  силуэту»  и так далее.

Сюжетно-ролевая   игра  «Модельер  для  Бабы  Яги».

Театральная шкатулка — инсценировки  сказок    «Репка», «Курочка  Ряба», «Теремок».

 

 

 

Изготовление  новых дидактических игр по данной теме.

 

 

Драматизация сказок. Подбор атрибутов для игр-драматизаций, игр-иммитаций.

В течение тематической недели

Работа с родителями

  • Помощь в оформлении группы
  •  Выставка  рисунков  «По страницам сказок»

 

 

  • Организация книжной выставки.

 

  • Мастерская «Крохотульки-красотульки» -изготовление книжек малышек по мотивам сказок.

 

  • Выставка поделок, сделанных своими руками  по теме.
  • Изготовление папок-передвижек «Вот как книга появилась», «Иллюстрации старинных книг».

Подготовка печатной информации (иллюстрации сказок, плакаты и.т.д)

 

 

 

Изготовление совместно с детьми книжек-малышек.

 

Выставка поделок.

 

 

Оформление папок-передвижек

 

Результаты проекта:

1. Дети  познакомились со сказками.

2. Дети второй младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

3. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

4. Дети были участниками театрализованных и кукольных постановок.

5. Дети научились создавать и отображать, прочитанное,  в творческих работах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчеты о проведении тематических недель во второй младшей группе: " Неделя здоровья" , "Неделя безопасности"

Иногда написание отчета о проведении  тематической  недели является небольшой сложностью, особенно для молодого специалиста: форма, стиль и т.д. Предлагаю в качестве альтернативы имеющимуся ...

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль.Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Семейные праздники - Масленица".

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль. Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Се...

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели «Книжкина неделя. Неделя театра»

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели  «Книжкина неделя. Неделя театра»Цели: приобщение детей к книге; воспитание желания к постоянному общен...