План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Любимые сказки А.С. Пушкина»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) по теме

Шипилова Эльвира Александровна

Материал предназначен для воспитателей,работающих в старших группах. Занятие способствует развитию памяти, познавательного мышления, активизации активного словаря ребенка и т.д.. РЕбята в процессе игры закрепляют знания о сказках А.С, ПУшкина, о героях его произведений, рассматривают иллюстрации и угадывают по предмету название сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.2.2_plan-konspekt_moi_lyubimye_skazki_as_pushkina_.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                 лицей «Технический» городского округа Самара

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками в старшей группе

Тема: «Любимые сказки А.С. Пушкина»

Составила и провела

Э.А. Шипилова,

воспитатель

дошкольных групп

МБОУ лицея «Технический»

г.о. Самара

Дата проведения:

Октябрь 2015 г

Самара, 2015

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками в старшей группе

«Любимые сказки А.С. Пушкина»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

Познавательное развитие:

- развивать любознательность и познавательную мотивацию детей в процессе бесед «Кто такой А.С. Пушкин», «Арина Родионовна», «Что мы узнали»;

- развивать проблемное мышление детей посредством д/и «Назови сказку правильно», «Подбери рифму», «Назови героя», «Кто лишний?», «Выбери правильно»;  

- развивать воображение детей посредством д/и «Собери картинку», «Угадай-ка»;

- способствовать обогащению целостной картины мира у детей посредством ознакомления с познавательными материалами по теме «Великий русский поэт»;

- способствовать развитию творческой активности детей посредством изобразительной деятельности;

- закреплять знания детей о произведениях А.С. Пушкина посредством чтения отрывков из его произведений;

- закреплять знания детей о животных посредством отгадывания загадок;

Художественно-эстетическое развитие:

- способствовать становлению эстетического восприятия окружающего мира в процессе ознакомления с видеоматериалами, иллюстрациями;

Речевое развитие:

- обогащать активный словарный запас посредством д/и «Назови сказку правильно», «Подбери рифму», «Назови героя»;

- развивать навык детей в составлении сложных и сложноподчиненных предложений;

- развивать навык детей согласования прилагательных с существительными в роде и числе посредством проведения д/и «Угадай-ка», «Выбери правильное»;

Социально-коммуникативное развитие:

- способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе дидактических игр;

- развивать навыки совместной деятельности детей в команде посредством командных и индивидуальных д/и;

Методы и приемы: 

по способам передачи и получения информации:

- Наглядные: демонстрация картин, иллюстраций, показ видеоматериалов.

- Словесные: беседа, ответы на вопросы, аргументация вывода

Материалы и оборудование:

Видеопроектор, ЭОР (видео) «А.С. Пушкин и его няня», «Книги и произведения Пушкина», «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», разрезные картинки-пазлы и дублирующие их целые картинки (2 штуки, иллюстрирующие сказки о рыбаке и рыбке и золотом петушке),  «волшебный мешочек», зеркальце, яблоко, отрезок веревки, мячик, 20 смайликов.  

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

  1. Игровая

д/и «Назови сказку правильно»

Цель: обогащение активного словаря, развитие проблемного мышления

д/и «Подбери рифму»

Цель: обогащение активного словаря, развитие проблемного мышления

д/и «Назови героя»

Цель: обогащение активного словаря, развитие проблемного мышления

Д/и «Кто лишний»

Цель: развитие проблемного мышления

д/и «Выбери правильный ответ»

Цель: развитие проблемного мышления

д/и «Собери картинку»

Цель: развитие воображения

д/и  «Угадай-ка»

Цель: развитие навыка согласования прилагательных и существительных в роде и числе

д/и «Выбери правильное»

Цель: развитие навыка согласования прилагательных и существительных в роде и числе

  1. Коммуникативная

Беседа «Кто такой А.С. Пушкин»

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации

Беседа «Арина Родионовна»

Цель: обогащение активного словарного запаса, развитие познавательной мотивации  

Беседа «Что мы узнали»

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации, развитие навыка создания сложносочиненных предложений

  1. Познавательно-исследовательская

Рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов

Цель: закрепление знаний о предметах окружающей действительности

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Предполагаемые результаты

Приветствие гостей.

Сюрпризный момент: педагог зачитывает письмо от Старика, который приглашает детей в гости в «Сказку о рыбаке и рыбке». Педагог приглашает детей в путешествие в сказку.

Дети слушают текст письма, выполняют необходимые требования для того, чтобы «попасть в гости к Старику в «Сказку о рыбаке и рыбке».

Сформирован интерес к познавательной (образовательной) деятельности

Слайд 1 «Сказка о рыбаке и рыбке»

Беседа «Кто такой А.С. Пушкин».

Примерные вопросы:

1. Ребята, скажите кто является героями сказки, в которую мы с вами попали?

2. А кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке?  

3. Что вы знаете об А.С. Пушкине?

Воспитанники отвечают на вопросы и задают их сами друг другу, рассказывают факты и истории из жизни Пушкина

Актуализированы знания детей о «Сказке о рыбаке и рыбке», об авторе А.С. Пушкине.

Слайд 2 «У лукоморья дуб зеленый»

Педагог рассказывает о знаменитом сказочном и волшебном отрывке из произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Воспитанник читает отрывок из «У лукоморья дуб зеленый» наизусть, остальные воспитанники внимательно слушают

Актуализированы знания детей о «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина

Слайд 3 «Арина Родионовна»

Беседа «Арина Родионовна» о няне Пушкина, ее сказках и мотивах к сказкам великого русского поэта.

Примерные вопросы:

1. Как звали няню у А.С. Пушкина?

2. Чем запомнилась Арина Родионовна будущему поэту?

3. О каких волшебных героях рассказывала маленькому Пушкину Арина Родионовна?

Воспитанники отвечают на вопросы и задают их сами друг другу, рассказывают факты и истории из жизни няни Пушкина и самого поэта в детстве.

Актуализированы знания детей о няне Пушкина, мотивах его известных сказок

Педагог предлагает детям разделиться на две команды мальчиков и девочек (численность команд равная) и выбрать капитана с помощью голосования или считалочки. Педагог объясняет правила командных игр – за каждую победу команда получает жетон-смайлик. По окончании игр жетоны. Полученные в командах считаются. Выигрывает та команда, которая заработала больше жетонов-смайликов.

Дети делятся по гендерному типу на 2 команды, выбираю с помощью считалочки или голосования капитанов команд. Ребята слушают правила игр в командах.

Закреплен навык порядкового счета, коллективного выбора.

Д/игра «Назови сказку правильно»

Педагог предлагает командам по очереди вспомнить названия сказок.

Правильность проверяется картинкой-слайдом, которую переключает воспитанник, выбранный с помощью счетных палочек синего цвета и одной палочки красного цвета.

Слайды 4-7

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»

Дети рассаживаются на стульчики по командам. Команды по очереди отвечают на вопрос педагога и произносят название сказки, про которую говорит педагог. Выбирают воспитанника, который будет переключать компьютер, рассматривают слайды

Закреплен навык порядкового счета, закреплены навыки внимания, памяти, развиты навыки проблемного мышления, обогащен активный словарь.

Д/и «Подбери рифму»

Педагог предлагает командам (кто быстрее) подобрать правильную рифму к четверостишью из произведения А.С. Пушкина

Слайды 8-10

«Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»

Дети слушают зачитываемые отрывки из произведений Пушкина, вспоминают окончания четверостиший и произносят их. Первый ответивший правильно игрок зарабатывает своей команде жетон-смайлик.

Обогащен активный словарь, актуализированы строчки из сказок Пушкина

Д/и «Кто лишний?»

Педагог предлагает детям сеть в круг и берет в руки мяч. Педагог называет детям имя сказочного героя и бросает игроку мяч, чтобы тот определил является ли герой героем сказки Пушкина.

Дети садятся в круг, внимательно слушают имя сказочного героя, ловят мяч и определяют, относится ли герой к героям сказок Пушкина или нет?

Развиты навыки памяти, внимания, ловкости, воображения, активного словаря.

Д/и «Собери картинку»

Педагог предлагает командам отгадать загадки и назвать животное. Детям предлагается вспомнить, в какой сказке Пушкина встречается угаданное животное и произнести ее название. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрацию и проверить правильность ответа. Детям предлагается собрать из разрезных картинок-пазлов целую иллюстрацию. Педагог объясняет, что первая собравшая картинку команда становится победителем.

Слайды 11-12

«Рыба», «Петух» 

 

Дети в командах отгадывают загадки о животных, называют их, вспоминают в какой сказке встречаются эти животные, рассматривают иллюстрации к сказке, проверяя правильность своего ответа, выкладывают изображения-пазлы иллюстрации в целую картинку.

Развиты воображение и проблемное мышление, навык совместных действий в команде, закрепление характерных признаков рыбы и петуха

Д/и «Выбери правильно»

Педагог предлагает детям выбрать один правильный ответ на вопрос из трех зачитываемых вариантов о ситуациях, происходящих с героями в сказках А.С. Пушкина. Педагог спрашивает почему этот ответ правильный

Дети отвечают на вопросы, выбрав правильный вариант из предложенных трех, аргументируя его

Развито любознательность и познавательную мотивацию, навык создания сложносочиненных предложений, навыки аргументации и формулирования выводов

Д/и «Угадай-ка»

Педагог предлагает детям угадать, что лежит в «волшебном мешочке», разгадав загадки. Правильность ответа проверяется педагогом, достающим предмет из мешочка.

Дети слушают загадку педагога, разгадывают, проверяют правильность ответа с помощью вынутого из «волшебного мешочка» предмета.

Развиты навыки внимания, проблемного мышления, активизирован словарный запас.

Педагог предлагает детям вернуться в группу из сказок А.С. Пушкина с помощью произнесения волшебных слов.

Беседа «Что мы узнали».

Примерные вопросы:

1. вам понравилось путешествие?

2. что вам запомнилось?

3. какие сказки Пушкина мы с вами вспомнили?

4. каких героев сказок мы с вами называли?

5. а что вам было сделать труднее всего?

6. а что вам удалось сделать лучше всего?

Педагог предлагает детям посчитать количество смайликов в командах и определить, у кого больше. Команда с большим количеством смайликов становится победителем.

Дети произносят волшебные слова и оказываются в группе. Отвечают на вопросы аргументированно. Подсчитывают количество смайликов в командах и определяют команду-победителя

Развито любознательность и познавательную мотивацию, навык создания сложносочиненных предложений, навыки аргументации и формулирования выводов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "В царстве чисел и фигур"

·                   Формировать умение использовать знания о свойствах предметов (форма, цвет, размер);·...

План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР) по теме «О зиме говорили – медвежат разбудили»

В плане-конспекте отражены коррекционно-развивающие задачи по активизации словарного запаса по теме "Зимние забавы", образованию дательного падежа существительных, формированию фонетико-фонематической...

План-конспект организации непосредственно образовательной деятельности развлечение в старшей группе "Лето красное в гостях"

Даный конспект поможет вам совершенствовать у детей навык соблюдать правила в подвижных играх, развивать ловкость,  смелость,  выносливость, воспитывать чувство товарищества,  взаимопом...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в 1 младшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели «В стране игрушек» по теме «Любимая игрушка» Подготови

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федера...

Проект старшей группы "Любимые сказки А.С. Пушкина"

Познавательно - творческий проект, цель данного проекта, создание условий для знакомства детей с биографией и произведениями А.С. Пушкина....

Проект старшей группы "Любимые сказки А.С.Пушкина"

Знакомство с творчеством писателя....