Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы по познавательному развитию «Сказочный лес»
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа) на тему

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы по познавательному развитию

«Сказочный лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_5.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к  критериям 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы по познавательному развитию

«Сказочный лес»

воспитателя Лактионовой Натальи Николаевны

2016-2017 учебный год

Тема: «Сказочный лес»

Образовательные задачи:

• развивать речь, логическое мышление, произвольную память навыки диалогической речи, умение подбирать слова;

• способствовать к формированию умения узнавать и правильно называть героев сказки;

• развивать звукопроизношение, мелкую моторику, воображение;

• развивать тактильные ощущения, внимание, память;

• воспитывать интерес к познанию окружающего мира, наблюдательность, любознательность;

• воспитывать коммуникативные умения, желание оказывать помощь другим;

Предварительная работа:

• чтение и рассказывание русских народных сказок

• рассматривание иллюстраций к сказкам;

• драматизация сказок.

Материалы к занятию:

• презентация на тему: «Добрые сказки», колокольчик, письмо, дерево, листики с загадками, карточки с иллюстрацией сказки «Курочка Ряба»; яйца, полотенце, платочки, книга, геометрические фигуры: большой жёлтый круг, квадрат коричневого цвета, квадрат красного цвета, квадрат оранжевого цвета, треугольник чёрного цвета, треугольник белого цвета, треугольник серого цвета, большой желтый круг, прищепки, книга «Волшебные сказки».

Логическая основа образовательной ситуации

Образовательная цель - Формировать у детей логику, мышление, расширять его представление о художественных образах сказки.

Новое знание - С помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать- Актуализировать знания детей о сказках, расширять кругозор и обогащать словарный запас по средствам загадок

Причина затруднения Все выдвинутые предположения нужно проверить

Цель деятельности детей по преодолению затруднения Подумать и обсудить, что может помешать упасть яйцу, и провести опыт.

Технологии: «Ситуация», личностно-ориентированные, игровые, здоровьесбережение.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

I. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию

Воспитатель звенит в колокольчик и говорит:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.

– Здравствуй, Оленька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Дашенька! Дин-дон-дон!

-Все готовы заниматься?

-Очень будем мы стараться!

- Тогда слушайте письмо, которое я нашла сегодня на окне в группе.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Баба – Яга. Помните, мы с вами веселились на новогодних праздниках? Как мне понравилось! Приглашаю вас всех ко мне в гости. Но, чтобы попасть в сказочный лес надо выполнить задания, которые я посылаю вам. Счастливого пути! До встречи! »

- Вы хотите отправиться в гости к Бабе – Яге и выполнить все ее задания?

А сможете?

- Тогда я предлагаю отправиться в путешествие в Сказочный лес. Путь нам предстоит сложный.

- На чем же нам добраться до Сказочного леса? (на самолете, на поезде, на ковре – самолете, на машине)

- Мне очень понравилась идея поехать на машине. А вам?

- Прекрасно, отправляемся на машине. Но так как мы отправляемся в Сказочный лес, то и машины у нас будут волшебные – автомобили-скороходы, маленькие, но очень быстрые!

Заводите моторы, и отправляемся в путь!

Качу, лечу во весь опор,

Я сам шофер, я сам – мотор!

Нажимаю на педаль,

И машина мчится вдаль!

Первая остановка «Сказочные загадки»

II. Актуализация знаний

Дидактическая задача: ( презентация «Добрые сказки» слайд № 1-11), «актуализировать знания детей о сказках, расширять кругозор и обогащать словарный запас по средствам загадок

На дереве на листочках написаны загадки.

«Сказочные загадки»

Чашки три и три постели

Стульев тоже три, смотри

И жильцов здесь, в самом деле

Проживает ровно три.

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить опасно.

(Сказка «Три медведя»)

В поле появился дом.

Поселились в доме том:

Мышка, лягушка.

А еще лохматый Мишка

Позже поселился тут.

Как все домик-то зовут?

(ТЕРЕМОК)

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь –

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел?

( «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

( «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»)

Жили братья-толстячки,

Все три носа – пяточки.

Старший братец – всех умней,

Дом построил из камней.

Отвечайте-ка ребята,

Кто те братья?

( «ТРИ ПОРОСЕНКА»)

3. Затруднения в ситуации

Дидактические задачи:

закреплять умение видеть и принимать проблемную ситуацию.

- Молодцы! А теперь, заводите моторы автомобилей - скороходов, и продолжаем путь!

Качу, лечу во весь опор,

Я сам шофер, я сам – мотор!

Нажимаю на педаль,

И машина мчится вдаль! [/i ]Стоп!

Остановка «Сказочные ситуации».

- Баба – Яга оставила для нас фотографии из сказки. Какая это сказка (Это сказка «Курочка Ряба»)

-Кто герои? (Курочка Ряба, дед и баба)

-Что с ними случилось? (Курочка снесла яичко. А мышка бежала, задела хвостиком, яичко упало и разбилось).

- Баба – Яга просит нас сделать так, чтобы яичко со стола не упало?

Фиксация затруднения

Смогли мы сразу выполнить задание Бабы - Яги?

Причина затруднения

Почему не смогли? (Потому что все наши предположения нужно проверить)

Цель деятельности по преодолению затруднения

- Значит, что нам надо сделать?

Подумать и обсудить, что может помешать, яйцу упасть, и провести опыт.

(Предположения детей - можно положить на стол скатерть, салфетку, платочек, полотенце.)

IV. Открытие нового знания

Дидактические задачи: с помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

- Давайте проверим. (Эксперимент с яйцом и полотенцем, платочком).

- Так почему яичко не падает? (Потому что стол не гладкий)

- Что еще можно придумать, чтобы яичко не катилось со стола? (Выслушиваем все варианты - положить на специальную подставку для яиц, сделать заборчик из различных материалов, подставить ладони и другие варианты ответов детей)

Как можно сделать заборчик, из чего? (Варианты ответов)

- Скажите, ребята, нам удалось выполнить задание Бабы – Яги? Мы смогли ей подсказать, как сделать так, чтобы яичко не разбилось? Молодцы!

Предлагаю поиграть.

Физкультурная минутка

Цель: организовать активный отдых детей

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

- Продолжаем наш путь, заводите автомобили – скороходы.

Качу, лечу во весь опор,

Я сам шофер, я сам – мотор!

Нажимаю на педаль,

И машина мчится вдаль! Стоп!

Остановка «Сказочные игры»

V. Включение нового знания в систему знаний и умений

Дидактические задачи:

-развивать у детей логику, мышление, расширять его представление о художественных образах сказки.

- закреплять восприятие содержания сказки, ее идеи, образных слов и выражений.

Словесная игра:

«Добавь словечко к названию сказки»

- Гуси -(Лебеди)

- Царевна -(Лягушка)

- Маша и … .(Медведь)

- Заюшкина (Избушка)

- Крошечка -… .(Хаврошечка)

- Красная (Шапочка)

-Три -… (Поросенка)

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

- Посмотрите ребята, какая красивая книга. Воспитатель берет в руки книгу, из нее выпадают геометрические фигуры.

(большой жёлтый круг, квадрат коричневого цвета, квадрат красного цвета, квадрат оранжевого цвета, треугольник чёрного цвета, треугольник белого цвета, треугольник серого цвета) .

- Я догадалась, это проделки Бабы – Яги, это она заколдовала героев сказки.

Нам с вами надо узнать название сказки и расколдовать героев.

Дидактическая игра «Заколдованные герои сказки»

Дидактическая задача:

- формировать умение моделировать сказку с помощью геометрических фигур;

- развивать у детей интеллектуальные способности, речевую активность.

Большой жёлтый круг - это персонаж, из какой сказки. (Репка)

Квадрат коричневого цвета - это кто? (Дед)

Квадрат красного цвета - это как вы думаете кто? (Бабка)

Квадрат оранжевого цвета - а это кто? (Внучка)

Треугольник чёрного цвета - это кто? (Жучка)

Треугольник белого цвета - это кто? (Кошка)

Треугольник серого цвета – это кто? (Мышка)

- Молодцы, все вы постарались и расколдовали сказочных героев.

Игра с прищепками

Цель: развивать мелкую моторику.

- Мы с вами любим дарить подарки. Давайте подумаем, что можно подарить жителям Сказочного леса и Бабе – Яге? (Дети предлагают свои варианты подарков). У нас есть вот такие круги. Во что доброе и теплое мы можем его превратить? (В солнышко). А что нам поможет превратить круг в солнышко? (Прищепки) (дети выполняют задание, работают с прищепками) .

- Вот мы и в сказочном лесу, у избушки Бабы – Яги. А где же хозяйка? Нет ее нигде. Вот записка, наверное, для нас.

«Дорогие ребята! Простите, что вас не дождалась. Срочно улетела к Змею Горынычу, он заболел. Оставляю вам в подарок книгу «Волшебные сказки».

VI. Осмысление

Воспитатель собирает детей около себя.

- Что мы сегодня делали? Чьи задания выполняли? Чем порадовали жителей сказочного леса. Вам понравилось путешествовать в сказочный лес? Что понравилось больше всего?


Приложение к критерию 1.1.1., 1.1.2, 1.1.3

Отзыв

на непосредственно образовательную деятельность  по познавательному

развитию для детей  второй младшей  группы по теме «Сказочный лес», проведённую воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского

муниципального образования Ленинградский район

Лактионовой Натальей Николаевной

Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась 25.10.2016 г.  воспитателем Лактионовой Натальей Николаевной была направлена на формирование у детей логики, мышления, расширения  представлений детей о художественных образах сказки.

На организационном этапе воспитатель создала позитивный настрой у воспитанников, для включения их в образовательную деятельность с помощью игры с колокольчиком. Дети передавали колокольчик, называя друг друга ласковыми именами.

Получение письма от сказочного героя (Бабы Яги) эмоционально окрасило занятие и позволило выявить желание поиграть и совершить путешествие в сказочный лес на машинах – скороходах. Дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность. Для актуализации знаний о сказках, детям была предложена игра «Сказочные загадки».

Воспитатель грамотно с помощью игрового приема (Баба – Яга просит детей  сделать так, чтобы яичко не упало со стола) закрепляла у детей умение видеть и принимать проблемную ситуацию с помощью фиксации затруднения, выявления причин затруднения и деятельности по преодолению затруднения.

На основном этапе дети с помощью воспитателя учились формулировать противоречие  и решать его, Наталья Николаевна побуждала детей к выбору лучшего из предложенных решений. Дети экспериментировали с яйцом, придумывали варианты, как сделать так, чтобы яичко не разбилось.

На этапе включения нового знания в систему знаний и умений детям воспитатель

развивала у детей логику, мышление, расширяла   представления  о художественных образах сказки, закрепляла  восприятие  содержания сказки, ее  идеи, образных слов и выражений при помощи словесной  игры «Добавь словечко к названию сказки», дидактической игры «Заколдованные герои сказки», где дети моделировали  сказку с помощью геометрических фигур, игры с прищепками «Подарим сказочным героям, что доброе».

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, где они побывали, Участие каждого ребенка было отмечено воспитателем похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок книгу «Волшебные сказки».

Таким образом, уровень подготовки детей к усвоению поставленных задач был достаточный. Задачи соответствовали теме занятия, возрасту детей и их индивидуальным особенностям. Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме.

Применяемые педагогом технологии: «Ситуация», личностно-ориентированные, игровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающая.

На занятии использовались здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Мышка быстренько бежала», пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

Санитарно-гигиенические условия соответствовали требованиям: помещение было заранее проветрено, освещение достаточное, использовалось практически все пространство группы, травмоопасные материалы детьми не использовались.

25.10.2016 г.  

Воспитатель МБДОУ № 21    _______________   /О.Ф.  Вишнякова/

Заведующий МБДОУ № 21            ______________    /О.В. Тараненко/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы (область «Познание»)

Задачи:Образовательные: учить различать жёлтый цвет; обогащать словарь;Развивающие: активировать словарь детей: цветок, лепестки, цыплята, солнце, лучи, звукоподражание «пи-пи-пи»;  развива...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы на тему «Дружба»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы по теме «Дружба».Данный материал будет полезен воспитателям младшей группы. Этот ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы (итоговое) на тему: «Поездка в лес».

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.Упражнять в сравнении предметов по величине, высоте, длине.Закрепить знание цифр в пределах 5, упражнять в счете.Закрепить пре...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников второй младшей группы по познавательному развитию "Домашние животные"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников второй младшей группы по познавательному развитию "Домашние животные"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы по познавательному развитию «Сказочный лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы по познавательному развитию«Сказочный лес»...