Литературная викторина
материал по художественной литературе (старшая группа) на тему

Рагузина Наиля Рястямовна

Викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

Цели: 

Проверить знание произведений устного народного творчества и авторских рассказов и сказок; 
Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения. 

Задачи: 

Обучать выразительному чтению произведений, правильному произношению слов, умению правильно выражать свои мысли, пополнять словарный запас. 
Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе 
Воспитывать бережное , аккуратное обращение с книгой, прививать любовь и интерес к чтению. 

1 тур. Интеллектуальная разминка. 

(Вопросы командам задаются по-очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл. За помощь другой команде – дополнительно 1 балл.) 

Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12.) 
Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный) 
Сколько раз старик бросал в море невод? (3.) 
Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара.) 
Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.) 
Какой мальчик должен был выложить из льда слово “вечность”? за это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай.) 
Что говорила царица, глядя в волшебное зеркальце? 
(Свет мой, зеркальце! Скажи, 
Да всю правду доложи. 
Я ль на свете всех милее, 
Всех румяней и белее?) 
Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.) 
От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.) 

2 тур. Сказочные объявления. 

– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин) 

– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкин) 

– Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… ("Сказка о попе и о работнике его Балде". А.С.Пушкин) 

– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… ("Сказка о золотом петушке". А.С.Пушкин) 

– Торговая фирма "Буян" предлагает фирменные товары: соболя, чёрно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! Адрес фирмы… ("Сказка о царе Салтане". А.С.Пушкин) 

3 тур. Задание на смекалку. 

– По хамбер-джамбер я шагал, 
По хамбер-джамбер-джони. 
И вдруг увидел-риг-ма-ждиг 
За нею тащит бони. 
Ах, будь со мной хоб-ма-гог, 
Мой хоб-ма-гог-ма-гони. 
Я застрелил бы ниг-ма-джиг 
За кражу бедной бони. ("Лиса и курица") 

4 тур. “Пушкиниана” 

(Максимальная оценка – 5 баллов.) 

(Командам раздаются карточки с вопросами. После обсуждения, команды сами выберают 2 вопроса, на которые они будут отвечать) 

1. Что кричал петушок, сидя на спице? 

(Кири-куку, 
Царствуй, лежа на боку.) 

2. Из какой сказки эти строки? 

Ветер по морю гуляет 
И кораблик подгоняет, 
Он бежит себе в волнах 
На раздутых парусах. 

(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.) 

3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.) 

4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.) 

5. Из какой сказки эти строки? 

… Дева вдруг 
ожила. Глядит вокруг 
Изумленными глазами, 
И, качаясь над цепями, 
Привздохнув, произнесла: 
“Как же долго я спала!” 

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.) 

6. Из какой сказки эти строки? 

Буду служить тебе славно, 
Усердно и очень исправно, 
В год за три щелчка тебе по лбу, 
Есть же мне давай вареную полбу. 

(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)
 

7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка? 

(“.. Волю первую твою 
Я исполню, как мою”.) 

8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка) 

9. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.) 

10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.) 

(Заслушиваются выбранные ответы, жюри подводит итоги, результаты вносятся в твблицу.) 

5-й тур. “Сказки русских писателей” 

(“Цветик-семицветик”. На лепестках, написаны вопросы, представители команд выбирают любой лепесток с вопросом, обсуждают ответ с командой.) 

Кто написал сказку “Приключения Незнайки”? (Н. Носов.) 
Как зовут главных героев сказки Э. Успенского “Каникулы в Простоквашино”? (Дядя Федор, кот Матроскин, собака Шарик,почтальон Печкин.) 
Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику? (Дудочка в сказке В.Катаева “Дудочка и кувшинчик”.) 
Какого насекомого испугались все звери? (Таракана из сказки К. Чуковского “Тараканище”.) 
Из какого произведения эти строки? “Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: “Ай!” - и прыг на диван.” (Н. Носов. “Живая шляпа”.) 





Подведение итогов. Награждение команд. Поздравления.
 

Назовите героя по его описанию:

  1. Очень толстый, неповоротливый, неуклюжий человек, но при всем проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.
    (Земляника, «Ревизор»)
  2. Она имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша и ни дурна собою. Однако она так умела причаровывать к себе многих, что…
    (Солоха, «Ночь перед Рождеством»)
  3. Он был исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами.
    (Санька левонтьевский, «Конь с розовой гривой»)
  4. Не ест, не пьет,
    На друга милого не глядит,
    Вздыхает, сердится, горит и,
    Щипля ус от нетерпенья
    Считает каждое мгновенье
    .
    (Руслан («Руслан и Людмила»)
  5. Поцелуй ее был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошел до самого сердца.
    (Снежная королева «снежная королева»)

II тур. Литературно — музыкальный.

Звучат записи, нужно отгадать автора слов.

  1. Н.А. Некрасов («Коробейники»)
  2. С.А. Есенин («Отговорила роща золотая»)
  3. А.С. Пушкин («Я помню чудное мгновенье»)

III тур. Назовите автора строк:

  1. Чародейкою зимою
    Околдован лес стоит.
    (
    Ф.И. Тютчев)
  2. Колокольчики мои, цветики степные….
    (
    А.К. Толстой)
  3. Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идет волшебница – зима.
    (А.С. Пушкин)
  4. Четыре года Светику,
    Он любит арифметику.
    (А.Л. Барто)
  5. Долго, долго целовала
    И ласкала их она.
    Полоскала, поливала,
    Умывала их она
    (К.И. Чуковский)
  6. Жил — был добрый царь Матвей,
    Жил с царицею своей.
    (В.А. Жуковский)
  7. Тучки небесные,
    вечные странники!
    (М.Ю. Лермонтов)
  8. Светить – и никаких гвоздей!
    Вот лозунг мой – и солнца!
    (В.В. Маяковский)

IV тур. Назовите произведение и его автора:

  1. Жил человек в лесу возле синих гор. Он много работал. Когда настала зима, он послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости.
    («Чук и Гек» А.П. Гайдар)
  2. Ни одному мальчику, ни одной девочке продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шарика. Теперь судьба наказала его за черствость. Он летел над городом, повиснув на веревочке, к которой были привязаны шары.
    («Три толстяка» Ю. Олеша)
  3. Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев- косач не обратил на них никакого внимания.
    («Кладовая солнца» М.М. Пришвин)
  4. Дело явилось в ином свете. Том мягко водил кистью взад и вперед, отступая на несколько шагов, чтобы полюбоваться на сделанное.
    («Приключение Тома Сойера» М. Твен)
  5. Кто не знает дядю Степу?
    Дядя Степа всем знаком.
    («Дядя  Степа» С. Михалков)
  6. За горами, за долами,
    За широкими морями.
    Не на небе, на земле
    Жил старик в одном селе.
    («Конек- горбунок» Ершов)
  7. Вернулась она домой вся в смоле, а петушок и кричит: «Грязнуля идет!» А смола на ней так и осталась.
    (
    «Госпожа Метелица» Я.и В. Гримм)
  8. Нет, ребята, я не гордый,
    Не заглядывая вдаль,
    Так скажу: зачем мне орден?
    Я согласен на медаль.
    («Василий Теркин «А.Т. Твардовский)
  9. Лошади стояли у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына.
    («Станционный смотритель» А.С .Пушкин)

Ведущий: Однажды я две недели подряд читал сказки. Правильно ли я запомнил их названия? Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь:

  • Царевна-Индюшка (Царевна-Лягушка)
  • Маленький цветочек (Аленький цветочек)
  • По собачьему веленью (По щучьему веленью)
  • Алиса в стране небес (Алиса в стране чудес)
  • Мешочек каши (Горшочек каши)
  • Белоснежка и семь агрономов (Белоснежка и семь гномов)
  • Иван царевич и старый волк (Иван царевич и серый волк)
  • Бабуси-лебеди (Гуси-лебеди)
  • Аврорино горе (Федорино горе)
  • Царевна – попрыгушка (Царевна – лягушка)
  • Зайкина теплушка (Зайкина избушка)
  • Муравей и Егоза (Муравей и Стрекоза)
  • Гулящая красавица (Спящая красавица)
  • Хорек-Горбунок (Конек-Горбунок)
  • Бременские дуэлянты (Бременские музыканты)
  • Сестрица Аленушка и братец Никитушка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  • Петушок — золотой ремешок (Петушок — золотой гребешок)
  • Мальчик-с-калачик (Мальчик-с-пальчик)
  • Нежная королева (Снежная королева)
  • Замша из топора (Каша из топора)
  • Рыбалочка (Русалочка)
  • Вот такой потерянный (Вот такой рассеянный)
  • Пойди туда — узнаешь куда, принеси то — узнаешь что (Пойди туда – не знаешь куда, принеси то – не знаешь что)
  • Муха-стрекотуха (бормотуха, попрыгуха) (Муха-цокотуха)
  • Плавучий корабль (Летучий корабль)
  • Финик – ясный сокол (Финист – ясный сокол)
  • Королевство прямых зеркал (Королевство кривых зеркал)
  • Бегемот в сапогах (Кот в сапогах)
  • Красная папочка (тапочка) (Красная шапочка)
  • Бармалей (или Жокей, Лакей, Дуралей) Бессмертный (Кощей Бессмертный)
  • Крошечка-Картошечка (Крошечка-Хаврошечка)


Шелестят ее страницы

И сейчас она начнется.

  1. Телеграммы.

Мы получили телеграммы от сказочных героев. Угадайте, кто прислал

телеграмму, и из какой сказки этот герой.

1 Ком. «Спасите! Нас съел серый волк» (Семеро козлят)

«Прибыть на ваш праздник не могу, так как от меня сбежали брюки»(Мойдодыр)

«От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро у вас буду» (Колобок)

2 Ком. «Пришлите, пожалуйста, капли, мы лягушками нынче объелись

и у нас животы разболелись» (Айболит)

«Все осталось без изменений, вот только бабушку съел волк» (Красная шапочка)

«Лиса выгнала из дома. Пустите переночевать» (

3 Ком. «Дорогие гости! Помогите! Паука – злодея зарубите» (Муха-цокотуха)

«Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в коробчонке

к вам спешу» (Золушка)

«Очень расстроена, нечаянно разбила яичко» (Курочка ряба)

  1. Волшебные слова.

Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:

1 Ком. Сивка – бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед

травой.

Сим – Сим, открой дверь!

2 Ком. Кара – Барас!

Лети – лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг,

возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть,

по – моему вели.

3 Ком. Раз, два, три, горшочек, вари!

Крекс Фекс Пекс!

  1. Удивительные превращения.

В кого превращались и были заколдованы сказочные герои?

1 Ком. Князь Гвидон.

Гадкий утенок.

2 Ком. Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена.

Братец Иванушка.

3 Ком. Василиса Прекрасная.

Нильс в сказке С. Лагерлеф.

  1. Угадай сказку по иллюстрации.
  1. Какие волшебные средства были у сказочных героев?

1 Ком. У солдата из сказки Андерсена.

У Буратино.

У Незнайки.

2 Ком. У маленького Мука.

У Золушки.

У Снежной королевы.

3 Ком. У Бабы Яги.

У Кащея Бессмертного.

У кота.

  1. Назовите друзей литературных персонажей.

1 Ком. У Винни – Пуха.

У Малыша.

2 Ком. У Герды.

У Дюймовочки.

3 Ком. У Буратино.

У Маугли.

  1. Волшебный ящик.

1 Ком. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные

вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок.

(Игла)

2 Ком. С помощью предмета, который находится здесь, главный герой

сказки нашел счастье – мудрую жену, которая была заколдована.

(Стрела)

3 Ком. Здесь находится вещь, которая вцепилась в волосы и кусала,

как оса.

(Мыло)

8. Кому принадлежат эти волшебные вещи?

1 Ком. «Золотое» яичко.

Хрустальная туфелька.

Зеркальце.

2 Ком. Цветик – семицветик.

Золотой ключик.

Скорлупа грецкого ореха.

3 Ком. Разбитое корыто.

Красная шапочка.

Невод.

  1. Называется первая часть предмета или имени сказочного героя,

а все дружно договаривают вторую часть.

1 Ком. Карабас…

Кощей…

Ковер…

Иван…

Мальчик…

Елена…

Змей…

Братец…

2 Ком. Скатерть…

Сапоги…

Баба…

Сивка…

Сидбад…

Гуси…

Конек…

Жар…

3 Ком. Доктор…

Лягушка…

Золотая…

Али…

Курочка…

Красная…

Хрустальная…

Муха…

10. Влюбленные пары.

Злой Кощей позавидовал счастью влюбленных и разъединил пары.

Вам надо помочь сказочным персонажам. Сейчас каждая группа получит листочки. Необходимо соединить на них стрелочками влюбленных и

написать название сказок, из которых они пришли.

Три команды получают красочно оформленный листок с двумя рядами

имен героев.

Трубадур Василиса Премудрая

Кай Принцесса

Принц Герда

Иван – царевич Людмила

Руслан Золушка

Эльф Дюймовочка

Принц Русалочка

В конце конкурса побеждает та команда, которая быстро и правильно

Справится с заданием.

Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, с классом проводится игра «Угадай»

Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная викторина по рассказам Н.Носова

Шуточная литературная викторина по рассказам Н.Носова.Викторину можно использовать, как итоговое мероприятие после знакомства детей с творчеством Н.Носова, рассказы которого дети просто обожают и гото...

литературная викторина

викторина по ознакомлению с художественной литературой...

литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"

Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...

Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста

         Музыкально-литературная  викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...

Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным  Санкт-Петербургом. Жизнью и  творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...