Самообразование: «Семейное чтение»
методическая разработка по художественной литературе на тему

Швечкова Галина Николаевна

 Важная роль в воспитании молодого поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги,  учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Домашнее чтение – одно из средств духовно – нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей и их родителей знаниями, но и сближает всех  членов семьи. Семейное чтение способствует установлению более близких семейных контактов, является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Семейное чтение»

Актуальность: Важная роль в воспитании молодого поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги,  учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Домашнее чтение – одно из средств духовно – нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей и их родителей знаниями, но и сближает всех  членов семьи. Семейное чтение способствует установлению более близких семейных контактов, является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. 


 Цель: Изучение информационных потребностей читателей по вопросам семейного чтения, анализ разработка актуальных тем информирования.
Ориентирование родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного чтения, стремление подружить детей и родителей с книгой, добиться взаимопонимания и обретения общих интересов.
Задачи: Совершенствование педагогической образованности, психологической и методической подготовленности родителей к семейному чтению.
Развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного.
Приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.
Координация деятельности со школой.

Выступление на педсовете.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой  как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и  интереса к книге.

Художественная литература развивает душу человека, учит его страдать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает её правильной, чёткой, понятной, образной, красивой.

В наше время издано много книг для детей дошкольного возраста. Художественная книга для ребёнка - могучее средство коммуникативного воспитания: она способствует развитию у детей любви к родине, природе, любви к родному  языку, будит детское воображение.

Об особенности языка детских книг говорил ещё Белинский: “Детские книги должны отличаться особенною легкостью, чистотою и правильностью языка… Книга должна быть написана просто, умело, без лишних потребностей, хорошим языком, события изложены  ясно, расставлены в перспективе, обличающей память, переданы с живостью и увлекательностью…”

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с художественной литературой (жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями). При этом использую словесные методические приемы в сочетании с наглядными : беседы после ознакомления  с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседе о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр слайдов по литературным произведениям (возможен только поле знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

Очень часто  объединяю произведения, принадлежащих к разным видам искусства

  • Чтение литературного произведения и рассматривание репродукции с картины известного художника
  • Чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой
  • Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала
  • Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки “Три медведя” сопровождается показом игрушек и действий с ними)
  • Настольный театр (картонный или фанерный)
  • Кукольный и теневой театр , фланелеграф

Выбор произведения обосновываю в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учётом возраста детей, текущей  воспитательно – образовательной работы с детьми и времени года.

Тщательно готовлюсь к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание и эмоционально пережили прослушанное. С этой целью провожу литературный анализ текста.

Текст должен быть передан выразительно (основной тон, интонации, расстановка пауз, правильное произношение, хорошая дикция).

В предварительную работу входит и подготовка детей. С этой целью можно активизировать и личный опыт, обогатить их представления путём организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.

Для чтения необходима спокойная обстановка, чёткая организация детей, соответствующая эмоциональная атмосфера. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа (рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям). Интерес можно вызвать с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

 Во время чтения не следует отвлекать детей вопросами, дисциплинированными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

Своё отношение к сказкам, рассказам, стихам предлагаю выразить в рисунке, в театрализованной деятельности.

Значительное место в детском чтении занимает весёлая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а это связано с переживанием положительных эмоций. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевёртыши.

Открытое занятие

Ознакомление с художественной литературой.

Тема: К.И. Чуковский «Доктор Айболит»                                                        

Цель: Продолжать знакомство с творчеством К.И.Чуковского. Расширять и углублять знания о профессии врача. Формировать интерес к художественной литературе.

Задачи: Активизировать словарный запас по теме. Обобщать знания по теме «профессии». Формировать умение определять содержание лит-х произведений  по отрывкам из книг и иллюстрациям. Развивать чувство рифмы. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Мет.приёмы: ситуация «письмо», беседа, конструирование, словесная игра «Доскажи словечко», с/р игра «Больница», физминутка, рассказ воспитателя.

Оборудование: письмо, мягкие модули, фуражка, штурвал, бинокль, фонограмма «шум моря», игрушки, набор медицинских инструментов, витамины, книга «Сказки К.И. Чуковского»

НОД:

  1. Ситуация «письмо»

-Ребята, кто бы мог его нам принести? (почтальон)

-Какую работу может выполнять почтальон?

- Это письмо пришло из жаркой Африки, прислали его нам больные зверюшки. Они пишут, что очень сильно заболели: и оспа, и бронхит у них, болят у них животики , зубки болят, ножки, глазки, ушки. Зверюшки просят нас помочь. Они хотят побыстрее выздороветь.

-Ребята, а вам жалко больных зверюшек? Вы хотите им помочь? Тогда нам нужно отправляться  в Жаркую Африку. На чём мы туда отправимся? Может поплывём по синему морю? На чём? Давайте построим большой корабль!

     2. Конструирование из модулей.

-Корабль наш готов к отплытию! Кто управляет кораблём? (капитан)

    3. песня «Мы едем, едем, едем…»

-Ребята, давайте споём весёлую песенку, чтобы нам не скучно было ехать.

   4. (воспитатель смотрит в бинокль )

-Вот мы и подплываем! Я вижу, что на берегу сидят зверюшки, они ждут нас с нетерпением.

-Дети, а кто же будет лечить больных зверей?

   5. Словесная игра «Доскажи словечко»

« Добрый доктор…(Айболит)

Он под деревом …(сидит)

Приходи к нему лечиться

И корова, и …..(волчица)

И жучок, и….(червячок)

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый……(доктор Айболит)

     6.  приходит Айболит

-Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?

-Нет, наши дети здоровы, их не надо лечить, нужно вылечить бедных зверюшек.

   7. Сюж/ ролевая игра «Больница»

   8. Физминутка « Мы весёлые ребятки»

   9. – Спасибо, доктор Айболит, что вы вылечили больных зверюшек.

(Айболит угощает детей витаминами)

-Ну, а теперь, займите свои места на корабле. Мы отплываем. (читаем отрывки произведений)

-Вот мы и дома!  Понравилось вам наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование  «Роль книги в семейном воспитании» ...

Статья-консультация для родителей дошкольников об организации семейного чтения «Познавательное семейное чтение»

Семейное чтение является одним из главных факторов общения ребенка и родителя....

Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Городские Родительские чтения«Как любить ребенка»     Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка» Городские Ро...

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению"

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению" и немного о нашем проекте посвященному этой теме...

Рекомендуемая литература для семейного чтения, чтения в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (5-7лет)

Рекомендуемая литература для  семейного чтения, чтения в ДОУ  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  (5-7лет)...