Конспект НОД педагога и детей в подготовительной группе Тема: «Осколки доброты» с использованием ИКТ (восприятие художественной литературы)
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме

Архипова Людмила Михайловна

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Воспитание будущего читателя невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребенка. Поэтому педагог должен знать особенности восприятия детьми художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_zanyatiya_oskolki_dobroty_1.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти. "Школа№26 имени Героя Советского Союза В.И.Жилина".

Конспект НОД  по восприятию художественной литературы в подготовительной группе «Осколки доброты» с использованием ИТК.

Выполнила:

                                                                                 Архипова Людмила Михайловна

Тольятти 2016 г.

Конспект НОД  по восприятию художественной литературы в подготовительной группе «Осколки доброты» с использованием ИТК.

Цель: формирование представлений детей о значении добра для гармонии и счастья.

Задачи: расширять представления дошкольников о доброте, её роли в  жизни каждого человека; знакомить с художественным произведением сказкой  «Осколки Доброты»; развивать способность помогать и сочувствовать людям средствами художественного творчества; воспитывать  чувства доброты и уважения к пожилым людям.

   Интеграция образовтельных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Материалы:  сказка «Осколки доброты», ИКТ, экран, символы - цветные листочки, д/и «Пословицы доброты», «Хорошо - плохо», аудиозапись песни «Доброта». 

Ход занятия «Осколки доброты».

Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подарим добрую улыбку. А сейчас нам Егор прочитает стихотворение «Доброта».

         Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

(Слайд 1)

        (исполняется песня, муз. Владимира Мигули «Доброта»)

        Добрым словом улыбку украсим

        Добрым словом весь мир озарим

        От добра засияет как в праздник

        Станет добрым весь мир и любим

        Припев:   Ничего, что непогоды

                               Наши лица обожгут

                                 Красоту уносят годы

                            Доброту не унесут

Доброта очень многого стоит

Без неё не прожить нам и дня

Стала самой большой красотою

Доброта для меня, доброта.

        Припев:   С нею легче и невзгоды

                           И тревоги отойдут

                               Красоту уносят годы

                          Доброту не унесут

Эта красивая песня поможет вам ответить на вопрос:

-  О чём будем говорить?    ( о доброте)

-  Л.Н.Толстой писал: «Доброта – это отзывчивость, сочувствие, сопереживание, внимание к людям; всё положительное, хорошее, полезное».

-   Назовите как можно больше хороших, положительных качеств, которые можно объединить таким простым и в тоже время ёмким словом доброта.

( терпение, милосердие, неосуждение, благородство….)

-  Рождаются ли эти качества  в человеке? (их нужно    растить и развивать в течение всей жизни)

-   Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу. Не стремимся к овладению умением слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания.

        Поэтому, очень хочется, чтобы сегодня  вы поняли значимость приобретения в жизни этих качеств, которые всегда подчёркивают и указывают только добрую сущность человека.

        А чтобы состоялся наш разговор, предлагаю познакомиться с рассказом, автор которого, к сожалению, неизвестен. Называется «Осколки доброты».

Работа над текстом.

1 часть.   -  Положите перед собой листочек жёлтого цвета. Воспитатель читает.

        Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.

-  Кто такая старушка?

***  Ответы детей: старушка – это старая женщина, бабушка.

Воспитатель называет  свой вариант  (старушка - добрая, неприметная; понимает, учит, оберегает; она любимица всех внучат; бабулечка.

(слайд 2) «Изображение бабушки»

-   Почему у нас возникли практически одинаковые ассоциации?(высказывания детей)

На этой доброй и хорошей ноте продолжим чтение. Воспитатель читает и предлагает положить перед собой листочек розового цвета.

2 часть.

        Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

-  Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?

-  Что  вы чувствуете сейчас?  (неприязнь, брезгливость, раздражение, страх…)

-   Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?

-  Как можно убедиться в правильности ваших суждений? (прочитать текст дальше)

Воспитатель читает и предлагает положить листочки сиреневого цвета

3 часть.        (на листочках сиреневого цвета)

        Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

-   Почему так поступили взрослые?

-  Старушка просила внимания к себе?

-   Почему так ведут себя дети?

-  Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту?

        (улыбнуться в ответ)

-  Улыбка не стоит ничего, но даёт так много: (слайд 3)

        1. обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих

        2. она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго

        3. улыбка рождает дружбу между людьми

        4. даёт силу слабым, надежду отчаявшимся

-  Понимает ли старушка, что она неприятна людям?

-   Отвечает ли она им тем же?

-  Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность?  К сожалению, мы привыкли не только встречать,  но и судить человека по одёжке.

-  Какие достоинства можно разглядеть у старушки?  (не отвечает злом  на  недовольные взгляды и злые ухмылки)

- Какое добро могла нести людям старушка? (чтобы узнать, надо прочитать текст)

Воспитатель предлагает взять листочки белого цвета.

4 часть               (на листе белого цвета; читает воспитатель)

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

        

-   Что чувствуете сейчас?  (стыдно, совестно)

-   Совесть – духовное начало. И если это начало есть в людях, значит ещё не всё потеряно.

-   Что чувствовала всегда старушка, проходя мимо людей?  (Дети называют все негативные качества, а учитель выкладывает из осколков сердце)

-   Осколки человеческого непонимания, неприятия, отчуждения носила в своём сердце старушка. Вот только её сердце не озлобилось в ответ, не стало чёрствым. Какое оно?

( белое, чистое, светлое, божественное)

-   Это её выбор. Никто не знает почему он ею сделан. Не знаем, а позволяем себе судить.

Слайд 4  «Картинки доброты»

 Игра «Пословицы о добре»

«Доброе слово лечит, а злое калечит»

«Учись доброму, худое на ум не пойдёт»

«Добра желаешь, добро и делай»

«Добро творить – себя веселить»

«С добрым жить хорошо»

«Добрый человек добру и учит»

«Не одежда красит человека, а его добрые дела»

«Не хвались серебром, а хвались добром»     

Д/и «Хорошо и плохо»

***   «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего, т.е. в его неосуждении и уважении к человеческому достоинству»

        (Л.Н.Толстой)

***   «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования»

        (Ф.Достоевский)

Итог.

- На память о занятии  хочу подарить вам маленькие сердечки. Наполните их дома теми добрыми качествами, которые вы хотели бы приобрести в своей жизни.  Не забудьте поделиться впечатлениями с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по реализации образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь с ведущими сферами бытия, миром людей, прир...

КОНСПЕКТ занятия образовательной деятельности для детей подготовительной группы ТЕМА «Восточный календарь» Образовательная область:"Познавательное развитие", «Художественно-эстетическое развитие

КОНСПЕКТ занятия по художественно- этетическому воспитанию для детей подготовительной группы   ТЕМА:" Восточный календарь" Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитиеОбразовател...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков; объяснить различие понятий «звук» и «слово»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия...