Опыт работы с детьми по теме "Интегративный подход при освоении раздела "Приобщение к художественной литературе" образовательной области "Речевое развитие""
методическая разработка по художественной литературе по теме

Ершова Татьяна Сергеевна

         Представленный опыт работы раскрывает практическую значимость  интегративного подхода при освоении образовательных областей для достижения целостного художественного творческого  развития детей в условиях развивающей среды детского сада, социума и  семьи.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_integrativnyy_podhod.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2127»

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме

«Интегративный подход при освоении раздела «Приобщение к художественной литературе» образовательной области «Речевое  развитие»»

                                                        Подготовила и провела воспитатель

                                 Бэби Академии «На Новокосинской»

Ершова Т.С.

г. Москва

2014г.

           Особое место в программе дошкольного образования занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Специфика художественной литературы, как и каждого вида искусства, заключается в том, что она особо воздействует на ребенка своими специфическими художественными средствами и материалами.

     При освоении раздела «Приобщение к художественной литературе» образовательной области «Речевое  развитие» огромное внимание мы придаем процессу интеграции разных художественно-творческих видов деятельности. Это информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоничное развитие на основе разностороннего  восприятия мира (когда освоение одного искусства ведется через привлечение разных видов искусств, разных видов художественного мышления) и выражения себя в разных видах деятельности.

     Интеграция в дошкольном возрасте носит естественный характер. Дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой, активно общаются и быстро вступают в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей мы подкрепляем другими видами художественной деятельности (рисунок, аппликация, лепка, песня, игровая ситуация, игра-драматизация).

     Единение и взаимодействие мы считаем главным в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений, навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки. Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед нами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса исходя из задач и возможностей детей.

     Педагогический смысл интегративного обучения мы видим в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в нескольких направлениях художественно-эстетического образования воспитателями и специалистами, работающими с одной группой детей.

     Интегративный подход формирует у детей целостную картину мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

     Взаимодействие ребенка с миром художественного слова, красотой окружающего мира, с миром звуков, отражение впечатлений от этого взаимодействия в рисунке, танце, фантазиях, игре – это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой. Отразить этот опыт мы помогаем ребенку в различных видах индивидуального или совместного с взрослым творчества. Среди методов анализа художественного произведения используем такие методы, как сопоставление произведений разных видов искусств, сравнение произведений по принципу сходства, различия, контраста, повторности. Например, образ осени раскрываем через художественные средства выразительности (А.С.Пушкин «Осень», А.Толстой «Осень» и др.). Литература возбуждает воображение детей, стихи, проза, сказки наполнены яркими образами, побуждающими к творчеству. В музыке – через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П.И.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Осень»). В изобразительном искусстве тему осени раскрывали в различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже (И.Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Рябинка» и др.).

                       Дети рисуют осенние пейзажи, выполняют аппликацию «Осенний натюрморт» и т.д. Вариативно лепку и аппликацию вводим как дополнение к рисованию, создаем коллажи. На листе бумаги располагаем нарисованные изображения и аппликацию из кусочков ткани, картона, природного материала. В своей работе практикуем рисование под музыку: движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными.

                      Детская художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет нам организовать изобразительную деятельность как наиболее интересный творческий процесс. Дети рисуют пейзаж, времена года. Подбираем для детей произведения, в которых природа показана в действии, в развитии, это помогает сделать рисование более интересным творческим процессом. Например, в стихотворении А.Толстого «Осень» описываются листья «пожелтелые», кисти рябин «ярко-красные». То есть, диктуется непосредственно, какие краски нужно использовать.

                    Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Помогают добиться понимания того, что «темный лес» нужно изображать  насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют исполнения более светлых тонов. Передать колорит пейзажа помогают художественные средства – красочные эпитеты, глаголы, прилагательные («пришла», «рассыпалась» и т.д.).  При чтении стихов о зиме (С.Есенин «Поет зима, аукает…», И.Бунин «Метель») предлагаем репродукцию зимних пейзажей (И.Грабарь «Февральская глазурь», И.Шишкин «Сосна»). После обмена впечатлениями дети-«художники» имеют возможность создания своего образа не только в воображении. Используем рисование по произведениям, создаем рукописные книги – это эффективные методы развития художественных и литературно-творческих способностей.

                  При ознакомлении с темой «Москва»  читали «Главный город» С.Баруздина, «Москва» Л.Кассиля, организовали выставку книг и иллюстраций о столице, провели викторину «Юный знаток Москвы». Дети просматривали презентацию «Прогулка по Москве», слушали песни о Москве, исполняли несложные пьесы в оркестре. Рассматривали фотографии о Москве, рисовали на тему «Праздничный город».

           

          Хорошим примером интегративного подхода к решению образовательных задач можно привести работу над темой «Моя семья». Дети заучивали стихотворения Е.Гомоновой «Моя семья» и «Моя родня» Я.Акима, пословицы и поговорки о семье. Инсценировали стихи и шутки-малютки на тему «Моя семья», слушали песни «Моя семья» Е.Гомоновой, «Воскресенье» Л.Олифировой, «Самая хорошая», муз. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина, «Бабушкины сказки» муз. Г.Струве, сл. С.Есенина, «Из чего наш мир состоит?» Б.Савельева. Весело и задорно прошла импровизация танцев на русскую народную песню «Перевоз Дуня держала», польки «Дедушка», танцевальной композиции на песню «Милые взрослые» муз. А.Клевицкого, сл. И.Резника. Дети рассматривали репродукции «Опять двойка» Ф.П.Решетникова, «На террасе в Харькове» и «За завтраком» З.Серебрякова, «Новые хозяева» Н.П.Богданова-Бельского, «Голубой домик» Б.М.Кустодиева. Рисовали портреты мамы и папы, «Моя семья».

           Беседовали с детьми на темы «Моя семья», «Чем мы  занимаемся дома», «Как мы отмечаем праздник». Дети вместе с родителями подготовили и презентовали свое семейное древо.

            Ознакомление с художественной литературой тесно связано и с театрально-игровой деятельностью. Восприятие, мышление, воображение, речь вступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и пр.). Дети обыгрывают сюжеты литературных произведений, собственно сочиненные сюжеты, творчески импровизируют заданный сюжет.

   

           Используем заученные стихи, потешки, поговорки на занятиях физической культурой, при проведении подвижных игр, выполнении комплексов утренней гимнастики, проведении режимных моментов, организуя трудовую деятельность детей.

          Практическая значимость  интегративного подхода при освоении образовательных областей состоит в том, что достигается целостное художественное творческое развитие детей в условиях развивающей среды детского сада, социума и  семьи.

     

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - коммуникативное развитие дошкольников через изодеятельность. Из опыта работы.Опыт работы с детьми

Опыт работы с детьми показывает, что занятие художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, помогает детям усвоить и закреп...

«Интегративный подход при освоении образовательной области «Художественная литература»»

Опыт работы с детьми старшей группы детского сада по теме «Интегративный подход при освоении образовательной области «Художественная литература»»...

Опыт работы с детьми ГКП по разделу "Художественно-творческая деятельность"

Опыт работы с детьми ГКП по разделу "Художественно- творческая деятельность".Создание выразительного образа в рисунках детей от 2 до 3 лет с использованием как традиционных, так и не традици...

Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...

Опыт работы по реализации системно – деятельностного подхода во 2-ой младшей группе « Познакомьтесь, это я»

В материале показано что такое и как использовать системно - деятельностный подход в работе с детьми, а так же его актуальность....

Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (3-4 лет) по освоению образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование) по теме: «Разноцветные бабочки»

Цель: развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества....