Проект : "Чтение художественной литературы во второй младшей группе детского сада" Книга- источник знаний о жизни"
проект по художественной литературе (младшая группа) по теме

Чуракова Олеся Равилевна

Проект «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе детского сада

Название проекта: «Книга – источник знаний о жизни».

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с 1 февраля 2016 года по 1 февраля 2017 год).

Участники проекта: дети второй младшей группы детского сада, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Образовательная область: «Чтение художественной литературы».

Возраст детей: вторая младшая (дети 3 – 4 лет).

Причины создания проекта:

1. Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в МДОУ и семье.

2. Недостаточная педагогическая грамотность родителей по проблеме значения чтения книг для воспитания ребенка-читателя.

3. Влияние СМИ, подмена книг просмотром телевизора, компьютера, Интернета.

Цели:

– введение в практику форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей среднего дошкольного возраста к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;

– формирование интереса и постоянной потребности детей в чтении художественной литературы, восприятии книги;

– привлечение родителей к решению проблемы развития читательского интереса, вкуса, культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

– формирование у детей младшего дошкольного возраста целостной картины мира, первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству;

– развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

– воспитание читательской культуры;

– воспитание бережного отношения к книге, автору книги;

– воспитывать умение слушать и понимать литературное произведение различных жанров;

– развитие эмоциональной отзывчивости на воображаемые события художественного произведения.

– привлечение родителей к совместному творчеству в рамках приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.

Ресурсы:

1. Информационные:

– фото-видео материалы;

– Интернет-источники;

– библиотечный фонд;

– рассказы и беседы родителей и воспитателей.

2. Научно-методические:

– консультативная работа с родителями;

– изучение и анализ литературных источников.

3. Дидактическое обеспечение:

– подбор литературных произведений;

– подбор иллюстраций по литературным произведениям;

– подбор открыток, фотографий;

– оформление книжного уголка, выставок, детских поделок.

4. ТСО:

– Компьютер;

– ноутбук;

– музыкальный центр;

– фотоаппарат.

Формы и методы организации проекта:

– педагогическое наблюдение;

– анкетирование;

– создание и решение проблемных ситуаций;

– беседы;

– консультации для родителей;

– выставки;

– совместная организованная деятельность;

– творческие мастерские;

– сюрпризные моменты, концерты, театрализованные представления, развлечения;

– игры.

Подготовительный этап:

– сбор информации, анализ литературных источников по проблеме развития читательского интереса у детей дошкольного возраста, методики обучения чтению и т. п. ;

– вовлечение детей и родителей в реализацию проекта;

– разработка плана мероприятий.

Основной этап:

Реализация проекта в различных видах деятельности детей с учетом интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность, художественное творчество).

Ожидаемые результаты:

1. Создание необходимых условий по ознакомлению детей со значением чтения и слушания книг, ознакомления с творчеством известных детских писателей и поэтов.

2. Приобретение и углубление знаний детей о творчестве писателей и поэтов.

3. Проявление у детей желания обращаться к книге как к источнику жизненных знаний.

4. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.

5. Развитие отзывчивости детей на воображаемые ситуации, героев литературных произведений; развитие толерантности, эмпатии, эстетического вкуса, читательской культуры.

6. Воспитание любви к чтению и слушанию литературных произведений.

7. Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательской культуры.

9. Повышение интереса детей к слушанию литературных произведений.

10. Формирование первичных представлений дошкольников о художественной литературе, художественном образе.

11. Развитие знаний детей о бережном отношении к книге, о их ремонте, сборе библиотеки.

12. Развитие понимания иллюстраций к книгам.

Итоги проекта:

– дети называют любимые произведения.

– заучивают стихи, выразительно читают их на публике;

– дети способны внимательно слушать чтение художественной литературы не менее 10 минут;

– способны делать выводы об услышанном литературном произведении, анализировать события, оценивать характеры и поступки героев;

– активно сопереживают героям книг, реагируют словом или действием; эмоционально отзываются на ситуации литературного произведения;

Полученные продукты проекта:

1. Оформление читательского уголка в группе детского сада.

2. Рисование совместно с родителями героев любимых сказок.

3. Слушание и анализ литературных произведений различных жанров.

5. Создание выставки детских работ по литературным произведениям.

6. Создание (с помощью родителей) фотовыставки на тему: «Любимые сказки».

7. Сбор библиотечки на тему: «Книжки-малышки».

10. Заучивание стихотворений, выразительное чтение (после чтения воспитателя) отрывков из литературных произведений.

12. Инсценировка сказки «Теремок».

14. Театрализованное представление на тему: «В гостях у героев любимых литературных произведений».

16. Концерт для родителей на тему: «Сказка ложь, да в ней намек…».

17. Выставка книг на тему: «Моя любимая книжка».

20. «Книжкина неделя» (рассказы детей о любимых книгах, о том, как правильно обращаться с книгой, о том, чему учит книга; знакомство с новыми литературными произведениями и т. п.).

21. Дидактическая игра «Найди героев сказки».

22. Дидактическая игра «Петушок» (по сказке «Лиса и петух»).

24. Подвижная игра «Мыши водят хоровод».

27. Слушание новых сказок.

30. «Книжкина больница» (ремонт книг).

31. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского.

34. Дидактическая игра «Помоги Федоре» (День К. И. Чуковского).

35. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?

43. Театр кукол силами детей: «Тили-бом, тили-бом, загорелся Кошкин дом».

44. Игра «Угадай-ка» (К какой сказке иллюстрация).

46. Пополнение библиотеки группы.

48. Беседа на тему: «Почему я люблю книги?».

49. Активное участие на учебных занятиях по чтению художественной литературы.

50. Активное участие в различных видах деятельности.

Мероприятия с родителями детей среднего дошкольного возраста:

1. Беседа на тему: «Развитие художественного вкуса у детей младшего дошкольного возраста».

2. Консультация на тему: «Повышение интереса ребенка к слушанию литературного произведения».

3. Консультация на тему: «Значение чтения художественной литературы для развития и воспитания ребенка младшего дошкольного возраста».

4. Круглый стол на тему: «Какие книжки читают дома».

5. Печатная информация: «Как научить ребенка любить книги», «Как научить ребенка читать», «12 полезных советов опытных родителей», «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге», «Чтобы ребенок любил книгу», «Как научить ребенка бережному обращению с книгой», «Воспитание любви к чтению».

7. Изготовление книжек-малышек.

9. Помощь в ремонте книг из книжного уголка группы.

10. Пополнение библиотеки в группе.

Изучение, анализ проблемы исследования и проведенная опытно-экспериментальная работа позволяют сделать следующие выводы:

1. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. К числу образовательных областей относятся: «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы». «Чтение художественной литературы», как приоритетная образовательная область, предполагает чтение, обсуждение и разучивание. Данная область, как и любой вид деятельности, обеспечивает наиболее эффективное решение задач развития и воспитания дошкольника. В этом виде деятельности, при условии освоения ребенком позиции субъекта, происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие дошкольников.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада: это воспитание интереса к художественной литературе; развитие эмоциональной отзывчивости на содержание произведений; развитие представлений об особенностях художественной литературы; воспитание литературно- художественного вкуса, способности чувствовать настроение литературного произведения.

2. Художественная литература является универсальным средством в познавательном развитии ребенка; она развивает детскую мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, уводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представления о мире.

В возрасте 3 – 5 лет ребенок активно развивается: совершенствуется нервная система, психика, познавательные процессы; становятся более продуктивными все виды деятельности. В это время ребенок исследует границы своих возможностей. В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен оценить и усвоить художественное литературное произведение, эмоционально отзываться на его образы, сопереживать, делать выводы.

3. Проектирование в образовании есть организованная система деятельности по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие образования как формы общественной практики, позволяющей удовлетворять потребности в образовании человека, общества, в котором он живет, и потребности самих образовательных систем. Цель такого проектирования заключается в том, чтобы обеспечить необходимый комплекс условий органического перехода системы образования из одного состояния в другое, качественно новое. Результатом проектирования являются концепции и программы развития образовательных систем, модели образовательных деятельностей.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение целей и задач развития и воспитания ребенка через восприятие книги, посредством чего он формирует интересы и потребности в чтении, формирует целостную картину мира, у него складываются первичные ценностные представления. Проектирование образовательной области «Чтение художественной литературы» в средней группе детского сада осуществляется на основе индивидуальных, возрастных особенностей воспитанников, социального заказа родителей, общества, страны.

4. Опытно-экспериментальная работа представляла собой констатирующий эксперимент; осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения МДОУ № 24 г. о. Саранск. В исследовании были задействованы дети дошкольного возраста (3 – 4 лет) в количестве 18 человек.

Занятие 1

Конспект занятия по чтению художественной литературы во 2 младшей группе

Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: Познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики».

Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (это пословица).

Развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев ; умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование: зайчик-игрушка, подарки для детей, дорожка, озеро-обруч, напёрсток,ноутбук с презентацией книги, цветы.

Ход занятия.

1. Вводная часть

Ребята сегодня я приглашаю вас в сказку. Но что бы нам в нее попасть надо успокоиться и настроится. Я предлагаю лечь на коврик.

Упражнение на расслабление

«Спинка отдыхает»

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая.

Ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу

и настроимся на занятие.

2. Основная часть

Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой.

Что за странный звук?

Ой, ребята, кто это? (зайчик) Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.

Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.

А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,

Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги.

-Вот ребята мы с вами и в сказке. Садитесь на стульчики поудобнее. Я предлагаю познакомиться с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать»

(Воспитатель читает сказку выразительно включив презентацию на компьютере «иллюстрации сказки»)

Беседа по содержанию.

Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики.)

Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза) .

Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».

Что такое мимика? (Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.)

Что может выражать мимика лица? (Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду)

Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.

Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.

Ребята, а название этой сказки ещё является и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.

А теперь давайте разберемся, кто и чего в этой сказке испугался.

Вспомните, как начинается сказка. Жили – были.

Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь мы вспомним, кто главные герои сказки.

Как называли бабушку? - Старушка.

Как называли внучку? - Хохотушка.

Как называли курочку? – Хвостушка

Как называли мышку? – Хлопотушка

Куда герои ходили каждый день? (За водой)

С чем они ходили за водой? (С ведрами)

Какие ведра были у бабушки, внучки, курочки, мышки… (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток) показывают дети.

Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)

Почему они так названы? (Потому что каждый день носили воду)

В этот день водоносы донесли воду? (Нет)

Кто им помешал? (Зайка)

Где он сидел? (Под яблоней)

Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

Давайте покажем.

А под яблонькой зайка сидел. (ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут) яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб (по лбу хлопают)

Что произошло с водоносами? (Они побросали ведра и убежали домой)

Куда спряталась бабушка? (на лавку)

Куда спряталась внучка? (за бабушку)

Куда взлетела курочка? (на печку)

Куда спряталась мышка? (под печку)

Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)

Кто привиделся внучке? (волк, курочке? (лиса, мышке? (котище)

Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)

Как вы думаете, что он испытал? (Страх)

Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)

Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят)

Произносят хором.

3. Закрепление

Физминутка.

Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.

Покружитесь, покружитесь в героев сказки превратитесь!

«Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла. (еле-еле идут, охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка. (бегут, смеются, пищат)

А за ними бегом

Курочка с ведром. (бегом, кудахчет:ко-ко-ко)

Воды набрали и

Домой зашагали». (спокойно идут)

(Подходят к озеру, черпают воду из озера и идут по дорожке назад)

Давайте опять превратимся в ребяток.

Покружитесь, покружитесь

И в ребяток превратитесь!

Послушайте сказку еще раз.

(воспитатель предлагает прослушать сказку, презентация сказки на компьютере)

4. Подведение итогов.

Понравилась вам ребята сказка?

Чему вас научила эта сказка?

Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.

(Зайчик что-то шепчет воспитателю на ушко)

Ой, ребята, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться.

Вот сундук.

А что внутри?

Если хочешь

Посмотри! – (дети открывают и заглядывают)

Посмотрели детишки

А в сундучке -угощения!

Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:

«Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»

Занятие 2

Конспект занятия по области «Чтение художественной литературы» во 2 младшей группе.

Задачи:

1. Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы.

2. Упражнять в подборе прилагательных женского и мужского рода к заданному слову, пополнять и обогащать словарный запас.

3. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий

4. Развивать интерес и любовь к сказкам.

Материалы: фланелеграф, рисунки с изображением персонажей сказки «Цыпленок». Портрет К. И. Чуковского, книги с его произведениями, сюрпризная коробка.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках

Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы нашла вот эту коробку. А на ней надпись: «Открыть любознательным детям группы Осьминожки». Ребятки, а кто такой любознательный ребенок? (Тот, которому интересно все новое и неизведанное.) А вам интересно, что в этой коробке? (Да) Значит вы тоже любознательные!

А как же узнать, что в ней находится? (Посмотреть).

Воспитатель открывает коробку

Воспитатель: Ребята в этой коробке спрятались сказки. Давайте мы с вами поиграем. Я буду читать отрывок из сказки, а вы будете подсказывать мне словечко. А если вспомните название этой сказки, обязательно скажите.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

А с ним и зайчиха-мать,

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, … (Айболит!» «Айболит»

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха»

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по … (дорожке). «Федорино горе»

Но однажды поутру

Прискакала кенгуру,

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

«Разве это великан?

(Ха-ха-ха)

Это просто … (таракан! (Ха-ха-ха) «Тараканище»

Воспитатель: Вы правильно узнали все сказки. А знаете ли вы, что все эти сказки написал один очень известный детский писатель?

Дети отвечают.

На фланелеграф вывешивается портрет К. И Чуковского

Воспитатель: Посмотрите, а в волшебной коробке еще одна книжка К. И. Чуковского

Из коробки достается книжка К. И Чуковского «Цыпленок»

Рассматривание обложки

Дети вместе с воспитателем рассматривают обложку, и отвечают на следующие вопросы:

- Можно ли узнать по обложке, о чем книга? (Да.)

- Про кого эта книжка? Почему вы так думаете? (Про цыплят и курицу)

Пальчиковая гимнастика «Цыплята»

Раз, два, три, четыре пять Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.

Будем мы цыплят считать Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз – цыпленок на крыльце, Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два – еще сидит в яйце,

Три – цыпленок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый - маленький цыпленок, загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в сказку. Вы согласны? (Да)

Приготовьтесь, не стесняйтесь,

По удобнее располагайтесь!

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу сейчас вам сказку, про цыпленка, который хотел поскорее вырасти.

Воспитатель сопровождает рассказывание сказки показом персонажей с помощью фланелеграфа. (Приложение 1)

Воспитатель: Давайте поиграем

Подвижная игра «Курочка с цыплятами»

Вышла курочка гулять Взрослый изображает маму - курицу. Идет

Свежей травки посчипать высоко поднимая колени, руки заложены

за спину.

А за ней ребятки Дети идут за мамой-курицей и повторяет

Жёлтые цыплятки. движения.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко! «Грозит» пальчиком.

Ходят желтые цыплята Идут в рассыпную, ритмично кивая головой

-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи! Произносят звукоподражания.

Хоть они и маловаты. Останавливаются и приседают

-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи! Произносят звукоподражания.

Могут зернышки искать Пальцы рук собраны в щепоть, поочередно

Землю лапкой разгребать клюют корм

-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи!

В заключении занятия воспитатель просит подойти детей к фланелеграфу и ответить на вопросы:

- Вам понравилась сказка?

- Как она называется?

- Кто написал сказку?

- Какие герои были в сказке?

Упражнение «Подбор определения к заданному слову»

- Каким был цыпленок? (Маленький, желтенький, крошечный, кругленький и т. д.)

- Какая была мама курица? (Большая, рябая, добрая, заботилась о сыночке и т. д.)

- Как заботилась курицы о цыпленке? (Кормила, ласкала, жалела)

- А какой был кот? (Большой, злой, серый, страшный, усатый и т. д.)

- А какой был петух? (большой, красивый, разноцветный, голосистый, важный, удалой)

- А какая была лягушка? (зеленая, веселая, большеротая,).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе детского сада

Название проекта: «Книга – источник знаний о жизни».

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с 1 февраля 2016 года по 1 февраля 2017 год).

Участники проекта: дети второй младшей группы детского сада, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Образовательная область: «Чтение художественной литературы».

Возраст детей: вторая младшая (дети 3 – 4 лет).

Причины создания проекта:

1. Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в МДОУ и семье.

2. Недостаточная педагогическая грамотность родителей по проблеме значения чтения книг для воспитания ребенка-читателя.

3. Влияние СМИ, подмена книг просмотром телевизора, компьютера, Интернета.

Цели:

– введение в практику форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей среднего дошкольного возраста к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;

– формирование интереса и постоянной потребности детей в чтении художественной литературы, восприятии книги;

– привлечение родителей к решению проблемы развития читательского интереса, вкуса, культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

– формирование у детей младшего дошкольного возраста целостной картины мира, первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству;

– развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

– воспитание читательской культуры;

– воспитание бережного отношения к книге, автору книги;

– воспитывать умение слушать и понимать литературное произведение различных жанров;

– развитие эмоциональной отзывчивости на воображаемые события художественного произведения.

– привлечение родителей к совместному творчеству в рамках приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.

Ресурсы:

1. Информационные:

– фото-видео материалы;

– Интернет-источники;

– библиотечный фонд;

– рассказы и беседы родителей и воспитателей.

2. Научно-методические:

– консультативная работа с родителями;

– изучение и анализ литературных источников.

3. Дидактическое обеспечение:

– подбор литературных произведений;

– подбор иллюстраций по литературным произведениям;

– подбор открыток, фотографий;

– оформление книжного уголка, выставок, детских поделок.

4. ТСО:

– Компьютер;

– ноутбук;

– музыкальный центр;

– фотоаппарат.

Формы и методы организации проекта:

– педагогическое наблюдение;

– анкетирование;

– создание и решение проблемных ситуаций;

– беседы;

– консультации для родителей;

– выставки;

– совместная организованная деятельность;

– творческие мастерские;

– сюрпризные моменты, концерты, театрализованные представления, развлечения;

– игры.

Подготовительный этап:

– сбор информации, анализ литературных источников по проблеме развития читательского интереса у детей дошкольного возраста, методики обучения чтению и т. п. ;

– вовлечение детей и родителей в реализацию проекта;

– разработка плана мероприятий.

Основной этап:

Реализация проекта в различных видах деятельности детей с учетом интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность, художественное творчество).

Ожидаемые результаты:

1. Создание необходимых условий по ознакомлению детей со значением чтения и слушания книг, ознакомления с творчеством известных детских писателей и поэтов.

2. Приобретение и углубление знаний детей о творчестве писателей и поэтов.

3. Проявление у детей желания обращаться к книге как к источнику жизненных знаний.

4. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.

5. Развитие отзывчивости детей на воображаемые ситуации, героев литературных произведений; развитие толерантности, эмпатии, эстетического вкуса, читательской культуры.

6. Воспитание любви к чтению и слушанию литературных произведений.

7. Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательской культуры.

9. Повышение интереса детей к слушанию литературных произведений.

10. Формирование первичных представлений дошкольников о художественной литературе, художественном образе.

11. Развитие знаний детей о бережном отношении к книге, о их ремонте, сборе библиотеки.

12. Развитие понимания иллюстраций к книгам.

Итоги проекта:

– дети называют любимые произведения.

– заучивают стихи, выразительно читают их на публике;

– дети способны внимательно слушать чтение художественной литературы не менее 10 минут;

– способны делать выводы об услышанном литературном произведении, анализировать события, оценивать характеры и поступки героев;

– активно сопереживают героям книг, реагируют словом или действием; эмоционально отзываются на ситуации литературного произведения;

Полученные продукты проекта:

1. Оформление читательского уголка в группе детского сада.

2. Рисование совместно с родителями героев любимых сказок.

3. Слушание и анализ литературных произведений различных жанров.

5. Создание выставки детских работ по литературным произведениям.

6. Создание (с помощью родителей) фотовыставки на тему: «Любимые сказки».

7. Сбор библиотечки на тему: «Книжки-малышки».

10. Заучивание стихотворений, выразительное чтение (после чтения воспитателя) отрывков из литературных произведений.

12. Инсценировка сказки «Теремок».

14. Театрализованное представление на тему: «В гостях у героев любимых литературных произведений».

16. Концерт для родителей на тему: «Сказка ложь, да в ней намек…».

17. Выставка книг на тему: «Моя любимая книжка».

20. «Книжкина неделя» (рассказы детей о любимых книгах, о том, как правильно обращаться с книгой, о том, чему учит книга; знакомство с новыми литературными произведениями и т. п.).

21. Дидактическая игра «Найди героев сказки».

22. Дидактическая игра «Петушок» (по сказке «Лиса и петух»).

24. Подвижная игра «Мыши водят хоровод».

27. Слушание новых сказок.

30. «Книжкина больница» (ремонт книг).

31. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского.

34. Дидактическая игра «Помоги Федоре» (День К. И. Чуковского).

35. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?

43. Театр кукол силами детей: «Тили-бом, тили-бом, загорелся Кошкин дом».

44. Игра «Угадай-ка» (К какой сказке иллюстрация).

46. Пополнение библиотеки группы.

48. Беседа на тему: «Почему я люблю книги?».

49. Активное участие на учебных занятиях по чтению художественной литературы.

50. Активное участие в различных видах деятельности.

Мероприятия с родителями детей среднего дошкольного возраста:

1. Беседа на тему: «Развитие художественного вкуса у детей младшего дошкольного возраста».

2. Консультация на тему: «Повышение интереса ребенка к слушанию литературного произведения».

3. Консультация на тему: «Значение чтения художественной литературы для развития и воспитания ребенка младшего дошкольного возраста».

4. Круглый стол на тему: «Какие книжки читают дома».

5. Печатная информация: «Как научить ребенка любить книги», «Как научить ребенка читать», «12 полезных советов опытных родителей», «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге», «Чтобы ребенок любил книгу», «Как научить ребенка бережному обращению с книгой», «Воспитание любви к чтению».

7. Изготовление книжек-малышек.

9. Помощь в ремонте книг из книжного уголка группы.

10. Пополнение библиотеки в группе.

Изучение, анализ проблемы исследования и проведенная опытно-экспериментальная работа позволяют сделать следующие выводы:

1. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. К числу образовательных областей относятся: «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы». «Чтение художественной литературы», как приоритетная образовательная область, предполагает чтение, обсуждение и разучивание. Данная область, как и любой вид деятельности, обеспечивает наиболее эффективное решение задач развития и воспитания дошкольника. В этом виде деятельности, при условии освоения ребенком позиции субъекта, происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие дошкольников.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада: это воспитание интереса к художественной литературе; развитие эмоциональной отзывчивости на содержание произведений; развитие представлений об особенностях художественной литературы; воспитание литературно- художественного вкуса, способности чувствовать настроение литературного произведения.

2. Художественная литература является универсальным средством в познавательном развитии ребенка; она развивает детскую мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, уводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представления о мире.

В возрасте 3 – 5 лет ребенок активно развивается: совершенствуется нервная система, психика, познавательные процессы; становятся более продуктивными все виды деятельности. В это время ребенок исследует границы своих возможностей. В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен оценить и усвоить художественное литературное произведение, эмоционально отзываться на его образы, сопереживать, делать выводы.

3. Проектирование в образовании есть организованная система деятельности по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие образования как формы общественной практики, позволяющей удовлетворять потребности в образовании человека, общества, в котором он живет, и потребности самих образовательных систем. Цель такого проектирования заключается в том, чтобы обеспечить необходимый комплекс условий органического перехода системы образования из одного состояния в другое, качественно новое. Результатом проектирования являются концепции и программы развития образовательных систем, модели образовательных деятельностей.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение целей и задач развития и воспитания ребенка через восприятие книги, посредством чего он формирует интересы и потребности в чтении, формирует целостную картину мира, у него складываются первичные ценностные представления. Проектирование образовательной области «Чтение художественной литературы» в средней группе детского сада осуществляется на основе индивидуальных, возрастных особенностей воспитанников, социального заказа родителей, общества, страны.

4. Опытно-экспериментальная работа представляла собой констатирующий эксперимент; осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения МДОУ № 24 г. о. Саранск. В исследовании были задействованы дети дошкольного возраста (3 – 4 лет) в количестве 18 человек.

Занятие 1

Конспект занятия по чтению художественной литературы во 2 младшей группе

Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: Познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики».

Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (это пословица).

Развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев ; умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование: зайчик-игрушка, подарки для детей, дорожка, озеро-обруч, напёрсток,ноутбук с презентацией книги, цветы.

Ход занятия.

1. Вводная часть

Ребята сегодня я приглашаю вас в сказку. Но что бы нам в нее попасть надо успокоиться и настроится. Я предлагаю лечь на коврик.

Упражнение на расслабление

«Спинка отдыхает»

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая.

Ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу

и настроимся на занятие.

2. Основная часть

Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой.

Что за странный звук?

Ой, ребята, кто это? (зайчик) Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.

Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.

А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,

Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги.

-Вот ребята мы с вами и в сказке. Садитесь на стульчики поудобнее. Я предлагаю познакомиться с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать»

(Воспитатель читает сказку выразительно включив презентацию на компьютере «иллюстрации сказки»)

Беседа по содержанию.

Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики.)

Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза) .

Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».

Что такое мимика? (Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.)

Что может выражать мимика лица? (Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду)

Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.

Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.

Ребята, а название этой сказки ещё является и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.

А теперь давайте разберемся, кто и чего в этой сказке испугался.

Вспомните, как начинается сказка. Жили – были.

Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь мы вспомним, кто главные герои сказки.

Как называли бабушку? - Старушка.

Как называли внучку? - Хохотушка.

Как называли курочку? – Хвостушка

Как называли мышку? – Хлопотушка

Куда герои ходили каждый день? (За водой)

С чем они ходили за водой? (С ведрами)

Какие ведра были у бабушки, внучки, курочки, мышки… (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток) показывают дети.

Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)

Почему они так названы? (Потому что каждый день носили воду)

В этот день водоносы донесли воду? (Нет)

Кто им помешал? (Зайка)

Где он сидел? (Под яблоней)

Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

Давайте покажем.

А под яблонькой зайка сидел. (ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут) яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб (по лбу хлопают)

Что произошло с водоносами? (Они побросали ведра и убежали домой)

Куда спряталась бабушка? (на лавку)

Куда спряталась внучка? (за бабушку)

Куда взлетела курочка? (на печку)

Куда спряталась мышка? (под печку)

Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)

Кто привиделся внучке? (волк, курочке? (лиса, мышке? (котище)

Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)

Как вы думаете, что он испытал? (Страх)

Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)

Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят)

Произносят хором.

3. Закрепление

Физминутка.

Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.

Покружитесь, покружитесь в героев сказки превратитесь!

«Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла. (еле-еле идут, охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка. (бегут, смеются, пищат)

А за ними бегом

Курочка с ведром. (бегом, кудахчет:ко-ко-ко)

Воды набрали и

Домой зашагали». (спокойно идут)

(Подходят к озеру, черпают воду из озера и идут по дорожке назад)

Давайте опять превратимся в ребяток.

Покружитесь, покружитесь

И в ребяток превратитесь!

Послушайте сказку еще раз.

(воспитатель предлагает прослушать сказку, презентация сказки на компьютере)

4. Подведение итогов.

Понравилась вам ребята сказка?

Чему вас научила эта сказка?

Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.

(Зайчик что-то шепчет воспитателю на ушко)

Ой, ребята, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться.

Вот сундук.

А что внутри?

Если хочешь

Посмотри! – (дети открывают и заглядывают)

Посмотрели детишки

А в сундучке -угощения!

Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:

«Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»

Занятие 2

Конспект занятия по области «Чтение художественной литературы» во 2 младшей группе.

Задачи:

1. Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы.

2. Упражнять в подборе прилагательных женского и мужского рода к заданному слову, пополнять и обогащать словарный запас.

3. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий

4. Развивать интерес и любовь к сказкам.

Материалы: фланелеграф, рисунки с изображением персонажей сказки «Цыпленок». Портрет К. И. Чуковского, книги с его произведениями, сюрпризная коробка.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках

Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы нашла вот эту коробку. А на ней надпись: «Открыть любознательным детям группы Осьминожки». Ребятки, а кто такой любознательный ребенок? (Тот, которому интересно все новое и неизведанное.) А вам интересно, что в этой коробке? (Да) Значит вы тоже любознательные!

А как же узнать, что в ней находится? (Посмотреть).

Воспитатель открывает коробку

Воспитатель: Ребята в этой коробке спрятались сказки. Давайте мы с вами поиграем. Я буду читать отрывок из сказки, а вы будете подсказывать мне словечко. А если вспомните название этой сказки, обязательно скажите.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

А с ним и зайчиха-мать,

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, … (Айболит!» «Айболит»

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха»

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по … (дорожке). «Федорино горе»

Но однажды поутру

Прискакала кенгуру,

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

«Разве это великан?

(Ха-ха-ха)

Это просто … (таракан! (Ха-ха-ха) «Тараканище»

Воспитатель: Вы правильно узнали все сказки. А знаете ли вы, что все эти сказки написал один очень известный детский писатель?

Дети отвечают.

На фланелеграф вывешивается портрет К. И Чуковского

Воспитатель: Посмотрите, а в волшебной коробке еще одна книжка К. И. Чуковского

Из коробки достается книжка К. И Чуковского «Цыпленок»

Рассматривание обложки

Дети вместе с воспитателем рассматривают обложку, и отвечают на следующие вопросы:

- Можно ли узнать по обложке, о чем книга? (Да.)

- Про кого эта книжка? Почему вы так думаете? (Про цыплят и курицу)

Пальчиковая гимнастика «Цыплята»

Раз, два, три, четыре пять Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.

Будем мы цыплят считать Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз – цыпленок на крыльце, Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два – еще сидит в яйце,

Три – цыпленок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый - маленький цыпленок, загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в сказку. Вы согласны? (Да)

Приготовьтесь, не стесняйтесь,

По удобнее располагайтесь!

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу сейчас вам сказку, про цыпленка, который хотел поскорее вырасти.

Воспитатель сопровождает рассказывание сказки показом персонажей с помощью фланелеграфа. (Приложение 1)

Воспитатель: Давайте поиграем

Подвижная игра «Курочка с цыплятами»

Вышла курочка гулять Взрослый изображает маму - курицу. Идет

Свежей травки посчипать высоко поднимая колени, руки заложены

за спину.

А за ней ребятки Дети идут за мамой-курицей и повторяет

Жёлтые цыплятки. движения.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко! «Грозит» пальчиком.

Ходят желтые цыплята Идут в рассыпную, ритмично кивая головой

-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи! Произносят звукоподражания.

Хоть они и маловаты. Останавливаются и приседают

-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи! Произносят звукоподражания.

Могут зернышки искать Пальцы рук собраны в щепоть, поочередно

Землю лапкой разгребать клюют корм

-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи!

В заключении занятия воспитатель просит подойти детей к фланелеграфу и ответить на вопросы:

- Вам понравилась сказка?

- Как она называется?

- Кто написал сказку?

- Какие герои были в сказке?

Упражнение «Подбор определения к заданному слову»

- Каким был цыпленок? (Маленький, желтенький, крошечный, кругленький и т. д.)

- Какая была мама курица? (Большая, рябая, добрая, заботилась о сыночке и т. д.)

- Как заботилась курицы о цыпленке? (Кормила, ласкала, жалела)

- А какой был кот? (Большой, злой, серый, страшный, усатый и т. д.)

- А какой был петух? (большой, красивый, разноцветный, голосистый, важный, удалой)

- А какая была лягушка? (зеленая, веселая, большеротая,).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»/ во второй младшей группе "Наши друзья - игрушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-уточнить представление о том, с кем животные живут в реальной жизни,-продолжать учить детей слушать внимательно рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Му...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе

Перспективное планирование составлено по программе "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой с учетом ФГТ и тематического планирования. использовала методическ...

Чтение художественной литературы во второй младшей группе.Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами. Потешки, загадки.

Интегрированное НОД во второй младшей группе. Тема :Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами. Потешки, загадки....

Конспект занятия по «Чтению художественной литературе» во второй младшей группе (3-4 года) Тема: «Чтение сказки в стихах К.И.Чуковского «Мойдодыр»

Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...

Конспект занятия по «Чтению художественной литературе» во второй младшей группе (3-4 года) Тема: «Чтение стихотворений о животных»

Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...