К проблеме организации приобщения дошкольников к якутской художественной литературе
методическая разработка по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кривошапкина Саргылана Владимировна
В духовном становлении растущего человека, несомненно, родником, первоисточником является родная литература, духовное сокровище родного народа, его эстетическая и этическая ценность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кривошапкина С.В, г. Якутск, ДОУ «Кэнчээри».

К проблеме организации приобщения дошкольников к якутской художественной литературе

В духовном становлении растущего человека,  несомненно,  родником,  первоисточником  является  родная   литература,  духовное  сокровище  родного  народа,  его  эстетическая  и  этическая  ценность.  Только  тот  человек,  который  овладел  способностями  эстетического  восприятия  произведений  искусства  слова  на  родном  языке,  приобретает  возможность  духовного  познания  иноязычной  литературы. Поэтому  приобщение детей к родной  литературе   приобретает  первостепенную  значимость.  

Воспитательная возможности художественной литературы осуществляются особым, присущим лишь искусству слова способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать  воспитательные возможности художественной литературы, необходимо учесть психологические особенности восприятия и понимания художественного произведения дошкольниками.

Самостоятельное, мастерски направляемое воспитателем чтение произведений  искусства слова - процесс сложной индивидуальной творческой деятельности. Как подчеркивает известный  исследователь детского чтения Т.Д. Полозова, творческое чтение  в значительной мере предопределяет «развитие интеллектуальных, эмоционально-эстетических потенций растущего человека, его креативность, способность анализа и синтеза, воображения и сравнения; соучастие, сопереживание, предрасположенность и готовность к конкретным действиям, вытекающим из состояния самоидентификации с автором увлеченно прочитанного произведения» (1; 7)

Процесс приобщения дошкольников к художественной литературе -   духовная деятельность, пробуждающая  индивидуально неповторимое духовное наслаждение,  чувство  радости или огорчения у растущего человека. При этом необходимо отметить, что уровень освоения, проникновения маленького человека в эстетическое, духовное содержание художественного произведения  разное, специфическое.

Ребенок, как и любой человек, уникальное создание. Его внутренний мир, духовное  состояние  также неповторимо, специфично. При приобщении к искусству у каждого ребенка воссоздаются в воображении свои видения, образы художественного текста. По мысли исследователя, индивидуальные видения приводят к непосредственному сознанию, чувству причастности к происходящему в произведении,  к радости соучастия, сочувствия, сопереживания к героям художественного произведения. Т.Д. Полозова  пишет, при таком подходе   ребенок «преобразует осваиваемый предмет своим творческим воображением в соответствии с имеющимся личным опытом, идеей жизни. В этом и заложен педагогический эффект творческого чтения как свободной деятельности: стимулируется общий творческий рост целостной личности, когда в состоянии гармонии и развития находятся способность творческого мышления, эмоционально-эстетическая реактивность, реализуемая потребность соучастия» (1; 8).

      В связи с этим напрашивается необходимость отбора произведений, наиболее духовно, эстетически приемлемых для приобщения дошкольников к  художественной литературе.

Только воспитание, развитие у детей способности понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность его языка может пробуждать интерес к художественной литературе.

        Якутская художественная литература для детей нельзя считать, что богата и разнообразна.  Но  при тщательном, грамотном подходе к отбору произведений, можно выстроить солидный список произведений устного народного творчества и художественной литературы. Так как целью настоящей статьи является поиск наиболее приемлемых методов приобщения дошкольников к литературе, мы  ориентируемся на творчество отдельных известных якутских писателей.  Потому что почти все якутские писатели творили для детей. Но хочется особенно выделить  Константина Туйарского, Петра Тобуруокапа, Тимофея Сметанина, Николай Якутскиго.

Дошкольникам младшего возраста рекомендуем  небольшие рассказы и стихотворения П. Н. Тобурокова,    К.Д.Туйарского.  Стихотворения П. Н. Тобурокова,    К.Д. Туйарского прививают у маленьких слушателей чувства доброты, любви к жизни.  Их творчество отличается самобытностью, юмором, выразительностью, образностью языка и жизнеутверждающим накалом содержания. Чувство огромной любви к детям, тонкое чувствование их психологии делает их произведения по детски ласковым, веселым.   На первый взгляд несложное содержание произведений,  близкое личному опыту ребенка, выраженное в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко включаются в событии произведений, начинают сопереживать.

Детей дошкольного возраста особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся легкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети улавливают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают чувства.

На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи - при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, потому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно.

После  чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, прочитав выразительно  стихотворение           П. Тобурокова "Эбээ", воспитатель может задать вопрос, напоминает ли стихотворение  кого-нибудь?  Пусть отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из одного-двух простых предложений - это начало развития у детей способности рассказывания.

Конечно, много вопросов малышам задавать не следует - по два, по три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка.

В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, сказки, стихи и ритмические строчки из сказок, для того, чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Запоминание стихов и сказок оказывает большое внимание на развитие словаря ребенка. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. Для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значение. Задача воспитателя - научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.

В практике работы иногда встречается такой подход к ознакомлению с художественной литературой: педагог выразительно, эмоционально читает сказку или стихотворения и на этом ознакомление заканчивается. Дети, возможно, и хорошо понимают смысл прочитанного, но чтение не развивает их мысли - содержание произведения и слова, которые они услышали, быстро забываются. Конечно, очень важно соблюдать чувство меры, но работа над произведением дальнейшее повторение слов и выражений, которые дети запомнили и усвоили, совершенно необходимо.

Если после каждого занятия повторять, закреплять новые слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях - дети будут лучше усваивать лексику и строй родного языка.

Особое внимание надо уделять формированию грамматики правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы, по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всесторонне развитие речи: звуковую культуру речи, грамматический строй, словарь. Уже с  дошкольного возраста закладываются основы развития связной речи, необходимые для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

Что касается,  старших и подготовительных групп детского сада можно включить в программу произведения Тимофея Сметанина и Николай Якутского на детские темы.  

В старшем и подготовительном дошкольном возрасте  возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем на занятиях.

При использовании литературных произведений вне НОД решаются следующие задачи:

Чтение вне НОД дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.Содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10, дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят якутские народные сказки, сказки народов мира, детские журналы, произведения якутских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Использованная литература:

Полозова Т.Д. Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся. – М., МГУК, 2000. – 152 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Приобщение дошкольников к детской художественной литературе"

Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это ...

"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"

2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы"      Художественная литература –...

«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Художественная литература выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родно...

Презентация "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

В данной презентации представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными сказками"....

"Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

В данном материле представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"....

Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему об...

Проблема приобщения дошкольников к чтению художественной литературы

Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежд...