Конспекты по художественной литературы.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

·        Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве содержания и художественной формы;

·        Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра народной сказки;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx157.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 непосредственной образовательной  деятельности

по образовательной области «Чтение художественной литературе»

в группе общеразвивающей направленности для детей 6 - го года жизни

Тема: Знакомство с  русской народной сказкой

«Снегурочка».

Цель: познакомить с русской народной сказкой.

Задачи:

  • Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве содержания и художественной формы;
  • Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра народной сказки;
  • Обогащать словарный запас детей прилагательными,  однокоренными словами  к слову «снег».
  • Продолжать учить детей составлять мнемотаблицу, последовательно пересказывать  сказку,  опираясь на схематические зарисовки;
  • Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, установление причинно – следственных связей);
  • Развивать творческие способности, воображение;
  • Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование: Шуршунчик, ширма, книги –сказки, мультимедийная презентация сказки «Снегурочка»,  экран, снежный ком, карточки –схемы помощников (ухо, нос, рука, глаза), наборное полотно, картинки с однокоренными словами со словом «снег» и другими словами, мнемотаблицы по количеству детей.

Активизация словаря: Ввести в активный словарь прилагательные: красивая, беленькая, стройная, светлая, искристая, нежная, добрая, однокоренные слова со словом «снег»: снегирь, снеговик, снежинка, снегурочка, снежки, заснеженный, снежный ком, снегопад.

Предварительная работа:чтение народных сказок, рассматривание иллюстраций,  рисование мнемотаблиц по знакомым сказкам, «вхождение» в картину с помощью помощников. Продуктивная деятельность: рисование по сказкам. Показ настольного театра детьми   знакомых сказок.

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент.
  2. Беседа о сказках.
  3. Рассказывание сказки «Снегурочка».
  4. Физминутка «Зима».  
  5. Беседа по содержанию сказке.
  6. Игровое упражнение «Опиши Снегурочку».
  7. Мысленный эксперимент (с элементом технологии ТРИЗ)
  8. Дидактическое  упражнение «Снежные слова»
  9. Составление мнемотаблицы по сказке.
  10. Творческое задание «Придумай  свой   конец  сказки».
  11.  Итог занятия.

Интеграция образовательных областей:

   1. Познание

  2. Коммуникация

  3. Социализация

  4.   Здоровье

  5. Физическая культура.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1.Сюрпризный момент.

Воспитатель:Ребята, сегодня к  нам пришел необычный гость. Кто это, вы его узнали? Это хранитель книг в библиотеке Шуршунчик.

Шуршунчик: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю нам отправиться в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки. А вы любите сказки?

2. Беседа о сказках.

Шуршунчик: А, чем сказка отличается от рассказа? Какие бывают сказки? Кто их пишет? А, чем  народная сказка отличается от авторской сказки?   Я вам приготовил сюрприз в вашем книжном уголке (рассматривание выставки). Какие знакомые вам сказки я принес? Какие из этих сказок народные, а какие авторские? (ответы детей)

Шуршунчик:

 Сказки в нашей жизни возникли давно, когда еще не было письменности. Их не записывали, а передавали «из уст в уста». Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные истории.

И вот сегодня я Вам принес  одну  историю, которая случилась в одной деревне зимой. Вы ее послушайте и потом скажите сказка ли это? (воспитатель берет у Шуршунчика книгу)

3. Рассказывание сказки «Снегурочка».

Воспитатель: Спасибо. Вы догадались о ком эта история? Давайте присядем послушаем и посмотрим историю о Снегурочке ? (воспитатель читает детям сказку с просмотром презентации)

Воспитатель: Понравилась вам история, которую вы услышали? Как вы думаете, история о Снегурочке – это сказка? Почему?  (в сказке происходят волшебные превращения, которых в жизни не бывает).

Воспитатель: Акакие волшебные превращения происходят в этой сказке? (девочка из снега оживает).

4. Физминутка «Зима».

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем (дети выходят на ковер). Представьте, что мы в зимнем лесу.  

У зимы в лесу изба,

Во все стороны резьба,

Водяные окна скрыты,

Ледяные ставни,

Два столба резные врыты,

Сторожить поставлены,

На столбе ледяном,

Ходит ворон ходуном.

5. Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: Шуршунчик, а давай узнаем, запомнили ли дети содержание сказки?

  1. Чем  были опечалены старик со старухой?
  2. Что предложил старик сделать старухе?
  3. Какой росла у стариков дочка?
  4. Куда девушки позвали Снегурочку?
  5. Что делали девушки в лесу?

6.Игровое упражнение «Опиши Снегурочку».

Воспитатель: Ребята, когда вы слушали сказку, какой Вы себе представили Снегурочку? Опишите ее . (дети стоя в кругу передают снежок друг к другу, называя  слова – прилагательные - красивая, беленькая, стройная, светлая, искристая, нежная, добрая).

Шуршунчик, тебе понравилось,  как ребята рассказали о Снегурочке?

7. Мысленный эксперимент (элемент технологии ТРИЗ).

Шуршунчик: А скажите, ребята,одинаково ли чувствовала себя Снегурочка зимой и весной? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам присесть на стулья. Давайте попробуем «войти» в сказку с помощью наших волшебников – помощников и ответить на вопрос Шуршунчика.  Кто же эти  помощники? (на доске эмблемы «ухо»- что мы слышим войдя в картину, «нос»- чем там пахнет, «рука»- что мы ощущаем тактильно). Выберите себе помощника, «войдите» в картину  и расскажите, как чувствовала себя Снегурочка зимой и весной.(дети по очереди рассказывают).

Воспитатель: Так, почему же Снегурочка зимой была веселой, а весной грустной?  (потому что Снегурочка сделана из снега, она любит холод, а от тепла ей становится жарко, она тает, поэтому и грустит).

8.Дидактическое  упражнение «Снежные слова»

Воспитатель: Ачтобы наша Снегурочка больше не грустила, давайте выберем картинки, в которых живет слово «снег». (дети выбирают из набора картинок картинки  однокоренных слов  со словом «снег» - (снегурочка, снеговик, снежный ком, снежки, заснеженный лес, снегирь, снегопад),объясняют свой выбор)

Воспитатель: Что объединяет все эти слова? А почему оставили лишние картинки?( льдина, ледокол, ледянка, ледоруб).

9.Составление мнемотаблицы по сказке.

Шуршунчик: Ребята, вы хотите рассказать сказку о Снегурочке своим родным? Для того, чтобы вы не забыли что за чем было в сказке давайте ее схематично зарисуем.(дети  садятся за столы, вместе с воспитателем обговаривают какими символами на схеме будут  обозначать  героев сказки. Вспоминая содержание сказки, дети ее схематично зарисовывают в мнемотаблице).

10.Творческое задание «Придумай  свой   конец  сказки».

Воспитатель:

Ребята, давайте покажем наши схемы Шуршунчику. Посмотри Шуршунчик, справились наши ребята? (подходят к книжному уголку)

Шуршунчик:

 Да, молодцы! Вам понравилась эта сказка?

 А чем закончилась сказка?

Нравится ли вам этот конец сказки?

Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костер? (дети придумывают свой конец сказки, воспитатель задает детям проблемные вопросы, наталкивающие на активизацию их творческого воображения).

11. Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Шуршунчика за такую интересную сказку.

Скажите, что для вас сегодня  было самым интересным? А что было для вас трудным?

Давайте попрощаемся с Шуршунчиком. Ты приходи к нам не забывай. Мы ждём от тебя новых интересных книг.

Шуршунчик: Я с вами не прощаюсь. Жду Вас к себе в гости в библиотеку. До встречи.

А схемы, которые вы нарисовали, возьмите домой, и расскажите сказку о Снегурочке своим родным.

Конспект

 непосредственной образовательной  деятельности

по образовательной области «Чтение художественной литературе»

в группе общеразвивающей направленности для детей 7- го года жизни

Тема: «Путешествие по сказкам»

Цель:формировать  интерес к устному народному творчеству (сказкам).

Задачи:

  • Закреплять  знания детей русских народных сказок;
  • закреплять умения составлять целое из частей, отдельных предметов;
  • упражнять детей в счете, соотносить число с цветом  палочек Кюизенера;
  • обогащать словарный запас детей однокоренными словами  к слову «снег»;
  • учить детей составлять мнемодорожку к стихотворению, заучивать его, опираясь на схематические зарисовки;
  • формировать навыки сотрудничества;
  • развивать навыки зрительно – пространственной ориентировки;
  • способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, установление причинно – следственных связей);
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать интерес к художественной литературе;
  • воспитывать бережное отношение к книгам

Ход занятия:

  1. Сюрпризный момент:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Шуршуля, я хранительница детской библиотеки.

-А вы знаете, что такое библиотека? (библиотека это место,  где живут книги, туда приходят дети и взрослые, чтобы взять книги домой или читать прямо в библиотеке в читальном зале). (показывает слайды с библиотекой).

Да, ребята, библиотека,  это удивительный мир, где перелистывая страницы книг можно отправиться в путешествие в любой уголок земли, представить себя любым героем: мальчики могут стать храбрыми рыцарями, сильными богатырями; девочки – прелестными принцессами, трудолюбивыми хозяюшками.

- Вам в детском саду и дома читают книги?  (ответы детей) Вам нравится, когда вам читают книги?

  1. Проблемная ситуация:

- Ко мне в библиотеку тоже приходят дети из  школ и детских садов, и мы с ними  путешествуем в мир сказок, знакомимся с ними  с помощью этой волшебной книги.

- Но однажды к нам в библиотеку пришел мальчик, который не умеет обращаться с книгами. Он без спроса взял мою волшебную книгу и порвал обложку.  Она потеряла свою волшебную силу и не открывается. Теперь я не могу знакомить детей со сказками, путешествовать в этом волшебном мире. Что же теперь делать? (ответы детей)

3. Постановка игровой задачи:

- Помогите мне, пожалуйста, обложку книги восстановить и вернуть ей волшебную силу. А для этого нам надо отправиться в сказки, которые живут в этой книге и попросить у героев этих сказок частичку волшебной силы.

4. Игровое упражнение «Найди пару и назови сказку».

- А  как  же узнать в какие сказки нам надо отправиться? Для этого у меня есть подсказки, которые нам помогут.(на столе лежат разрезанные на две части картинки сказок).

- Возьмите каждый часть картинки и найдите себе пару, чтобы получилась целая картинка.(дети находят пару). Кто соединил части картинок, подходите ко мне, давайте прикрепим их на мольберт. Назовите Вашу сказку.

- Теперь мы с Вами знаем в какие сказки нам надо отправиться. Давайте встанем в круг, закроем глаза и произнесем волшебные слова (звучит волшебная музыка):

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки держитесь,

Отправляемся друзья,

В чудо – сказку вы и я.

(Дети открывают глаза, на слайде изображение сказки «По щучьему велению»)

5. Беседа по сказке «По щучьему велению»:

Вы узнали сказку? Кто главный герой этой сказки? Какое волшебство происходило в этой сказке? Кто помогал Емеле совершать волшебство?

6. Дидактическое  упражнение «Освободи щуку из сетей» (игра - лабиринт):

- Может она и нам поможет? Но посмотрите, щука запуталась в рыболовных сетях. Давайте поможем ей освободиться.  Присаживайтесь за столы, у каждого из Вас рыболовная сеть, Вам нужно провести щуку по лабиринту сети и выпустить ее в реку. (дети выполняют задания индивидуально)

- Молодцы, ребята! Мы освободили щуку и она за это нам дала частичку волшебной силы. (на обложке волшебной книги появляется пазл). Давайте поблагодарим щуку и отправимся в следующую сказку.

(дети с педагогом встают в круг, произносят волшебные слова под волшебную музыку).

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки держитесь,

Отправляемся друзья,

В чудо – сказку вы и я.

(Дети открывают глаза, на слайде изображение сказки «Царевна - лягушка»)

7. Беседа по сказке «Царевна - лягушка»:

Вы узнали эту сказку? Кто герои этой сказки? Какое волшебство происходило в этой сказке? (правильно, лягушка сбрасывала свою шкуру и превращалась в Елену Прекрасную).

8. Дидактическое  упражнение «Собери лягушку» (палочки Кюизиниера):

- А что случилось, когда Иван – Царевич сжег шкуру лягушки? (Елену Прекрасную забрал к себе Кощей). Как же она нам теперь поможет? Давайте Ивану – царевичу  поможем вернуть шкуру лягушки, чтобы освободить Елену Прекрасную.

Присаживайтесь за столы, посмотрите внимательно на образец, какую  шкуру лягушки мы должны собрать с помощью цветных палочек. (дети собирают лягушку из палочек).

Педагог задает вопросы по ходу выполнения задания:

- Сколько голубых палочек Вы использовали?

-Сколько палочек розового цвета вы использовали?

- Молодцы, ребята! Мы помогли Ивану – царевичу  освободить Елену Прекрасную от злого Кощея и  за это она  нам дала частичку волшебной силы из сказки. (на обложке волшебной книги появляется пазл). Давайте поблагодарим героев этой сказки  и отправимся в следующую сказку.

9. Физминутка:

Но чтобы у нас хватило сил продолжать путешествие, нам нужно отдохнуть:

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движения),

Ох, яичко уронила (наклониться и поднять яичко),

Посмотрите – ка разбила (показать «яичко» на вытянутых руках),

Вот ее мы посадили (приседают),

И водой ее полили (имитация движения),

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны),

А теперь ее потянем (имитация движения),

И из репы кашу  сварим (имитация еды),

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).

- Ну что, ребята, отдохнули, отправимся в следующую сказку?

(дети с педагогом встают в круг, произносят волшебные слова под волшебную музыку).

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки держитесь,

Отправляемся друзья,

В чудо – сказку вы и я.

(Дети открывают глаза, на слайде изображение сказки «Снегурочка»)

10. Беседа по сказке «Снегурочка»:

Вы узнали эту сказку? Кто герои этой сказки? Какое волшебство произошло  в этой сказке? (девочка из снега оживала).

- А скажите, ребята,одинаково ли в сказке чувствовала себя Снегурочка зимой и весной? (ответы детей). Какое настроение у нее было зимой? (ответы детей). Почему? А какое настроение   было  весной? (ответы детей).  Почему?

- Правильно, ребята, Снегурочка сделана из снега, она любит холод, а от тепла ей становится жарко, она тает, поэтому и грустит.

11. Дидактическое  упражнение «Снежные слова»

- А что может помочь Снегурочке повеселеть вы узнаете, отгадав загадку:

Он—пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь
. (Снег).

- Правильно, ребята – это снег. Так, что же поможет Снегурочке повеселеть?

Чтобы наша Снегурочка больше не грустила, давайте выберем из зимних картинок,  которые лежат у вас на столе, только те картинки, в которых  живет слово «снег». (дети выбирают из набора картинок картинки  однокоренных слов  со словом «снег» - (снегурочка, снеговик, снежный ком, снежки, подснежник, снегоход, снегирь, снегопад, льдина, ледокол, ледянка, ледоруб, леденец)и выкладывают на наборное полотно. Дети выполняют работу в парах, в конце педагог предлагает парам проверить друг друга.

- Молодцы, ребята, работу выполнили правильно. Так, почему, вы отобрали именно эти картинки? (в них живет слов «снег»). Давайте вместе еще раз проговорим эти слова (воспитатель показывает детям картинки с однокоренными словами к слову «снег»). Посмотрите, наша Снегурочка повеселела. Ей стало прохладнее.

- А вы помните, чем закончилась эта сказка? (снегурочка прыгнула через костер и растаяла)

- Нравится ли вам этот конец сказки? (ответы детей).  

- Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костер? Придумайте другой конец сказки.(дети придумывают свой конец сказки, воспитатель задает детям проблемные вопросы, наталкивающие на активизацию их творческого воображения).

- Молодцы, ребята! Мы помогли Снегурочке   и  за это она  нам дала частичку волшебной силы из сказки. (на обложке волшебной книги появляется пазл). Давайте поблагодарим Снегурочку  и отправимся в следующую сказку.

(дети с педагогом встают в круг, произносят волшебные слова под волшебную музыку).

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки держитесь,

Отправляемся друзья,

В чудо – сказку вы и я.

(Дети открывают глаза, на слайде изображение сказки «Царевна - несмеяна»)

12. Беседа по сказке «Царевна -несмеяна»:

Вы узнали эту сказку? Кто герой этой сказки? Почему ее называли Несмеяной? (потому что она была всем недовольна и целыми днями слезы проливала).

- Какая капризная царевна, правда? Как ни пытались ее развеселить придворные шуты и скоморохи, заезжие иностранные гости, но царевна все рыдает. Ой – ой – ой какой потоп. Разве она нам даст частичку волшебной силы? Что же делать? (рассмешить).  А как? (ответы детей)

13. Чтение стихотворения «Обновка» Платона Воронько

А вы знаете, ребята, я вспомнила, у меня в библиотеке есть книга со смешными стихотворениями. И одно такое стихотворение я вспомнила. Послушайте его:

Я купила кошке

К празднику сапожки.

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы.

Только как же надевать?

Хвостик некуда девать!

- Вам понравилось? А что в нем смешного? (кошке сшили трусы)

- Как вы думаете, рассмешим мы Царевну – Несмеяну этим стихотворением? (ответы детей)

14. Составление  мнемодорожки  к стихотворению «Обновка» Платона Воронько

-А чтобы лучше его запомнить, я научу вас схематически его зарисовать. Проходите за столы.

-  О ком это стихотворение? (о кошке)

- А что говорится о кошке в этом  стихотворении? (ей купили сапожки, причесали усы, сшили трусы)

- А кто ей все это сделал?  (хозяйка - девочка). (дети вместе с педагогом заполняют первый  квадрат).

- Что купила девочка кошке к празднику? (сапожки) (дети вместе с педагогом заполняют второй  квадрат).

- А что девочка сделала с усами кошки? (причесала) (дети вместе с педагогом заполняют третий  квадрат).

- А что девочка сшила  для кошки? (трусы) Как показать, что она их именно сшила?  (дети вместе с педагогом заполняют четвертый  квадрат).

- Какой вопрос возник у девочки, когда она сшила трусы? (как их одевать, мешает хвост) (дети вместе с педагогом заполняют пятый  квадрат).

http://logoped.name/wp-content/uploads/2010/09/Мнемотаблица-Обновка.jpg

15. Чтение стихотворения «Обновка» Платона Воронько по мнемодорожке:

- Вот мы с Вами и составили схему к стихотворению. Давайте его прочитаем Царевне – Несмеяне  по схеме. (дети подходят к экрану и ребенок читает стихотворение).

- Ой, что – то Царевна не смеется. Давайте расскажем это стихотворение все вместе (читают  хором). (звучит аудиозапись смеха Царевны - Несмеяны).

- Ребята, у нас получилось рассмешить Царевну – Несмеяну и  за это она  нам дала частичку волшебной силы из своей сказки. (на обложке волшебной книги появляется последний пазл).

 - Посмотрите, обложка моей книги стала как прежде, к ней вернулась волшебная сила. И теперь, я наверное, смогу ее открыть? (педагог открывает книгу).

16. Итог занятия:

Спасибо, вам, что вы помогли мне. Вам было интересно путешествовать по сказкам? Ребята, а в жизни бывает, так как в сказке? Почему?

- Есть такая пословица -  Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. В ней  говорится о том, что да - сказка это то, чего не бывает в жизни, но у сказочных героев можно учиться хорошим, добрым поступкам, которые мы можем совершать в жизни.  И если все люди будут совершать эти поступки, то мир, в котором мы живем, будет прекрасным.

- А вы хотели бы продолжать путешествовать по сказкам, знакомится с ними? Но если дети будут неправильно обращаться с книгами, как тот мальчик, который порвал обложку волшебной книги, то мы не сможем узнать новые сказки. Давайте назовем правила обращения с книгой. (не рвать, не мять, аккуратно перелистывать страницы; не рисовать в книге; брать книгу только чистыми руками; хранить книги на книжных полках).

- За то, что вы мне сегодня помогли,  я подарю вам книгу из моей библиотеки, чтобы могли познакомиться с новыми сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 1.

Серия конспектов по  произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....

Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 2.

Серия конспектов по  произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....

Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 3.

Серия конспектов по  произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....

Конспект по художественной литературе из блока "Ангарские бусы" ("Лесной воробей и серая мышь")

Чудесные сибирские народные сказки! Из них дети узнают о своем родном прекрасном,величественном, порой суровом крае....

Конспект по художественной литературе из блока "Ангарские бусы" ("Таежные комары, сохатый зверь и птичка - невеличка")

В занятии использованы элементы социоигровой педагогики. Проживая сказку, пропуская через себя, дети очень хорошо усваивают произведение, замечают,открывают для себя много нового и интересного....

Конспект по художественной литературе.

Конспект по художественной литературе "Под грибом" средняя группа для детей с ОВЗ...