Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме

Незамаева Жанна Львовна

Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл permyak.pptx1.11 МБ
Файл samoe_strashnoe-otkrytoe_zanyatie.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение художественной литературы Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».

Слайд 7

ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ ВИСCОВ (ПЕРМЯК) 1902 - 1982

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

Задачи:

1. Обучающая: познакомить детей с произведением Е.Пермяка «Самое страшное»; учить давать характеристику герою; обогащать речь.

2. Развивающая: развивать умение осознавать и оценивать нравственные нормы поведения, мотивировать свою оценку; умение понимать и выполнять правила поведения ( в игровой ситуации, упражнение «Как помочь Вове»).

3. Воспитывающая: воспитывать осознание необходимости заботиться о других и оказывать взаимопомощь.

Предварительная работа: изучение пословиц и поговорок «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Человек без друга — что дерево без корней», «Птица сильна крыльями, а человек дружбой», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь» и др.;

беседы с детьми «Уроки нравственности»; чтение рассказов В.Осеевой «Что легче?», «Плохо», «В одном доме», «Кто хозяин».

Материал:  фотография Е.Пермяка; иллюстрация к рассказу; цветы и бумага для оценивания ситуаций для каждого ребенка; «поляна» из бумаги. Презентация .

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на книги,  которые я для вас приготовила. Мы уже с вами прочитали   некоторые рассказы из этих книг .

Чтобы проверить, как вы запомнили содержание рассказов я вам буду показывать иллюстрации  к ним, а вы  скажете как  они  называются.

(Презентация по рассказам Пермяка «Торопливый ножик», «Смородинка», «Чужая калитка», «Раки», «Двойка», «Как Маша стала большой»)

Воспитатель: Молодцы, все произведения  вспомнили.

Ребята, а о ком и о чем все эти рассказы?

Дети: О детях и их поступках.

Воспитатель: Ребята, а кто написал эти рассказы, кто их автор?

Дети: Евгений Пермяк

(фотография автора)

ФИЗМИНУТКА

Раз, два, три, четыре...

Встаньте в круг, друзья, пошире.

Ножки вместе, ручки вбок,

И попрыгаем, дружок!

А теперь все ручки вверх,

Вот как вырос человек!

Раз, два, три, четыре, пять,

Встали все в кружок опять.

Громко скажем: «Здравствуй, друг,

Приходи в наш общий круг!»

Улыбнемся веселей,

Стали мы ещё дружней.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы продолжим знакомство с произведениями  Евгения Пермяка .

Сегодня я прочитаю вам рассказ про одного мальчика – Вову. И называется оно  «Самое страшное».

Как вы думаете, что же страшного могло произойти с мальчиком Вовой?

Ответы детей ( заблудился, ночью остался один…)

Слушайте внимательно, и скажите потом, ЧТО ЖЕ страшное случилось с Вовой.

Знакомство с новым произведением.

Воспитатель: Примите позу слушателя. Приготовьтесь слушать. 

«Самое страшное»

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Один-одинёшенек!

Вопросы:

1.Скажите, ребята, что же оказалось самым-самым страшным на свете ?

2. Почему Вова остался один на свете?                                                                                                        

3. Как он относился к товарищам?  Бил (вывод: не захотели с ним играть, оставили  и всё)

4. Как он обижал девочек?  Из рогатки стрелял (вывод: отвернулись от него)

5. Как он обидел собаку Пушка? (на хвост наступал) (вывод: на улицу убежал)

6. А что он сделал коту  Мурзею?  (усы выдёргивал)  (вывод: на шкаф забрался. Сердится.)

7. Почему ёжик перебрался жить в чужой дом?  (Вова под шкаф загонял)

8. А почему бабушка слёзы утирает? (мальчик ей грубил)

9. Хорошие поступки совершал Вова или плохие? (Плохие)

 Поступал Вова плохо с другими, а стало плохо ему самому.

10.Вы хотели бы дружить с Вовой?  (Нет, не хотели бы)                        

Воспитатель: Ребята, а как мы могли бы помочь Вове, что ему надо сделать, чтобы ребята с ним дружили, бабушка разговаривала, животные не убегали от него?                                                

Дети: Надо попросить прощения, обнять и поцеловать бабушку, предложить ей свою помощь, и никогда никого больше не обижать и тогда у Вовы будет много друзей и животные к нему вернутся.

Игровая ситуация:  

Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами поиграем! Ребята, посмотрите, перед нами цветочная полянка, чего на ней нет?

Дети: Цветов.

Я буду называть поступки, а вы – оценивать их. Если поступок хороший – мы будем приклеивать на нашу « полянку» цветок, если плохой – мнем и бросаем лист бумаги  вот в эту коробку– вот так (показываю).

Воспитатель называет ситуации, чередуя их. 

-Приходят дети в садик и здороваются со взрослыми ;

- Помогают старшие ребята младшим раздеваться после прогулки;

-Приходит мама за мальчиком в садик, а он в раздевалке начинает кричать, бегать, не одевается ;

- Старший ребёнок отбирает игрушки у младшего;

-Дети уступают старшим место в автобусе;

- Ребята помогают воспитателю убирать снег на участке;

-Девочка показывает кулаки и язык своим родным папе, бабушке, маме;

- Пришли ребята мыть руки , а один мальчик стал брызгать других детей водой;

- Внук помогает бабушке донести сумку с покупками из магазина;

- Ребята кормят рыбок в аквариуме;

- Одна девочка никогда не прибирает за собой игрушки, за неё это делает мама;

- Мальчик  читал  книгу, а потом стал на ней рисовать;

- Дети кормят зимой птиц ;

- Ребята поливают цветы;

- Гуляли  дети на участке, прибежала собака и дети стали кидать в неё снежки;

- дочка помогает маме стирать;

- Дети помогают мыть игрушки;

- Принёсла девочка в садик пакетик с конфетами, кушает, никому не даёт , а ребята на неё смотрят;

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая красивая «поляна хороших поступков» у нас получилась, а из плохих- куча мусора! Давайте соберем весь мусор и выбросим его в корзину ( дети вместе собирают мусор).

Вместе с мусором мы выбросили все нехорошие поступки и слова из нашей жизни. Пусть останется в нашей группе только хорошее, доброе и красивое – такое, как эта поляна!

Стать добрым волшебником                  

Ну-ка попробуй:

Тут хитрости 

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого – 

Одно удовольствие, честное слово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на тему: «Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев».

Занятие направлено на закрепление знаний месяце и времен года, грамматическую и артикуляционную работу с детьми 6-7 лет....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Чтение рассказа Н.Носова "На горке"

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой  в старшей группе "Чтение рассказа Н.Носова "На горке"...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для средней группы. Чтение сказки Владимира Сутеева «Под грибом»

  Познакомить с произведением В. Сутеева «Под грибом»;    Учить понимать смысл сказки, заключённую в ней мораль;              ...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки "Сесрица Алёнушка и братец Иванушка"...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение сказки "Вершки и корешки"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста....