Роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.
консультация по художественной литературе на тему

Книга развивает мечту, творчекую фантазию,эмоционально-познаветльную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству; вводит в мир образов, отражающих жизнь; обогащает знаниями; расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представлений о мире; обращает внимание на красоту родного национального языка его выразительность и многообразие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_knig.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. . .»

Эти слова выдающегося советского педагога В. А.Сухомлинского подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей.

Детство – пора, когда все впечатления особенно ярки и значимы. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии.

Книга учит быть гражданином, давая в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности.

Уже в раннем детстве ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие стихи и сказки, живет вместе с героями книг, сочувствует одним, и по-детски осуждает других. Под влиянием книг, пособий, разнообразных художественных дидактических игр, занятий со взрослыми возникает детская художественно-речевая деятельность, то есть деятельность, связанная с восприятием художественных произведений, исполнением их, а также с начальными формами словесного творчества. К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказывать своё отношение к содержанию, к персонажам. У ребенка развивается поэтический слух, то есть способность замечать изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, умение объяснить их необходимость в данном жанре. Появляются устойчивые предпочтения жанру литературных произведений, конкретному виду художественно речевой деятельности, одни больше любят слушать стихотворения и читать их наизусть, другие – сказки. Развиваются художественно-творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочинят сказки, стихи.

Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова.

В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача родителей.

Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности.

Каковы же критерии отбора книг для чтения? Детская художественная литература, так же как и литература для взрослых, - искусство слова. Специфика её в единстве словесного искусства с требованиями педагогики. Для того, чтобы книга могла стать средством познания действительности, воздействовать на чувства ребенка, вызвать сопереживание с героями, она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам, познавательным возможностям, должна быть художественной по содержанию и форме, то есть представлять единство познавательного и художественного элемента.

Книга заинтересует ребенка, обогатит его, если содержание её раскрывается не в абстрактной, умозрительной манере, а в ярких, зримых образах; события, характеры, действия героев изображаются динамично. Только та книга, в которой педагогические задачи ставятся не дидактично, а воздействуют на воображение ребенка живыми образами, художественным словом, открывает ему мир и учит жить в этом мире. Занимательность – одно из основных требований, предъявляемых к детской книге. Л. Н.Толстой писал: «. . . никогда, никакими силами, вы не заставите читателя понять мир через скуку.» Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми.

В дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами художественной литературы и фольклором. В зависимости от своей спецификации они оказывают эмоциональное, воспитательное воздействие.

В умственном и нравственном развитии детей большую роль играет русская народная сказка. Сказка с изумительным богатством её красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, диалогами, ритмической напевностью языка развивает образность мышления, выразительность речи.

Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает воображение, фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Основанная на вымысле, она связана с действительностью. Это определяет идейное содержание сказок, характер её сюжетов, образов, деталей повествования, её язык. «Во всякой сказке есть элемент действительности»… Именно эта особенность сказки таит в себе богатейшие воспитательные возможности. Сказка дает нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Отождествляя себя с героями сказок, ребенок вбирает в себя идеи гуманизма, героики.

Сказки воспитывают любовь к Родине, знакомят детей с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. В сказке «виден быт народа» - писал В. Г.Белинский. Они раскрывают народное восприятие действительности во всем эмоциональном многообразии. Для сказки характерны подчеркнуто определенные, резкие, густые цвета: «темная ночь», «белый свет», «красное солнышко», «синее море», «белые лебеди». В них нет полутонов, нюансов, недоступных детскому пониманию. Детей захватывает напряженность сюжета, неожиданности, опасности, превращения, борьбы добра и зла, которая, приобретая разные формы, проходит через сказку. Ребенок радуется благополучному концу, победе, справедливого, честного, бесстрашного героя, награде за стойкость, трудолюбие.

Высоко оценивая воспитательную роль сказок, К. Д.Ушинский называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики», а народ, создавший их, - великим педагогом.

Издавна известна воспитывающая, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. В образной поэтической форме они отражают различные явления природы и окружающей действительности, помогая ребенку по-иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, учат наблюдательности, побуждают к размышлениям, к поэтическому восприятию многокрасочности образности мира: «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички» (Ромашки); «Весь из золота отлит на соломенке стоит» (Колосок); «Красна, сочна, душиста, растет низко, низко, к земле близко». (Земляника). Образы поражают своей необычностью. Сходства и различия между предметами, на которых основаны загадки, заставляют думать об особенностях реального мира.

Детям, учитывая их возрастные особенности, предлагаются загадки разной тематики - о животных: «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят» (Еж); о птицах: «Днем спит, ночью летает и прохожих пугает» (Сова); о насекомых: «Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком – он поделится медком». (Пчела); о растениях, цветах, деревьях, о человеке: «Повернулось к солнцу – золотое донце» (Подсолнух); «Растет зеленый кустик – дотронешься укусит» (Шиповник); «Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, белом сарафане» (Береза)

Изобразительные средства загадок – метафоры, олицетворения отличающихся конкретностью, наглядностью: «Спал глазок и вдруг проснулся – больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел» (Бабочка); «В золотой клубочек спрятался дубочек» (Желудь).

Народные пословицы, содержащие мораль, выношенную поколениями, метко определяющие жизненные события, всегда дающие им эмоциональную оценку, приобщают ребенка к человеческой мудрости.

Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка, развивают образное мышление, творческое воображение, обогащают его речь.

Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы; они разнообразны по содержанию и форме. Это могут быть короткие повествования в несколько фраз, рассказы, созданные на основе пословицы – типа рассказов Л. Толстого из книги «Новая азбука», или рассказы, излагающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности, о героизме (И. Винокуров «Сквозь буран»; Б. Житков «На льдине»), о Советской Армии (Дне защитника Отечества) (Лев Кассиль «Про нашу пехоту»).

Большой познавательный материал о природе, о труде, о жизни дает дошкольникам книга рассказов Б. Житкова «Что я видел», которая является своеобразной энциклопедией для малышей. Написанное от лица маленького мальчика, это произведение дает детям представление о Москве, Красной площади, Кремле, о красной Армии, о колхозе, о лесе и многом другом. Алеша – Почемучка не только рассказывает – он живет, действует, что особенно привлекает маленьких слушателей.

Воспитанию чувства гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, её законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Бианки («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?»), М. Пришвина («Золотой луг», «Разговор деревьев»), Е. Чарушина («Волчишко», «Еж», «Медвежонок»), Г. Скребицкого («Четыре художника»), И. Соколова-Микитова («От весны до весны») и др.

Ценность рассказов о природе в том, что обогащая детей знаниями, они эмоционально воздействуют на них. Мир природы показан в названных рассказах, в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех. Рассказы М. Пришвина открывают детям природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Природа наполнена у него настроением, раздумьями человека. Это бесконечная радость постоянных открытий. Он умеет увидеть дошкольников, но и способствует формированию у них представлений о нравственных качествах личности, интересное в самом, казалось бы, неприметном: разноцветный луг – утром зеленый, днем золотой от одуванчиков («Золотой луг»), подпрыгивающие ветки деревьев, освобожденные от снега («Жаркий час»). Большой мастер короткого рассказа, страстно влюбленный в природу, М. Пришвин передает свои знания и любовь детям. Рассказы написаны просто, поэтично, язык их близок к народной речи. «Слова у М. Пришвина цветут, сверкают, - писал К. Паустовский. – Они то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы» .  Из вышесказанного можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует формированию у них представлений о нравственных качествах личности

Проблемные ситуации:

«Маша и медведь»

- Что могла придумать Маша, чтобы не обманывать Медведя?

- Как она могла ему рассказать о том, что хочет попасть домой, если бы была честная?

- Как закончилась бы сказка, если Маша была честной?

 

«Лисичка со скалочкой»

- Как жила б Лиса, если была бы честной?

- Если Лиса честно попросилась бы в избу переночевать и покушать, пустили б хозяева её или нет?

- Если бы хозяин-мужик поступил честно по отношению к Лисе, (не положил в мешок собаку), продолжала б Лиса всех обманывать или нет?

Вопросы:

1.В какой сказке дружба помогает победить зло? «Зимовье зверей».

2.Как называется сказка, в которой побеждают добрые и миролюбивые персонажи? «Волк и семеро козлят».

3.После прослушивания этих сказок ребенок узнает о том, что зло наказуемо? «Кот, петух и лиса».

4.В какой сказке содержится предупреждение, что в лес одним ходить нельзя можно попасть в беду, а если попал, то не надо отчаиваться, а стараться найти выход из сложной ситуации? «Маша и медведь».

5.Как называются сказки, в которых говорится, что надо слушаться старших? «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

6.В каких сказках трудолюбие вознаграждается? «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Госпожа Метелица».

7.Как называется сказка, в которой забота о близком поощряется? «Бобовое зернышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль художественной литературы в нравственно - эстетическом воспитании ребёнка»

В наше современное время компьютерных технологий, недостаточно уделяется внимания художественной литературе. Многие дети в дошкольном возрасте сидят у экранов компьютера вместо того, чтобы слушать чте...

Статья на тему "Роль художественной литературы в развитии и воспитании дошкольников"

Роль книги трудно переоценить. Книга развивает речь и фантазию ребенка, учит общению с ровесниками и взрослыми, воспитывает и дает возможность познавать мир....

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников».

Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме – в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художестве...

Презентация «Роль художественной литературы в нравственно - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

       Презентация  «Роль художественной литературы в нравственно эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольниковАвтор: Синельникова Павлина Алексеевна В современном мире мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости...

Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников.

Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме – в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение и...