Статья на тему "Роль художественной литературы в развитии и воспитании дошкольников"
статья по художественной литературе на тему

Роль книги трудно переоценить. Книга развивает речь и фантазию ребенка, учит общению с ровесниками и взрослыми, воспитывает и дает возможность познавать мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_hud.literatury.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы
в развитии и воспитании дошкольников

Всем известно, что книга развивает речь и фантазию ребенка, учит общению с ровесниками и взрослыми, воспитывает и дает возможность познавать мир.

Роль книги трудно переоценить.

В своей подготовительной группе мы решили выйти за рамки программы и разработали проект «С книгой нескучно».

В группе была организована «настоящая» библиотека: на специально отведенных и доступных полках были выставлены не только те книги, которые уже имелись в группе, но и те, что с началом проекта принесли родители и дети, желая сделать библиотеку более наполненной и интересной.

Было проведено занятие, на котором дети узнали, что такое библиотека и каков ее принцип работы. Практически все дети были удивлены, что книги можно брать домой, а родителям не надо, как в магазине, платить за них деньги. Ребятам объяснили, что книги берут для того, чтобы почитать и вернуть обратно в библиотеку, давая тем самым возможность другим людям тоже их прочитать.

В каждую книгу был вклеен бумажный кармашек, в который вложили карточку с названием данной книги и фамилией автора. На каждого ребенка был сделан формуляр. Ежедневно одному из детей надевали бейдж «Библиотекарь», ребенок вставал за столик около книжных полок и выдавал выбранные книги, вставляя в формуляр листок с названием. Конечно, воспитатель помогал, так как проект начался в октябре, и мало кто из детей умел читать. Всем было интересно не только выдавать книги, но и брать выбранный экземпляр домой.

Работая в тесном контакте с родителями, слышала от них, что теперь дети просят каждый вечер читать им принесенные из групповой библиотеки книги. А дети, которые уже начали обучаться чтению, стали с большей охотой овладевать грамотой, чтобы не упрашивать родителей читать, а делать это самостоятельно.

Каждый день мы находили несколько минуток, чтобы два-три ребенка рассказали для всех наиболее понравившийся отрывок из той книги, которая была прочитана вчера вечером. Рассказать хотели практически все! Секрет того, что выбранные книги всем очень понравились, прост: мы очень тщательно отобрали книги; они соответствовали возрасту детей, были хорошо иллюстрированы и, в основном, это были поучительные сказки – небольшие по объему, которые можно было прочитать за 10-15 минут. По началу рассказы детей о прочитанном были не очень удачными, ведь пересказ по впечатлению от прочитанного был не подготовлен, да и дети наши не школьники. Но раз от разу рассказы становились все лучше и лучше.

Для того, чтобы нечитающим детям было удобнее выбирать себе книгу, мы провели занятие «Говорящие обложки». Ребята поняли, что очень часто рисунок на обложке книги может рассказать о ее содержании. Затем провели игру, в которой один из детей показывал обложку прочитанной с родителями книги, а дети должны были решить, о чем она.

В конце ноября мы провели подготовительное занятие «Как вести себя в библиотеке». Ведь нам предстояло ее посещение. После беседы о правилах поведения в библиотеке началась игра-подготовка. Группа превратилась в библиотечный зал. Дети ходили среди дополнительно оборудованных столов с книгами, ориентируясь по картинкам, которые отражали тематические подборки книг. Остановившись около определенной группы книг, они рассматривали обложки и выбирали себе книгу для чтения. Дети старались быть воспитанными посетителями, двигались не спеша, не толкая друг друга, старались разговаривать шепотом, ведь это одно из главных правил поведения в библиотеке.

Предварительно мы договорились с сотрудниками библиотеки о том, что будет рассказано и показано детям нашей подготовительной группы при первом посещении библиотеки.

И вот настал долгожданный день… Детей сопровождали два воспитателя, заведующая, а также неработающие мамы и бабушки. Нам повезло: районная библиотека находится в соседнем дворе, и дорога до нее заняла совсем немного времени.

По дороге дети вели себя, как обычно, очень оживленно. Но войдя в холл библиотеки, притихли и стали осматриваться вокруг. Количество увиденных книг поразило их воображение. Сотрудница библиотеки, одетая в костюм Василисы Премудрой, провела нас по всем залам, рассказала о выставках книг, которые у них проходили в то время, а также разрешила детям подойти к стеллажам и самим, как настоящим читателям, просмотреть и выбрать книги. Правда, на тот момент книги пришлось поставить на место, так как дети не были пока записаны в библиотеку, но Василиса Премудрая рассказала, что нужно сделать, чтобы стать по-настоящему полноправным читателем. Потом дети отгадывали загадки Василисы о книгах и героях различных сказок. В конце каждый ребенок получил в подарок небольшой сборник стихов и авторских сказок.

Надо ли говорить, что на обратной дороге дети говорили только о том, когда пойдут записываться со взрослыми в библиотеку.

После зимних каникул наша игра в библиотеку перешла на более высокий уровень. Дети с еще большей серьезностью относились к книгам в группе. Ведь теперь они понимали, что это не просто игра, а маленький уголок настоящей большой библиотеки. Ребята стали более бережно относиться к книгам. А подклеивание книг, которым мы занимались раз в неделю, они готовы были выполнять ежедневно, чтобы наши книги на полках смотрелись так же красиво и аккуратно, как в настоящей библиотеке.

Родители рассказали тоже много интересного. Некоторых из них дети упросили записаться в библиотеку несмотря на то, что у них дома достаточно книг для чтения. Ребенку ведь важна еще и атмосфера. Книги, которые брали в библиотеке, дети упрашивали читать каждый вечер. Многие дети не стали разбрасывать книги дома, а аккуратно складывали их на место. Кто-то стал играть в домашнюю библиотеку с младшим братом. Были и курьезные моменты. Однажды для увеличения количества книг в такой библиотеке в ход пошла папина техническая литература и учебники старшего брата.

Вдохновленные результатами, мы решили продолжить работу в этом направлении. Теперь мы предложили детям в группе и дома читать книги по темам: одну неделю – книги о животных, другую – о людях различных профессий, следующую – волшебные сказки, и т.д. Выставка книг в группе и подборка на полках менялись тоже каждую неделю в соответствии с темой. Иногда детям предлагались книги какого-то детского писателя или поэта. Тогда на выставке книг появлялся портрет этого автора, и у детей появлялась возможность лучше запомнить этого писателя.

А еще ребятам понравилось рисовать то, о чем они прочитали. О каждом рисунке дети рассказывали в группе. Потом организовывалась выставка. При этом лучшие, по мнению детей, рисунки мы собрали в папку с названием «Иллюстрации к произведениям». Ее мы готовили, чтобы показать Василисе Премудрой при повторном посещении районной библиотеки.

Встреча должна была состояться весной. Дети готовились очень серьезно, так как нам предстояло участвовать в викторине по произведениям С.Я. Маршака.

Наступил апрель, и дети вновь пришли в храм книги. Теперь они шли сюда не как новички, а как добрые друзья. Их встретили Василиса Премудрая и Ученый кот.

Ответы ребят на вопросы викторины приятно удивили сотрудников. Они похвалили детей за хорошее поведение и подготовку, а также за папку с рисунками.

В результате этого проекта дети стали выражать свои мысли более развернутыми предложениями, свободно чувствовать себя в разговоре и при ответах на вопросы. Более свободно и уверенно стали чувствовать себя в беседе и те дети, которые ранее испытывали некоторую неловкость, когда возникала необходимость говорить при всех. Дети могли дать более полную характеристику героям литературных произведений и стали более глубоко понимать идейное содержание прочитанного.

Малеваная А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Материал поможет повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

проект "Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников".

Представляю Вам свой прект по теме: "Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании среднего дошкольного возраста"...

Статья на Тему :«Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Статья на Тему :«Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников»...

Роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Книга развивает мечту, творчекую фантазию,эмоционально-познаветльную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству; вводит в мир образов, отражающих жизнь; обогащает знаниями; расширяет...

Инновационные формы работы с детской художественной литературой в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельно...

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников».

Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме – в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художестве...

Статья для методического объединения. Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников

Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников...