"Лесные сказки" Н. Сладкова
проект по художественной литературе (средняя группа) на тему

Бунина Дарья Викторовна

Экологический проект по знакомству с художественными произведениями Н. Сладкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_skazki_n.sladkova.docx22.22 КБ
Файл prilozhenie_proekta_n._sladkova.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Лесные сказки»

по произведениям Н.Сладкова

Автор – Кислякова Галина Михайловна,

Бунина Дарья Викторовна

воспитатели МБДОУ №62 «Родничок»


Актуальность

Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. и в этом случае нам поможет художественная литература.

Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Один из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является Н.В. Сладков. произведения Николая Ивановича Сладкова отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов, можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц.

Вид проекта: краткосрочный, познавательный.

Сроки реализации: 1 неделя.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Цель проекта: знакомство с произведениями Н.В.Сладкова: «Почему ноябрь пегий?», «Незваные гости», «Медведь и солнце», «Неслух», «Медвежья горка», «Бежал ежик по дорожке»; формирование представлений о жизни животных в лесу.

Задачи:

  1.  Познакомить детей с писателем -природоведом Н.Сладковым.
  2. Познакомить детей с произведениями Н.Сладкова: «Почему ноябрь пегий?», «Незваные гости», «Медведь и солнце», «Неслух», «Медвежья горка», «Бежал ежик по дорожке».
  3. Формировать у детей представления о жизни лесных животных (медведь, заяц, еж) и птиц (синица, дятел, филин), насекомых (бабочка, комар, муравьи).
  4. Обогатить  словарь детей словами и выражениями по теме проекта: волков ноги кормят, насекомыши, замешкался, патока, вода просочилась, медведушко, неслух, натуралист и т.д.
  5. Развивать у детей память и умение  воспринимать литературный текст.
  6. Вызвать у детей желание продолжать читать другие произведения Н.Сладкова.
  7. Формировать познавательный интерес к природе через ознакомление с художественной литературой.

Ожидаемый результат:

  1. Интерес к образу жизни лесных животных, птиц, насекомых и особенностям их поведения.
  2. Желание продолжать знакомиться с произведениями Н.Сладкова.
  3. Коллективная работа по аппликации «Сказки леса» (коллаж). (фото в приложении)

Этапы:

  1. Предварительная работа:
  • Подбор художественной литературы по теме проекта: сборник «Медвежья горка», «Бежал ежик по дорожке».
  • Изготовление буклета о Н.И.Сладкове для родителей.
  1. Работа с родителями: организация выставки художественной литературы Н.Сладкова.

            Цель – познакомить родителей с произведениями Н.Сладкова, рекомендовать данные произведения к домашнему чтению с детьми, повысить компетентность родителей в использовании художественной литературы для воспитания  правильного отношения к природе.

  1. Практический этап.
  • Беседа «Жизнь и творчество Н.Сладкова» .

            Цель – познакомить детей с писателем-природоведом Н.Сладковым, особенностями его творчества.

  • Чтение художественных произведений Н.Сладкова: «Почему ноябрь пегий?», «Незваные гости», «Медведь и солнце», «Неслух», «Медвежья горка», «Бежал ежик по дорожке». Беседы по содержанию текста.
  • Коллективная аппликация «Сказки леса» (коллаж).

           Цель – продолжать формировать целостное представление о среде обитания лесных животных, птиц, насекомых; закреплять навыки аппликации; сплочение детского коллектива через значимость работы каждого.

  1. Заключительный этап. Итоговое занятие по развитию речи.

Цель – обобщить и уточнить знания детей о животных, птицах, насекомых, о которых они узнали в произведениях Н.Сладкова.



Предварительный просмотр:

Приложение

Информация о Н.И. Сладкове  для беседы с детьми.

Николай Иванович Сладков родился в Москве в рабочей семье, жил и учился в Ленинграде. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. С 12 лет он решил вести дневник наблюдений.

Все свое творчество Н.Сладков посвятил природе, много путешествовал. Отовсюду он привозил свои записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

В них он говорил, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о ее загадках, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Н.И Сладков написал более 60 книг.

Вопросы к беседе «Жизнь и творчество Н.Сладкова»:

  1. В каком городе родился Н.Сладков?
  2. В каком городе жил?
  3. Где он любил гулять?
  4. Что он делал в парке?
  5. Куда он записывал свои мысли?
  6. Когда Н.И.Сладков вырос, где и как он наблюдал за природой?
  7. В детстве он вел дневник наблюдений, а став взрослым, что он писал?

Вопросы после прочтения рассказа «Неслух» Н.Сладкова:

  1. Что делала медведица в начале рассказа?
  2. Каким представлен  медвежонок?
  3. Что первое встретил медвежонок на своем пути? Как он рассматривал пень?
  4. Что он увидел после пня? Как исследовал камень?
  5. Что попалось медвежонку после камня? Какой был гриб-пыхтун?
  6. Что сделал медвежонок, когда рассердился?
  7. Кто выпрыгнул медвежонку под лапы? Почему он не съел лягушку?
  8. Что сделала мать-медведица, когда нашла медвежонка?

Вопросы после прочтения рассказа «Незваные гости» Н.Сладкова:

  1. Кто из птиц пробил дырочку в кленовой коре?
  2. Зачем дятел это сделал?
  3. Кто прилетел следом носик помочить?
  4. Кто после птиц полакомился соком?
  5. Как автор их всех ласково назвал?

Вопросы после прочтения рассказа «Медведь и солнце» Н.Сладкова:

  1. Что промочило медведю штаны?
  2. Почему так получилось?
  3. Что снег ответил медведю?
  4. Чем закончилась сказка?

Итоговое занятие по произведениям Н.Сладкова.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о животных, птицах, насекомых, о которых читали в произведениях Н.Сладковых.

2. Конкретизировать представления о понятии «лес», о его многообразии обитателей.

3. Развивать память, речь, умение слушать друг друга.

4. Продолжать учить отгадывать загадки.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: художественная литература Н.Сладкова, иллюстрации.

Ход:

  1. Загадывание загадок. Дети находят картинки-отгадки (животные, птицы, насекомые)
  2. Вниманию детей представляется иллюстрация лесного животного, птицы или насекомого. Дети вспоминают, где тот участвовал в рассказах Н.Сладкова. Побуждаем детей вспомнить действия героя, особенности поведения, чем завершается тот или иной рассказ.
  3. Игра с мячом «Звуки природы?» (дети в кругу)

Правила: ребенку нужно поймать мяч и назвать звук, который издает то или иное животное, птица или насекомое: сорока - трещит, журавли - курлычат, ворона - каркает, медведь – рявкает, волк – воет, еж – пыхтит, синица – дзинь, дятел – стучит, комар – пищит и т.д.

  1. Детям зачитывается небольшой отрывок из рассказа или сказки Н.Сладкова. Задача ребят – по-возможности, отгадать название произведения.
  2. Дидактическое упражнение «Кто лишний?»

Правила: ребята на слух определяют слово, не подходящее по тематике. Например: медведь – волк – дерево – заяц; улитка – лягушка – еж – медведь и т.д.

Загадки по произведениям Н.Сладкова:

Любит кушать он малину

и в берлоге спать всю зиму

страшно может он реветь.

А зовут его..? (медведь)

Он в лесу дремучем рос,

серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

злой, голодный, серый…(волк)

На спине его иголки

и длинны они и колки.

Потому-то вдоль дорожек

с ним смело ходит..(ежик)

Что за зверь такой лесной

в белой шубке он зимой

всех боится зверь-трусишка

Как зовут его? (зайчишка)

Чистит лес он от жучков,

гусениц и червячков.

На природе врачеватель.

Как зовут его все? (дятел)

Громко кричит, тенью летает

сильно людей ночью пугает

И когтями очень силен.

Кто это? (филин)

Летит, пищит,

ножки длинные тащит.

Случай не упустит:

сядет и укусит. (комар)

В лесу у пня – суета, беготня,

народ рабочий весь день    

хлопочет,

себе город строит. (муравьи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи по сказке Н. Сладкова "Суд над декабрем" с элементами театрализованной деятельности для детей с ОНР

Конспект НОД по развитию речи по сказке Н. Сладкова "Суд над декабрем" с элементами театрализованной деятельности для детей с ОНР...

«Коллективный пересказ сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце» с элементами драматизации» (старшая группа)

Знакомство детей с новой сказкой, обучение пересказу прослушанного текста, развитие связной речи....

Пересказ сказки Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий” в подготовительной к школе группе

Цель: учить, пересказывать текст художественного произведения при помощи пространственной модели....

Конспект НОД по развитию речи пересказ сказки Н.Сладкова. «МЕДВЕДЬ И СОЛНЦЕ»

Программное содержание: Цель: совершенствовать умение детей пересказывать текст, придерживаясь плана. Задачи:Образовательные:1. Формировать представления детей о характерных признаках в...

"Лесные сказки" Н. Сладкова. В рамках доп.образования занятие совместно с библиотекой по общему плану.

13 ноября в детском саду 22 (группа 9, воспитатель Т.П. Козьменко) состоялся литературно-экологический круиз "Лесные сказки Николая Сладкова"по книгам писателя-натуралиста, 100-летний юбилей...

Литературно - экологический проект "Лесные сказки" по произведениям Н.И. Сладкова.

5 января исполнился 101 год со дня рождения русского советского писателя Н.И. Сладкова. Его сказки и рассказы помогают воспитывать любовь и уважение к природе, учат понимать природу и ее особенности. ...