Отчет по самообразованию.
презентация к уроку по художественной литературе (средняя группа) на тему

Хайбуллина Надежда Ивановна

Тема: Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельноссть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar.ppt2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Отчет по самообразовании Тема: Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность . Воспитатель :Хайбуллина Н.И.

Слайд 2

Есть народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех смыслах. Поэтому темой своей педагогической концепции я взяла: «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность» . Для оптимального использования воздействия средств театрализации на развитие речи у дошкольников, я решила создать театральный кружок «ТЕРЕМОК » .

Слайд 3

Актуальность Данная тема актуальна для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. В современном мире все чаще живое общение детям заменяют компьютер и телевидение, и эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. • Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало, получая при огромное эмоциональное наслаждение.

Слайд 4

Цель моей работы : Повысить свою профессиональную компетентность, развивать речь и коммуникативные навыки у детей; приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности; способствовать формированию развитии речи через театральную деятельность ; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности; обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Слайд 5

Поставила перед собой следующие задачи: 1 Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.). Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.

Слайд 6

. 2 Развитие речевой активности дошкольников. •Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов. • Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. • Пополнять словарный запас. • Учить строить диалог. • Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Слайд 7

3. Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: изобразительную деятельность, музыку, физкультуру, художественную литературу, конструирование… 4. Приобщить детей к театрально – исполнительской деятельности. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека. 5. Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу. 6. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами.

Слайд 8

Формы и методы работы В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: Упражнения по дикции(артикуляционная гимнастика) Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Слайд 9

Чистоговорки и скороговорки. Упражнения на воображение. Упражнения на имитацию движений. Упражнения на активизацию словарного запаса. Упражнения на интонационную выразительность. Упражнения на формирование разговорной речи. Упражнения на речевое дыхание. Упражнения на развитие детской пластики. Упражнения на развитие выразительной мимики. Инсценировки и драматизация. Игры со словами и без слов.

Слайд 10

Игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера). Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества. Скороговороки. Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фраз ( пример) 1. Шесть мышат в камышах шуршат. 2 Шли сорок мышей, несли сорок грошей Чистоговороки. Учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию. Развивать артикуляционный аппарат ребенка, речевое дыхание, учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией. Усядемся на пригорке, да расскажем чистоговорки! Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно (пример) 1. Бу-бу-бу, бу-бу-бу сидит ворон на дубу. 2. Ой-ой-ой, ой-ой-ой Зайке холодно зимой!

Слайд 11

Упражнения на воображение В процессе проведения таких упражнений важно научить детей внимательно слушать и определять (понимать, расшифровывать) различные звуки. Такие задания стимулируют развитие воображения, фантазии, речи и т.д. В начале работы над развитием слухового восприятия лучше прислушаться к звукам, которые непосредственно нас окружают. Вот, на пример, какие вопросы предлагаются детям Например: Чьи голоса слышны на улице? Детские или взрослые? Много ли детей гуляет во дворе? Какая сейчас погода на улице? А какая машина проехала (легковая или грузовая)? Кто прошёл по коридору (ребёнок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек и др.)?

Слайд 12

Упражнения на имитацию движений На каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными: Во второй младшей группе: – имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки. В средней группе: – участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме). В старшем дошкольном возрасте: – инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли; - спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми; - инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок. В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.

Слайд 13

Упражнения на активизацию словарного запаса Активизация речи отлично происходит в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет создать такую искусственную речевую среду, которая, в отличие от естественной, имеет высокий развивающий потенциал и не перегружает малыша. Это очень важно для маленьких детей, ничего подчас не умеющих, кроме как искренне заражаться тем, что безмерно весело, или безмерно грустно, или просто страшно, или красиво, но никак не скучно, однообразно, нудно, «как надо», «как следует», «как всегда». Такие методы словарной работы, как подбор синонимов и антонимов в целях уточнения понимания значений слов. Работа с многозначными словами – часть словарной (лексической) работы. Например, для активизации глаголов используется упражнение на подбор действий к предметам В формировании умения подбирать синонимы и антонимы очень эффективны специальные речевые ситуации , когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения. ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (Пасмурная, дождливая, холодная.) Для активизации словаря эффективным является составление загадок самими детьми. Очень важно, чтобы ребёнок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним.

Слайд 14

Упражнения на интонационную выразительность При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении целесообразно начинать с младших групп . Она заключается в следующем: - побуждать детей к общению (игра “Кто мы такие?”, “Назови мне свое имя”, сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька”, “Лошадка” А. Барто, “Прогулка по лесу”). - учить детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). - учить детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давали понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами). - учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией,

Слайд 15

- развивать речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, учить детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.). В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: - продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лесу”, “Веселый оркестр” и др.), - закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение “Представьте себе”, ролевой театр “Под грибом”, и др.) - закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Художница-осень”, мини-сценка “Еж-чистюля”, “Аист длинноногий”, “Лиса и журавль”, инсценировка стихотворения А. Тараскиной “Воробей”). - закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра “Угадай чей голосок”, “Веселые превращения”). -развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка “Хозяйка и кот”, “Собака и кошка”). В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка ) “ Вежливые слова”, мини – сценка , театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”).

Слайд 16

Упражнения на формирование разговорной речи Понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета; давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения, образные выражения; использовать выразительные средства интонационно – образной речи; пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках; развивать диалогическую и монологическую речь, их форму. С детьми проводились игры: -дидактические игры -игры – драматизации -словесные игры -рассматривание картин -пересказ коротких сказок

Слайд 17

Упражнения на речевое дыхание 1. «Медвежонок в берлоге» Цель : активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом. Педагог : Медведь в берлоге сладко спит И шумно, на весь лес сопит. Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

Слайд 18

Упражнения на развитие детской пластики 1. Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.): смотрится в зеркало; пробует любимое блюдо пробует нелюбимое блюдо Диалоги – пантомимы: разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов. Загадки – пантомимы: в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.): отгадать какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке; определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.). 4.Показать (руками или пальцами): Стой на месте! Идём со мной!

Слайд 19

Подвижные игры с героями Этюды Инсценирование сказок Показ театрализованных представлений Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Слайд 20

В своей работе с детьми использовала виды театра Настольный. Пальчиковый . Теневой. Фланелеграф. Театр картинок. Маски

Слайд 23

Работа с детьми Работа с детьми Разучивание - артикуляционную гимнастику, чистоговорки и скороговорки Проводились упражнения на воображение на имитацию движений, на активизацию словарного запаса ,на интонационную выразительность, на формирование разговорной речи, на речевое дыхание, на развитие детской пластики, на развитие выразительной мимики, инсценировки и драматизация, игры со словами и без слов. Выступление перед родителями на праздниках, перед сверстниками, детьми младшей группы.

Слайд 26

Работа с родителями -подбор атрибутов -участие в пошиве кукол -участие в мероприятиях, праздниках -консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...