Музыкально-познавательный досуг в средней группе «Мир природы Виталия Бианки»
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа) на тему

Фемьяк Ольга

 Сформировать представление об особенностях природы родного края невозможно без чтения произведений о природе. Произведения писателя В. Бианки помогают детям открыть удивительный мир насекомых, птиц и зверей. В доступной форме рассказывают об особенностях животных, тем самым формируя устойчивый интерес  и развитие эмоциональной отзывчивости. Предоставленный материал дает возможность педагогам интегрировать различные виды искусства для достижения цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bianki1.docx26.75 КБ
Файл bianki_prezentatsiya.pptx862.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-познавательный досуг в средней группе

«Мир природы Виталия Бианки»

Воспитатель – Григорьева Ольга Вячеславовна

 (высшая квалификационная категория)

Музыкальный руководитель – Быстрова Марина Давыдовна

(высшая квалификационная категория)

Форма проведения: Музыкально-познавательный досуг, посвящённый творчеству Виталия Бианки

Образовательные области: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Виды  деятельности:коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальная.

Программное содержание: Способствовать развитию   восприятия и понимания произведений искусства и мира природы на основе ознакомления с произведениями В. Бианки.  Систематизировать знания детей о птицах (перелётных и зимующих) и насекомых, формировать умение устанавливать причинно- следственные связи, пробуждать интерес к книгам, развивать умственные способности, речевую активность.

Свободно импровизировать на инструментах, в движении, звукоподражая явлениям природы. Исполнять мелодический канон. Играть на шумовых инструментах элементарные ритмические рисунки. Озвучивать стихотворение «звучащими жестами». Самостоятельно менять движения, в соответствии с формой музыкального произведения.

Воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому.

Ведущий.Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена рассказам о животных, растениях и птицах. Назовите имя писателя, который лучше всех знал жизнь животных. Он написал сказки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил».

Ответы детей, слайд 1– портрет писателя В. Бианки

Дети.Повсюду: в лесу на полянке,

 В реке, на болоте, в полях-

 Ты встретишь героев Бианки,

 У них побываешь в гостях.

 Про птиц, насекомых, лягушек

 Рассказы и сказки прочтёшь

 И лучше знакомых зверушек

 Узнаешь, дружок, и поймешь.

Слайды по тексту на фоне ф/г «Шум леса»

Ведущий.

(2 слайд). Писатель родился в городе Санкт- Петербурге, но затем переехал в город Бийск. Его дом находился рядом с лесом.

(3 слайд). Еще мальчишкой он проводил  там все свободное время. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие — на воде или под водой.

(4 слайд). Все, что он видел удивительного в жизни животных, все, что замечал и наблюдал, тут же записывал. Эти записи и помогли Бианки стать писателем.

(5 слайд). В детстве Виталия часто ходил в музеи, где перед ним открылся мир природы, но это был неподвижный мир. А ему хотелось найти такое волшебное слово, чтобы  «птицы пели, летали, чтобы звери бегали, чтобы всё ожило»

Волшебное слово Виталия Бианки — это его рассказы и сказки о природе.

(6 слайд). Сказки у Виталия Бианки особенные — познавательные, из них узнаешь много интересного. В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. Например,  у него есть книга «Приключения красноголового воробья» или «Приключения Муравьишки»

 А какие рассказы и сказки В. Бианки  вы уже читали?

- Сегодня мы тоже встретимся с героями его произведений, только встречи эти будут не совсем обычные. Мы сами превратимся в героев его произведений: птиц, насекомых, зверей. Тем более, наступила весна, и вся природа оживает, после зимнего сна.

Дети исполняют хоровод «А весной» муз. С. Насауленко

Ведущий.

Ребята, послушайте загадку и отгадайте.

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик

Он деревья лечит:

Постучит — и легче.(Дятел.)

Игра на деревянных палочках «Весенняя телеграмма»

Ведущий. Все птицы получили телеграммы от дятла. Засобирались в дорогу. Да и наши соседи – зимующие птицы -  закричали от радости. Послушайте голоса перелётных и зимующих птиц и отгадайте их.

Игра «Отгадай птицу «по голосу»

Ведущий. Перелетные птицы возвращаются домой. Они боялись холодов, поэтому пришлось улетать в теплые края. Какие же птицы прилетают первыми? Отгадайте загадки!

Иллюстрации с перелётными птицами

1.Всех перелетных птиц черней чистит землю от червей  вдоль по пашням мчится вскачь а зовется птица……(грач)

2. Хочет — прямо полетит, Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот. И в полях поёт, поёт. (жаворонок)

3. Он весной поет красиво: Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей: Что за птичка? (Соловей)

А теперь отгадайте загадку об одной полезной птице в нашем лесу.

4. Слышен дальний грустный зов повторенье двух слогов на берёзовой опушке-на сучке сидит КУКУШКА.

- А что вы знаете о кукушке?

(информация о кукушке из рассказа В. Бианки «Золотое сердечко»)

Дети. Прилетит  весной скворец, для него готов дворец. При дворце весёлый сад, он всему на свете рад.

М.р. Будем для скворцов домики строить.

Ритмическая игра «Строители»

Мы без дела не сидим, домик птичкам мастерим. Трим-там-том, трим-там-том! Мы построим птичкам дом. Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток наш верный друг. Быстро-быстро застучали, ловко гвозди забивали. Трим-там-том, трим-там-том! Вот готов для птичек дом!

Танец-игра «Скворушки»

Дети. Птицы с юга прилетели, вновь соловушка поёт. Зазвенели птичьи трели – это к нам весна идёт.

Травка в поле зеленеет, лес примерил свой наряд, и проснулся, встрепенулся мошек и жуков отряд.

Двигательно-инструментальная импровизация «Звуки леса»

Ведущий.В. Бианки очень любил наблюдать за  насекомыми.

Попробуйте вы отгадать загадки о насекомых.

Иллюстрации с насекомыми

Насекомое - в почёте,

 Целый день она в полёте,

 Опыляет все цветы,

 Чтоб медку отведал ты (пчела)

Кто б подумать только мог,

 Что взлетит живой цветок!

 Из личинки лапочка!

 Так ведь это (Бабочка)

Маленький жучок на тебя гляжу, крапинки твои сосчитать хочу. (Божья коровка)

Дети исполняют канон «Божья коровка»

Ведущий:  Пришло время встретиться с героями ещё одного произведения В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Какие насекомые помогали ему добраться до дома?

Подвижная игра «Собери семью»

(Дети надевают шапочки (муравьёв,  гусениц, жуков). Звучит музыка, дети бегают, с окончанием музыки берутся за руки, образуя круг- «семью» (Муравьиную, кузнечиков и др).

Игра «Угадай, кто это?»

Ведущий.Ребята, в следующей игре вам надо угадать из какой сказки-несказки я прочитаю вам отрывок.

  1. «Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела»(«Музыкант»)
  2.  «Пришел Лис, а Уточка плавает под кустом - жива, здоровехонька! Она тогда нырнула под лед и выскочила в полынью - под другим берегом: там тоже бил ключ.

Так всю зиму и прожила.

"Ах ты!.. - Лис думает. - Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь..."

- Зря, зря, зря! - закрякала Уточка. Порх с воды и улетела…»

(«Хитрый лис и умная уточка»)

  1. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. Сперепугумуравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». ( «Как муравьишка домой спешил»)

  1. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». ( «Первая охота»)

  1. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки.«Кто чем поёт? »)

  1. «Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит, Муха к нему:

— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.

— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнёзда для детей устраивать?

— А ты носом, — говорит Муха.»   («Хвосты»)

Переход в самостоятельную деятельность.

Ведущий:  Удивительные книги В. Бианки не только рассказывают нам о животных, но главное, они учат нас наблюдать за природой, замечать что- то необычное. Вот кто- то оставил свои следы. Как вы думаете, кто это мог быть?

Дети отгадывают «следы» животных и по ним уходят в группу, затем, изготавливают по желанию фигурки животных, объединяя их в композицию «Мир животных»


Предварительный просмотр: