ПОЗОВЕМ НА ПОМОЩЬ СКАЗКУ!
статья по художественной литературе на тему

Безуглова Людмила Григорьевна

Статья ПОЗОВЕМ НА ПОМОЩЬ СКАЗКУ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_lichnogo_opyta_2.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         МДОУ ЦРР детский сад №21

                                                                     г. Россошь Воронежской обл.

                                                    Воспитатель: Безуглова Людмила Григорьевна

 

ПОЗОВЕМ НА ПОМОЩЬ СКАЗКУ!

       Развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотой и связной речью. Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

При помощи сказки можно решить широкий спектр задач: от лечения до воспитания или обучения чему-либо. При этом сказки, направленные на детскую и на подростковую аудиторию, различаются и по своим целям, и по тематике проблем. Для дошкольников важнейшими задачами являются преодоление детских страхов и развитие творческих способностей. Для подростков – повышение самооценки и преодоление комплекса неполноценности, нахождение своего «Я» и своего места в мире.

В своей работе я использую некоторые методы сказкотерапии. Условно их можно разбить на две группы: рассказывание сказки взрослым и рассказывание сказки ребенком. Также я использую и игры со сказками, которые могут встречаться и в той и в другой группе.

Взрослый рассказывает сказку детям

Взрослый может рассказывать сказку как группе детей, так и одному ребенку. Выбор сказки, для рассказывания детям, зависит от того, что хотелось бы подкорректировать в поведении детей или отдельно взятого ребенка. Слушая правильно подобранную историю, ребенок сможет провести параллель между собой и сказочным героем, сравнить себя с ним. Сможет понять, как нужно правильно себя вести, или почувствовать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других людей. А пример сказочного героя покажет выход из сложившейся ситуации.

Для того чтобы найти подходящую сказочную историю, я обращаюсь к наследию прошлого, выбираю из богатейшей фольклорно-литературной сокровищницы именно ту сказку, которая мне кажется наиболее понятной моим детям и близкой им по проблематике. Также можно использовать и авторские сказки. Своим детям я читаю сказки М. Пляцковского, его сказки помогают мне воспитывать в детях любовь и уважение к родным и близким людям, быть добрыми, смелыми, вежливыми, прививать в детях дружеские взаимоотношения.

         Сказку рассказывает ребенок

Очень многие сказкотерапевтические методики рассчитаны на то, чтобы сказку рассказывал сам малыш.

  •  Рассказ о сказочных героях. Для такого занятия я приношу красивую шкатулку, в ней находятся изображения различных сказочных героев. Я выкладываю сказочных персонажей и прошу детей выбрать самых любимых из них. После чего дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравиться, и есть ли у них с ним что-то общее.
  •  Пересказ сказки ребенком. Здесь важно обратить внимание на то, как перескажет сказку ребенок: ЧТО окажется в ней для него важным, а что нет, на чем он заострит свое внимание, а чего даже не заметит, какие подробности добавит, а от каких, наоборот, предпочтет избавиться.
  •  Рассказ сказки по кругу. Суть методики состоит в следующем: каждый из ребят пересказывает небольшой кусочек сказки, при этом каждый следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился его товарищ. Для такого рода пересказа сказку выбираю хорошо известную детям.
  •  Ребенок сам сочиняет сказку. Применяется методика самостоятельного сочинения сказок не только при индивидуальных занятиях, но и на групповых. В этом случаи может быть применен принцип сочинения сказки по кругу. Кто-нибудь из ребят начинает сочинять сказку, а следующий участник группы присоединяет к его фразе одну или две своих, и так далее.
  • Персказывание сказки на новый лад

Благодаря данной сказкотерапевтической методике у ребенка есть шанс окончить любую сказку так, как пожелает он сам. Можно, например, переделать отрицательных персонажей на положительных. Или, например, переделать сказку о Колобке в детективную историю или забавную юмореску. Или сочинить такую сказку, в которой к героям добавляется предмет из современности. Например, в сказку о Маше и трех медведях добавляется кукла Барби (или фотоаппарат, или самолет – все что угодно).

Если ребенок просит вас пересказывать одну и ту же сказку многократно, то наберитесь терпения и исполняйте эту просьбу. Вполне возможно, именно эта сказка что-то открывает ребенку и позволяет решать важные для него вопросы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки

Представляю вашему вниманию методы для развития творчества...

Развитие воображения дошкольников при помощи сказки.

Как развить в ребенке творческий потенциал, фантазию, воображение? Лучший помощник в этом- сказка....

Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки

Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки...

Сценарий выпускного вечера "Позовем на праздник сказку"

Загадочное и интересное приключение детей на выпускном вечере в детском саду....

конспект квеста "Позовем на помощь сказку"

Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является создание положительной психологической атмосферы в детском саду, развитие интереса к познавательно-исследовательской д...

Квест-игра "Позовем на помощь сказку"

Квест-игра для создания положительного эмоционального фона в детском саду и в группе...

квест "Позовем на помощь сказку"

Квест для старшей группы...