Главные вкладки

    Учебно-методический материал по художественной литературе на тему:
    "Литературное образование дошкольников с учётом достижений инновационных технологий"

    Горбушина Ольга Геннадьевна

    Данный методический материал рассказывает об особенностях использования литературного материала, его влияние на формирование мировоззрения дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnoe_obrazovanie_doshkolnikov.docx17.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Литературное образование дошкольников с учетом достижений

    инновационных  технологий»    

            Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно - образовательными задачами и возрастом детей. Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения. Литературный материал оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий, поэтому художественные произведения и задачи приобщения детей к литературе для каждого дошкольного возраста свои. В дошкольном возрасте наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественные произведения; сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

     В круг детского чтения входят:        

     - произведения устного народного творчества и народов мира;

    - классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

    - современная литература (русская и зарубежная).

    Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги. Детская литература несет познавательную, воспитатель-ную, эстетическую, коммуникативную функцию.

    Одной из технологий, которые могут быть использованы педагогами в ходе форми-рования литературного образования дошкольников, является педагогическая технология, основанная на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).  Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, расширяет представление дошкольников о литературных источниках информации, учит их ориентироваться в тематике книг и структуре литературных произведений. Важными составляющими технологии, основанной на ТРИЗ, являются: работа с сюжетной картиной (авторы И.Мурашковская, Т. Сидорчук), метод синектики (автор У.Гордон), метод «Умные сказки» (Е.Синицына).

    Целью работы с сюжетной картиной является обучение детей составлению описательных рассказов по сюжетам  разных художественных произведений (сказки, поэзия, проза). Обучение строится  в форме игр, сопровождающих каждый этап ознакомления с картиной (состав картины,  объекты картины, связь объектов, описание, местонахождение, действия  и тд.).

    Метод синектики, цель его применения - учить детей менять точку зрения на обычные объекты: видеть в незнакомом – знакомое, в привычном – чуждое. В основе метода лежат четыре типа мыслительных операций: личное уподобление (эмпатия), отождествление себя с кем –либо, умение  сопереживать объекту; прямая аналогия – поиск сходных процессов в других произведениях; символическая аналогия – использование метафор, поэтических образов; фантастическая аналогия –представление объекта или процесса в будущем. Этот метод можно использовать при изучении поэзии, потешек, стихов с юмором, парадоксами, небывальщиной.

    Метод «Умные сказки» включает в себя: сказку, завершающуюся логическими заданиями (нарисуй, обведи по контуру, «четвертый лишний», «скажи наоборот»). Сказку-выбор ( выбор ребенка и выбор героя сказки). Сказку – путешествие (карточки-пиктограммы, цепочка фигурок).  Сказочные образы неподвластны времени. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато –глуповатого волка, трусливого зайца, медведя –увольня, лукавой лисы.

    Художественная литература учит детей ненавязчиво оценивать дела и поступки людей в свете понятий о том, что такое хорошо и что плохо, как себя вести в той или иной ситуации. Воспринимая произведения художественной литературы, дошкольники испытывают разные чувства: радости, гордости, страха, сочувствия, злости и др. Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обога-тить свой литературный опыт. Если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к чтению книг.

    Литература

    Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и ме-тодические рекомендации. – 2-е изд.- М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.-80 с.

    Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/ автор-составитель О.В.Толстикова, О.В. Савельева – Екате-ринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО»,2014. – 193с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    Планирование непосредственно образовательной деятельностикак элемента программы, обеспечивающего требованияобразовательной области «Речевое развитие»"Мишка в гостях у ребят" (средняя группа)Интеграция...

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    «Планирование непосредственно образовательной деятельностикак элемента программы, обеспечивающего требованияобразовательной области «Речевое развитие»«Кот Васька в гостях у детей.»вторая младшая групп...

    Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошколь-ного образования»

    Коммуникативная деятельность дошкольников-это процесс направленный на развитие общения у ребенка....

    Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    Планирование организованной образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Дикие животные"...

    Статья по теме "Использование инновационных технологий в музыкальном воспитание дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО"С

    В статье рассматривается музыкальное развитие детей средствами инновационных технологий с учётом национально-регионального компонента. Автором представлены инновационные методы и приёмы, используемые ...

    Авторский проект по теме: «Использование инновационных технологии в музыкальном воспитании дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО»

    Проектная работа заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на методических объединениях музыкального руководителя ДОУ для выступления в научно-практических конференциях, р...