"Литературное образование дошкольников с учётом достижений инновационных технологий"
учебно-методический материал по художественной литературе на тему

Горбушина Ольга Геннадьевна

Данный методический материал рассказывает об особенностях использования литературного материала, его влияние на формирование мировоззрения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_obrazovanie_doshkolnikov.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Литературное образование дошкольников с учетом достижений

инновационных  технологий»    

        Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно - образовательными задачами и возрастом детей. Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения. Литературный материал оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий, поэтому художественные произведения и задачи приобщения детей к литературе для каждого дошкольного возраста свои. В дошкольном возрасте наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественные произведения; сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

 В круг детского чтения входят:        

 - произведения устного народного творчества и народов мира;

- классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

- современная литература (русская и зарубежная).

Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги. Детская литература несет познавательную, воспитатель-ную, эстетическую, коммуникативную функцию.

Одной из технологий, которые могут быть использованы педагогами в ходе форми-рования литературного образования дошкольников, является педагогическая технология, основанная на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).  Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, расширяет представление дошкольников о литературных источниках информации, учит их ориентироваться в тематике книг и структуре литературных произведений. Важными составляющими технологии, основанной на ТРИЗ, являются: работа с сюжетной картиной (авторы И.Мурашковская, Т. Сидорчук), метод синектики (автор У.Гордон), метод «Умные сказки» (Е.Синицына).

Целью работы с сюжетной картиной является обучение детей составлению описательных рассказов по сюжетам  разных художественных произведений (сказки, поэзия, проза). Обучение строится  в форме игр, сопровождающих каждый этап ознакомления с картиной (состав картины,  объекты картины, связь объектов, описание, местонахождение, действия  и тд.).

Метод синектики, цель его применения - учить детей менять точку зрения на обычные объекты: видеть в незнакомом – знакомое, в привычном – чуждое. В основе метода лежат четыре типа мыслительных операций: личное уподобление (эмпатия), отождествление себя с кем –либо, умение  сопереживать объекту; прямая аналогия – поиск сходных процессов в других произведениях; символическая аналогия – использование метафор, поэтических образов; фантастическая аналогия –представление объекта или процесса в будущем. Этот метод можно использовать при изучении поэзии, потешек, стихов с юмором, парадоксами, небывальщиной.

Метод «Умные сказки» включает в себя: сказку, завершающуюся логическими заданиями (нарисуй, обведи по контуру, «четвертый лишний», «скажи наоборот»). Сказку-выбор ( выбор ребенка и выбор героя сказки). Сказку – путешествие (карточки-пиктограммы, цепочка фигурок).  Сказочные образы неподвластны времени. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато –глуповатого волка, трусливого зайца, медведя –увольня, лукавой лисы.

Художественная литература учит детей ненавязчиво оценивать дела и поступки людей в свете понятий о том, что такое хорошо и что плохо, как себя вести в той или иной ситуации. Воспринимая произведения художественной литературы, дошкольники испытывают разные чувства: радости, гордости, страха, сочувствия, злости и др. Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обога-тить свой литературный опыт. Если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к чтению книг.

Литература

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и ме-тодические рекомендации. – 2-е изд.- М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.-80 с.

Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/ автор-составитель О.В.Толстикова, О.В. Савельева – Екате-ринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО»,2014. – 193с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ».

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного п...

цель и задачи литературного образования дошкольников

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.Задачи и содер...

Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ

Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ...

Литературное образование дошкольников совместно с родителями в условиях детского сада.

Илюшенко Лариса Борисовна, воспитательМБДОУ детского сада № 35 г. Ангарска ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА...

Презентация" Роль детской книги в литературном образовании дошкольников"

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспро...

методическое пособие «Профилактика речевых нарушений младших дошкольников средствами традиционных и инновационных технологий»

Содержание Пояснительная записка Особенности речевого развития детей 3-4 летГипотеза, задачи, механизм содержания работыНаправления и формы работыПлан реализацииЗаключениеБиблиографический с...