Тема: «Литературное образование дошкольников»
презентация к уроку по художественной литературе (старшая группа) на тему

Гришина Татьяна Петровна
Справка о взаимопосещении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_o_vzaimoposeshchenii.docx15.14 КБ
Файл rus._nar_skazki-_proekt.docx98.68 КБ

Предварительный просмотр:

Справка о взаимопосещении

Тема: «Литературное образование дошкольников»

Мною, воспитателем Гришиной Т. П. было изучено литературное образование дошкольников в группе. Работа педагогов в данном направлении производится систематически и охватывает все жанры литературных произведений: сказки, стихи, потешки и т, д., а также рассматривание ярких иллюстраций и знакомство с авторами книг. Стихи и потешки воспитатели читают наизусть, это помогает лучше понять сюжет произведения.

С детьми ежедневно педагоги читают книги не только по программе, но и книжные новинки, познавательную литературу, книги современных авторов. При подборе книг учитываются интересы детей, комплексно - тематическое планирование. Каждый день воспитатели вместе с воспитанниками постигают художественное слово, с помощью различных методов и приёмов: познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания, умение задавать новые вопросы и отвечать на них, что позволяет выстроить диалог с ребёнком; рассматривание иллюстраций; пересказ произведений, пересказ по ролям, игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью различных выразительных средств, беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия; выставки детских рисунков, отображающих впечатления дошкольников. Воспитатели используют свою педагогическую деятельность как в группах, так и в микрогруппах, что позволяет ребёнку самому поставить цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем, так как одним из важнейших направлений  является развитие речи, что имеет исключительно большое значение для полноценного социально-личностного развития дошкольников. Также в свободное от ООД время были организованы «Книжка больница». Дети с большим интересом принимали участие в реставрации книг. Проведена акция «Неделя детской книги»

В группе создана предметно - развивающая среда в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, а также изготовлены лэпбуки совместно с родителями воспитанников. Большое внимание уделяется  развитию «Русского народного творчества и театрализации». В группе оборудован уголок театрализации, где представлены разные виды театра: театр на магнитах, перчаточный, настольный, и т. д. В результате дети общительны, активны, эмоциональны, свободны в выборе,  научились творчески выражать свои  эмоции и чувства с помощью мимики и интонации. В своей работе воспитатели используют мультимедейное устройство для показа презентаций. Различные формы проведения: игры – путешествия, игры – развлечения, конкурсы и викторины, сюжетно-ролевые игры, игры фантазии и импровизации и др. Включаются в занятия игровые упражнения: “Хорошо - плохо”, игры на основе анализа поступка, ситуации, игры “Наоборот” на противоречия.

Таким образом, в группе созданы оптимальные условия для литературного образования дошкольников, отмечается большое разнообразие книг и пособий.

Рекомендации: приобщить родителей к обновлению книжного уголка новинками художественной и познавательной литературы.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 - ДЕТСКИЙ САД №7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Проект по литературному образованию «Что за чудо эти сказки!»


Авторы  проекта:  Гришина Т. П.

     Дергунова Т. М.

Борисоглебск – 2018

Направления развития и образования детей старшей группы

-Социально-коммуникативное развитие

-Познавательное развитие

-Речевое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

-Физическое развитие

Актуальность: В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, являются сказки.

Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.

Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.

Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.

Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

    Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной  действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.

     Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.

     Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи "вредители", аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.

Вид  проекта: информационно - творческий

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Цель проекта:  Развивать представления детей о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми и о личностных и речевых характеристиках героев; знакомить детей с языковыми особенностями построения рассказа и поощрять их исполнение в сочинительстве; погружать детей в стихию грамотного литературного языка, обогащать словарный запас.

  • Формировать у ребенка социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развивать творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.
  • Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Задачи: 

  • Создавать благоприятные условия для развития у детей чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстни- ками; способствовать развитию личности ребёнка;
  • Совершенствовать исполнительские навыки детей;
  • Побуждать детей к созданию новых образов, способствовать освоению способов эмоционального выражения, самореализации, самовыражения;
  • Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народным играм.
  • Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Ожидаемые результаты:

-Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.

-Обогащение словарного запаса детей.

-Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.

-Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды по русским народным сказкам.

-Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

Продукт проектной деятельности:

- изготовление настольного кукольного театра,

- рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам.

Работа  воспитателя при подготовке к проекту: Воспитатель - организует ООД по русским народным сказкам, оформление библиотеки по проекту, фотовыставки по итогам проекта.

Роль родителей  в  реализации проекта:

-создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

- оформление книжек-малышек.

Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

Итоговое мероприятие:

Оформление выставки детских работ по сказкам;

Презентация проекта на сайте ДОУ.

План реализации проекта

 

Первый этап – подготовительный.

1. Изучение литературы по проектной деятельности.

2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.

3. Разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Что за чудо эти сказки!».

4. Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный,  пальчиковый); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;

в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

Второй этап – основной

Совместная деятельность детей и воспитателя.

  1. Чтение сказок.
  2. Рассматривание и сравнение  иллюстраций в детских книгах различных изданий.
  3. Игры –драматизации  по сказкам.
  4. Конкурс чтецов отрывков из произведений.
  5. Игры на звукоподражание
  6. Изготовление театров.
  7. Оформление выставки детских работ по сказкам

                         Самостоятельная  деятельность детей.

  1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок;
  2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
  3. (рисование, раскраски, лепка, аппликация).

                       

                   Совместная деятельность детей и родителей.

  1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
  2. Заучивание отрывков из сказок.
  3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению  рисунков по сказкам.

Познавательное развитие:

1. ООД: «Русские народные сказки».

2. ФЭМП (развивающие игры): «Блоки Дьенеша» – «Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт), «Дворец», «Терем»; «Сложи узор» – «Волшебное яблоко», «Девочка Снегурочка»

3. Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Царевна Лягушка», «Зайчик» (оригами).

Речевое развитие:

1. Беседа: «Чудеса и превращения в сказках»

2. Рассказывание сказок, используя зарисовки и мнемотаблицы.

3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.

4. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».

5. Дидактические игры: «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?».

6. Разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Русские народные сказки».

7. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка».

Социально-коммуникативное развитие:

1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Заяц-хвастун».

2. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».

3. Отгадывание загадок.

4. Заучивание наизусть пословиц, считалок, стихотворений.

5. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» ,«Сказки о животных», кубики «Любимые сказки», театр сказок.

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», «Два Мороза», «Бабка Ёжка» ,пальчиковая гимнастика «На двери висит замок».

Художественно-эстетическое развитие:

1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.

2. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка»

3. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).

4. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».

5. Лепка «Мои любимые герои».

6. Показ воспитателем театров по сказкам: «Заюшкина избушка», «Хаврошечка» (настольный), «Царевна-Лягушка» (на фланелеграфе).

7. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

   Заключительный этап

Оформление выставки «Моя любимая сказка»»

Проведение итогов проектной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цель и задачи литературного образования дошкольников

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.Задачи и содер...

Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое образование дошкольников по ФГОС»

Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое образование дошкольников по ФГОС»...

"Литературное образование дошкольников с учётом достижений инновационных технологий"

Данный методический материал рассказывает об особенностях использования литературного материала, его влияние на формирование мировоззрения дошкольников....

Литературное образование дошкольников совместно с родителями в условиях детского сада.

Илюшенко Лариса Борисовна, воспитательМБДОУ детского сада № 35 г. Ангарска ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА...

Статья по теме «Валеологическое образование дошкольников»

В статье рассказывается о том, как воспитать здорового ребёнка....

Презентация" Роль детской книги в литературном образовании дошкольников"

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспро...

Статья на тему : «Литературное развитие дошкольников при изучении кумулятивных сказок»

Литературное развитие дошкольников при изучении кумулятивных сказок...