Перспективный план по приобщению детей к чтению художественной литературы
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему

План по приобщению детей старшей группы к чтению художественной литературы по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hliter.starsh.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНТЯБРЬ

Цели; Продолжать учить детей внимательно слушать художественный текст, понимать нравственный смысл, мотивированно оценивать поступки, осмысливать образное содержание. Развивать интерес к поэзии, желание разучивать стихотворения.

Тема недели

Художественные произведения

 « Мы – воспитанники старшей группы»

ЧТЕНИЕ

Драгунский « Удивительный человек»

Н.Найденова « Ольга Павловна»

О.Высотская « Детский сад»

Г.Остер « Советы непослушным детям»

Е.Чарушин « Друзья»

ПЕРЕСКАЗ

Н.Калинина « Разве так играют?»

« Вот и лето прошло»

ЧТЕНИЕ

В.Сутеев « Мешок яблок»

Д.Родари « Большая морковка»

Е.Неменко « Дачные загадки»

Я.Пиняев « Хитрый огурчик»

РАССКАЗЫВАНИЕ

« Лисичка – сестричка и серый волк» ( русская народная сказка)

 « Наступила осень»

ЧТЕНИЕ

Г.Скребицкий « Осень»

« Заяц – хвастун» ( русская народная сказка)

Закличка Н.Сладков « Отчего осень грустна»

Н.Минский « Листопад»

« Лиса и кувшин» ( русская народная сказка)

К.Бальмонт « Осень»

ЗАУЧИВАНИЕ

« Божья коровка»

ОКТЯБРЬ

Цели: Продолжать знакомство с разными жанрами литературных произведений. Дать начальные представления о басне, её жанровых особенностях, подвести к пониманию нравственного смысла переносных слов и словосочетаний, воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Побуждать детей выразительно читать стихи наизусть, чувствовать и понимать поэтическую речь.

Тема недели

Художественные произведения

« Мой город (село)»

                                           ЧТЕНИЕ

С.Баруздин « Кто построил этот дом»

И.Крылов « Стрекоза и муравей»

О.Воронкова « Солнечный денек»

Т.Александрова « Домовенок Кузька» ( главы)

Ю.Мориц « Домик с трубой»        

« Хаврошечка» (в обр. А.Толстого)

Б.Житков « Белый домик»

В.Крупин « Отцовское поле»

А.Ремизов « Хлебный колос»

« Пирог» ( норвежская сказка)

                                    ЗАУЧИВАНИЕ

С.Городецкий « Пять маленьких щенят»

« Транспорт»

ЧТЕНИЕ

Н.Калинина « как ребята переходили улицу»

Д.Родари « Дудочкин и автомобиль»

А.Барто « Жил на свете самосвал»

М.Ильин « Машины на нашей улице»

М. Чиарди « О том, у кого три глаза»

ПЕРЕСКАЗ

В.Сутеев « Кораблик»

« Береги свое здоровье»

                                                ЧТЕНИЕ

И.Турчин « Человек заболел»

Е. Пермяк « Про нос и язык»

Э.Мошковская « Нос умойся», « Уши»

РАССКАЗЫВАНИЕ

Братья Гримм « Бременские музыканты»

НОЯБРЬ

Цели: Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихи, чувствовать напевность языка, передавать  с помощью интонации различные эмоциональные состояния.

Тема недели

Художественные произведения

« Москва – столица России»

ЧТЕНИЕ

Н.Векшегонова « Москва»

М.Исаковский « Москва»

Г.Осетров « Твой Кремль»

Г.Юрмин « Царь – башня»

Н.Компакова « моя Москва»

ЗАУЧИВАНИЕ

Г.Ладонщиков « Улица поет»

« Моя семья»

Ю. Ким « Моя родня»

« Царевна-лягушка» ( русская народная сказка)

« Как у нас семья большая» ( потешка)

А.Гайдар « Чук и Гек»

                                       РАССКАЗЫВАНИЕ

« Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ( русская народная сказка)

« Какая бывает осень»

                                               ЧТЕНИЕ

М.Пришвин « Осинкам холодно»

А. Пушкин « Уж небо осенью дышало» ( заучивание)

А.Плещеев « Скучная картина»

А.Толстой « Осень»

 «Скоро зима»

                                       ЧТЕНИЕ

« Как на тоненький ледок…» ( песенка)

Е.Трутнева « Зябнет липа за окошком»

Д.Мамин - Сибиряк « Серая Шейка»

Н.Павлова « первый снег»

                                        ПЕРЕСКАЗ

Н.Калинина « Про снежный колобок»

        ДЕКАБРЬ

Цели: Побуждать эмоционально воспринимать образное содержание произведений. Углублять представления детей о жанровых, композиционных особенностях литературных произведений. Воспитывать у детей любовь и интерес к чтению художественной литературы.

Тема недели

Художественные произведения

« Имена и фамилии»

                                    ЧТЕНИЕ

Я.Аким « Кто кому кто»

И.Ищук « У деда Вани»

М.Яснов « Вот я семью нарисовал»

                      РАССКАЗЫВАНИЕ

« Крылатый, мохнатый да масляный» (русская народная сказка)

« Вот пришли морозцы и зима настала»

                          ЧТЕНИЕ

В.Бианки « Месяц белых троп»

К.Чолиев» Деревья спят»

И.Соколов – Микитов « Зима в лесу»

И.Никитин « Встреча зимы»

С.Есенин « Белая береза»

И.Суриков « Суд над декабрем»

Н.Калинина « Про снежный колобок»

К.Бальмонт « Снежинка»

Г.Андерсен « Снежная королева»

                         ПЕРЕСКАЗ

Е.Чарушин « Лисята»

« Новый год у ворот»

Р.Павлова « Самый лучший подарок»

А.Барто « Елка» (заучивание)

Е.Благинина « Красавица какая..»

С.Маршак « Двенадцать месяцев»

ЗАУЧИВАНИЕ

С.Маршак « Тает месяц молодой»

ЯНВАРЬ

Цели: Продолжать учить детей выразительно читать стихи. Побуждать замечать изобразительно – выразительные средства художественной литературы. Активировать литературную память дошкольников.

Тема недели

Художественные произведения

« Человек»

                                       ПЕРЕСКАЗ

Д.Лукич « Четыре девочки»

                                     ЧТЕНИЕ

А.Барто « Девочка чумазая»

Б.Житков « Как я ловил человечков»

Е.Пермяк « Про нос и язык»

В.Катаев « Цветик – семицветик»

А.Линдгер « Карлсон, который живет на крыше опять прилетел» (главы)

М.Карем « Мирная считалка» (заучивание)

                                 РАССКАЗЫВАНИЕ

Ш.Перро « Фея»

« Зима в лесу»

                                ЧТЕНИЕ

В.Бианки « Синичкин календарь.Январь»

Е.Чарушин « Белка с бельчатами», « Зайчиха»

Б.Брехт « Разговор через» Зимовье зверей» ( руская народная сказка) форточку»

« Ты мороз, мороз, мороз» ( песенка)

И.Суриков « Вот моя деревня»

А.Фет « Кот поет, глаза прищуря»

Ф.Тютчев « Чародейкою зимою»

« Лисичка – сестричка и серый волк» ( русская народная сказка)

« Зимовье зверей» ( русская народная сказка)

                                 ЗАУЧИВАНИЕ

Н.Некрасов « Мороз – воевода»

        ФЕВРАЛЬ

Цели: Продолжать знакомить с жанрами Художественной литературы. Чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворений. Продолжать формировать понятия о том, что книга – источник знаний.

Тема недели

Художественные произведения

« Опасности вокруг нас»

                                       ЧТЕНИЕ

С.Михалков « Дядя Степа – милиционер»

П.Голосов « Сказка о заячьем теремке и опасном колобке»

С.Маршак « Пожар»

С.Маршак « Рассказ о неизвестном герое»

                                      ПЕРЕСКАЗ

Л.Толстой « Пожарные собаки»

« Зима прошла»

                                       ЧТЕНИЕ

В.Берестов « Гололедица»

В.Гибер «Оттепель»

В.Берестов « Воробушки»

Б.Заходер « Мохнатая азбука»

Г.Скребицкий « На лесной полянке»

М.Пришвин « Деревья в плену»

                          РАССКАЗЫВАНИЕ

« Хвосты» ( русская народная сказка)

« Наши защитники»

                                ЧТЕНИЕ

С.Маршак « Февраль»

О.Высоцкая « мой брат уехал на границу»

« Три поездки Ильи Муромца»( Былина)

Л.Кассиль « Главное войско»

А.Митяев « Шапка не велит»

Б.Никольский « Препятствие»

Я.Длуголенский « Что могут солдаты»

                        ЗАУЧИВАНИЕ

Заучивание стихотворений о папе

        МАРТ

Цели: способствовать углублению знаний и представлений об окружающем мире средствами художественной литературы. Побуждать понимать содержание текста, развивать интерес к информации, содержащейся в тексте.

Тема недели

Художественные произведения

« Праздник мам»

                                    ЧТЕНИЕ

Н.Телешов» Крупеничка» (литературная сказка)

Г.Виеру « Мамин день»

Е.Благинина « Посидим в тишине» ( заучивание)

П.Образцов « Март»

Л.Квитко « Бабушкины руки»

С.Аксаков « Аленький цветочек»

                         ЗАУЧИВАНИЕ

Е.Благинина « Посидим в тишине»

« Животный и растительный мир»

Г.Скребицкий « На пороге весны»

В.Бианки « Синичкин календарь.Март»

Ф.Тютчев « Зима недаром злится»

« Как у бабашки козел» ( песенка)

« Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ( русская народная сказка)

Н.некрасов « Дед Мазай и зайцы»

Е.Чарушин « Про зайчат»

Д.Мамин – Сибиряк « Про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

ПЕРЕСКАЗ

« Лиса и Рак» ( русская народная сказка)

РАССКАЗЫВАНИЕ

« Хаврошечка» ( русская народная сказка)

АПРЕЛЬ

        

Цели: Формировать у детей целостное восприятие текста, умение выделять выразительные средства. Закреплять представления об особенностях разных жанров ( стихотворение, рассказ, сказка). Продолжать учить выразительно наизусть, читать произведения, чувствовать напевность языка

Тема недели

Художественные произведения

« Весна»

                                         ЧТЕНИЕ

« Веснянка» (народная песенка)

А.Барто « Реки разлились»

Ф.Тютчев « Весенние воды»

Н.Найденова « О весне»

Я.Аким « Апрель» ( заучивание)

Е.Чарушин « Воробей»

А.Прокофьев « Веснянка»

« Ласточка» (песенка)

Г.Скребицкий « Весна», « На лесной полянке»,                                 « Март. Апрель. Май»

                                   ЗАУЧИВАНИЕ

Г.Сапир « Заяц»

ПЕРЕСКАЗ

К.Ушинский « Сила не право»

« Дорога в космос»

                                      ЧТЕНИЕ

А.Леонов « Шаги над планетой»

В.Баруздин « Первый день в космосе»

В.Медведев « Звездолет Ерунька»

П.Клушанцев « О чем рассказал телескоп»

Н. Носов « Незнайка на Луне»

В.Кащенко « Найди созвездия»

                         РАССКАЗЫВАНИЕ

« У солнышка в гостях» ( словацкая сказка)

МАЙ

Цели: Продолжать знакомство с творчеством писателей и поэтов. Побуждать к выразительному чтению стихов. Закреплять знания детей о прочитанных за год литературных произведениях. Углублять представления детей о соответствии названия текста и его содержания.

Тема недели

Художественные произведения

« День Победы»

                               ЧТЕНИЕ

В.Берестов « Мир на земле»

С.Маршак « Пусть не будет войны никогда»

М.Пляцковский « Майский день»

Е.Благинина « Шинель»

А.Митяев « Землячка»

Л.Чадова « Салют»

Е.Трутнева « Фронтовой треугольник», Парад»

Е.Трутнева «  Парад»

 Труд взрослых»

ЧТЕНИЕ

С.Маршак « Почта»

В.Маяковский « Кем быть?», « Эта книжечка моя про маяк и про моря»

Б.Заходер « Строители»

Д.Родари « Чем пахнут ремесла»

                       ЗАУЧИВАНИЕ

М.Исаковский « Поезжай за моря – океаны» ( заучивание)

ПЕРЕСКАЗ

К.Ушинский « Утренние лучи»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

Перспективный план по развитию речи и чтению художественной литературы.

Чтение книг, пересказ, составление описательного рассказа по картине, заучивание наизусть стихотворения. ...

Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...

Перспективный план по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"

Перспективный план по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"...

Перспективный план по развитию речи через чтение художественной литературы

Перспективный план по развитию речи через чтение художественной литературы...

Перспективный план по нравственному воспитанию через чтение художественной литературы

перспективный план по нравственному воспитанию посредством художественной литературы у старших дошкольников...

перспективный план Образовательная область «Речевое развитие» Чтение художественной литературы

Задачи образовательной деятельности:1. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основ...