"Что за прелесть эти сказки!"
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Мирза Татьяна Ивановна

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно. В наш век информационного общества сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение, во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Однако ни в коем случае нельзя умалять роль сказок в воспитании личности ребенка. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, мы накапливаем некий символический «банк жизненных ситуаций». Все вышесказанное обуславливает актуальность данного проекта, так как русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению, позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи темы веры, добра, милосердия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chto_za_prelest_eti_skazki.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  

образовательное  учреждение  детский  сад

общеразвивающего вида №3

муниципальное образование

Усть-Лабинский район

ПРОЕКТ

ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!

Выполнила:  Мирза Т.И.,

воспитатель первой квалификационной категории,

                             

г. Усть-Лабинск

     2017 год

Проект «Что за прелесть эти сказки!»

Группа: старшая, подготовительная
Срок:
октябрь 2017 г. - декабрь 2017 г. (среднесрочный)

Актуальность: 

    Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно. В наш век информационного общества сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение, во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Однако ни в коем случае нельзя умалять роль сказок в воспитании личности ребенка. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, мы накапливаем некий символический «банк жизненных ситуаций». Все вышесказанное обуславливает актуальность данного проекта, так как русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению, позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи темы веры, добра, милосердия.

Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин.  Сказки Пушкина – это первые наши книги. Со сказок Александра Сергеевича Пушкина начинается любовь ко всей русской поэзии. На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает. Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека.

Цель проекта:

Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина. Приобщение детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи:

  • способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  • воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
  •  обогащать и расширять словарный запас детей;
  • формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
  • развивать артистические способности;
  • развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;
  • формировать навыки сотрудничества;
  • развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
  • побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой;
  • воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.

Гипотеза:

      Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. Если создать необходимые условия для повышения интереса дошкольников к художественному творчеству, для развития воображения и самостоятельности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка, это приведет к устойчивому развитию эстетических, познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  • Сформирован интерес к художественной литературе, расширен круг произведений, с которыми познакомились дети;
  • Дети имеют общее представление о художественном творчестве;
  • Использование детьми различных речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
  • Сформирован высокий уровень речевого развития детей.
  • Развиты  индивидуальные особенности в творческой речевой деятельности.
  • Сформирована эмоциональная отзывчивость.
  • Проявление личностных качеств (самостоятельности, активности, целеустремленности, ответственности, творческого подхода, аккуратности) в различных видах деятельности.
  • Проявление интереса к творчеству А.С. Пушкина.
  • Создано единое развивающее пространство, включающее детей, педагогов и родителей.

Основные этапы и сроки реализации проекта:

1. Подготовительный (1-2 неделя октября 2017 года).

2. Основной (3 неделя октября -2 неделя декабря).

3. Заключительный (3-4 неделя декабря).

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители, сотрудники ДОУ.

Содержание проекта

Дата

Тема. Формы работы

Цели и задачи

I этап Подготовительный

 1-2 неделя октября 2017 г

Разработка перспективного плана работы по трудовому воспитанию.

Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина.

Разработка памяток для родителей «Что, как и когда читать детям?».

Опрос детей, выяснить, какие знания и представления имеются у детей о поэте А.С. Пушкине и его произведениях.

Выявить базовый словарный запас по теме.

Наметить план работы

II этап Основной

 3 неделя октября 2017 г

Беседа «Бережное хранение книг»

Экскурсия в городскую детскую библиотеку

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Консультация для родителей «Зачем нужны сказочные истории».

Чтение художественной литературы: «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк»

Трудовые поручения: восстановление поврежденных книг в книжном уголке группы.

Рисование «Сказочный дворец»

Расширить представление детей о библиотеке как о месте, где хранятся книги.

сформировать положительное отношение к книгам, вызвать желание помочь.

Развивать аккуратность при работе с книгами.

Способствовать расширению словарного запаса дошкольников.

Познакомить с новыми для ребят художественными произведениями.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

4 неделя октября 2017 г

Беседа о народных и авторских сказках.

Дидактическая игра «Золотая рыбка»

Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк».

Рассматривание иллюстраций и картинок к сказкам.

Беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» Конструирование: «Флот царя Салтана»

Художественный труд: изготовление конусных игрушек «Заяц-хваста».

Расширить представления детей о видах сказок, об их авторах; познакомить с народными сказками.

Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас речевыми оборотами и фразеологизмами.

Закрепить представление детей о том, что такое сказка, учить понимать смысл прочитанных произведений.

Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.

1 неделя ноября

2017 г

Беседа «Творчество А.С. Пушкина», рассматривание портрета А.С. Пушкина

Чтение художественной литературы: чтение отрывка стихотворений  А.С. Пушкина о зиме «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», чтение «Сказки о золотом петушке».

Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».

Дидактическая игра «Шифровки»

Игра-драматизация «У самого синего моря»

Лепка «Белка песенки поет, да орешки все грызет»

Сформировать представление детей о русском поэте и писателе Александре Сергеевиче Пушкине, познакомить с его произведениями.

Развивать связную диалогическую речь, умение эмоционально пересказывать литературные произведения.

Формировать у детей доброжелательное и вежливое отношение к окружающим.

Способствовать развитию творческих навыков, развивать воображение и индивидуальность.

2 неделя ноября

2017 г

Беседа «Сказка ложь, да в ней намек»

Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кого не стало?»

Чтение художественной литературы: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Игры на звукоподражание «Превращение князя Гвидона».

Слушание музыки «Ноктюрн «Грезы любви» Ф. Лист (третье чудо «Превращение Царевны Лебеди»).

Рисование «Рады мы проказам матушки-зимы!», «Ель растет перед дворцом»,

Художественный труд: изготовление закладок в книжку сказок.

Расширить представления детей о значении сказок в жизни человека, сформировать знания о том, что в сказках заключены жизненные ситуации и даны советы как их преодолеть.

Развивать умение интерпретировать разные сказочные ситуации, объяснять их смысл, давать оценку сказочным героям и их поступкам.

Развивать умение отвечать на вопросы взрослого по прочитанным сказкам, обогащать словарь детей и развивать диалогическую речь.

3 неделя ноября

2017 г

Беседа «Чему учат сказки?»

Чтение художественной литературы: Заучивание стихотворения А.С. Пушкина

«У лукоморья дуб зеленый», чтение русских народных сказок «У страха глаза велики», «Лиса и кувшин», «Крошечка-хаврошечка»,  «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Лиса и козёл».

Инсценировка сказки «Маша и медведь»

Дидактические игры: «В синем море-океане», «Кто скорее?».

Сочинение загадок о героях сказок.

Аппликация «Хитрая лиса»

Лепка «Лукоморье»

Рисование иллюстраций к русским народным сказкам «Рисуем сказку».

Формировать у детей социальные ценности, общественно полезные установки.

Познакомить с литературными произведениями А.С. Пушкина и русскими народными сказками.

Развивать память детей, логическое мышление и воображение.

Формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других.

Учить выбирать наиболее подходящую для себя роль в процессе театрализованной деятельности и передавать эмоции и чувства персонажа сказки.

Развивать умение сочинять загадки об известных сказочных героях.

Развивать творческие способности детей и эстетическое восприятие.

 

4 неделя ноября

2017 г

Беседа «Сказки народов мира»

Чтение художественной литературы: ненецкая сказка «Кукушечка», чукотская сказка «Ленивая птичка», индийская сказка «Соловей и хлопковый куст», мексиканская сказка «Вежливый кролик», таджикская сказка «Листок и комочек», чукотская сказка «Как волк с горы катался», лаосская сказка «Чудодейственное снадобье», ненецкая сказка «Айога».

Составление творческих рассказов «Сочини конец сказки»

Дидактическая игра «Волшебные предметы».

Рисование «Что за прелесть эти сказки»

Художественный труд: изготовление с детьми из природного материала птицу по мотивам чукотской сказки «Ленивая птичка».

Познакомить детей со сказками разных народов, учить видеть общие черты с русскими народными сказками.

Сформировать представление детей о том, что сказка отражает все стороны жизни человека и через сказки можно познавать культуру разных народов мира.

Учить понимать и передавать смысл сказочных произведений, воспроизводить прочитанный текст.

Развивать творческое мышление, рассказать из чего состоит сказка, и учить составлять собственные сказки.

1 неделя декабря 2017 г

Беседа «Море в поэзии А.С. Пушкина»

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина.

Консультация для родителей «Значение художественной литературы в речевом и социальном развитии детей».

Дидактическая игра «Подбери схему», «Вспомни сказку»

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Составление творческих рассказов «Сочини сказку про…»

Игра-драматизация «В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря»

Рисование «Царство золотой рыбки»

Аппликация «Месяц, месяц мой дружок»

Речевые подвижные игры:

«Подводное царство» эвримическая композиция (музыка К. Сен-Санса),

Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о жизни людей; обогащать словарный запас, развивать связную речь.

способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

2 неделя декабря 2017 г

Беседа «Добро побеждает зло»

Сюжетно-ролевая игра «Мы - богатыри»

Памятка для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»

Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Двенадцать  месяцев»; К.И.Чуковский «Бибигон», «Бармалей», братья Гримм «Маленькие человечки», «Бременские музыканты», «Беляночка и розочка», «Горшок каши», «Госпожа Метелица», «Храбрый портной».

Дидактическая игра «Найди предметы из сказок Пушкина»

Игра-драматизация «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».

Трудовое поручение: «Работа в книжном уголке».

(реставрация книг).

Стихи, загадки, пословицы о сказочных героях.

Рисование «Обложка для книги сказок», рисование иллюстраций к любимым сказкам

 Коллаж «Герои сказок А.С. Пушкина»

Расширение представлений детей о сказках через стихи, загадки, пословицы.

Учить детей выбирать  книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками).  Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.

Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Развивать артистические способности;

3 неделя декабря 2017 г

Организация выставки книг с привлечением родителей «Наши любимые сказки».

Оформление всего собранного материала в одно единое целое, развитие   положительных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками

4 неделя декабря 2017 г

Мультимедийная презентация проекта

Представить результаты работы на педагогическом совете, родительском собрании.

Выводы.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

        Таким образом, совместная деятельность воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения способствует приобщению детей к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширению кругозора о сказках, их авторах, персонажах, сформировать запас литературных впечатлений, научить сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. –М.: Изд. Литера, 2012.
  2. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва. 2012.
  3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
  4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
  5.  Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Что за прелесть эти сказки»

Работа  с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду. Достойное воспитание и развитие детей дошкольного возраста невозм...

"Что за прелесть эти сказки" - пушкинская викторина

Это викторина знакомит детей с творчеством А.С.Пушкина, расширяет их кругозор....

Викторина для воспитателй "Что за прелесть эти сказки!"

Презентация состоит из вопросов и ответов по теме русская народноая сказка в детском саду.Презентация используется в процессе проведения семинара для воспитателей....

Конспект развлечения "Что за прелесть эти сказки"

Конспект развлечения "Что за прелесть эти сказки!" подготовлен по мотивам русских народных сказок и направлен на закрепление знаний  детей о русском народном творчестве,  на формирование уме...

Что за прелесть эти сказки

Занятие с детьми среднего возраста....

"Что за прелесть, эти сказки!" - по призведениям Александра Сергеевича Пушкина.

Зал оформлен декорациями сказок А.С. Пушкина. За ширмой около дуба на золотой цепочке сидит Кот, с ученым видом читает книгу "Сказки Пушкина". В зале оформлена выставка по произведениям А.С.Пушк...