Главные вкладки

    «Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»
    статья на тему

    Галина Ивановна Кузьмина

    Использование фольклора как средства успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

    Использование фольклора как средства  успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе.

    Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя.  Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившихся традиции, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.

    В начале работы воспитателю следует проанализировать уровень  сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников по следующим критериям:

    •  Умеет одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
    •  Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
    •  Пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком).
    •  Умеет принимать жидкую и твердую пищу.

    Анализ  первичных диагностических данных поможет спроектировать педагогическую деятельность и направить ее на формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста посредством использования фольклора.

    Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого.

     В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию. Родители не учитывают, что для детей гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Самообслуживание способно резко поднять детскую самооценку. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.            

     Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях ДОУ  и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

      Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом и помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

    Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей.  Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела ребёнка, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. К педагогу, владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.

    Потешки могут сопровождать процесс умывания, засыпания, приёма пищи… Из них уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.

    Рассказывая потешки, используя наглядность, воспитатель опирается на опыт и знания малышей, используя  часто подражание как движущую  силу в развитии ребенка!

      Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.

    Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного  возраста будет осуществляться эффективнее, если:

    - учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного  возраста;

    - использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор).

    Фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека.

    Использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям со взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

    Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков с использованием   фольклора и включает в себя:

    - единые  требования;

    - создание развивающей предметно-пространственной  среды группы;

    - работа с семьями воспитанников.

    - подбор фольклорного материала в соответствии с возрастом детей;

    - использование иллюстраций из фольклорных произведений;

    Фольклорные произведения используются на протяжении всего дня,  включаются их в различные режимные моменты.

      Воспитатель приветливо встречает ребёнка, тепло улыбается, здоровается с ним и приглашает пройти в группу, используя фольклор:

    Доброе утро, зайка мой.

    Доброе утро, Тимошенька дорогой.

    Я Тимошеньку люблю,

    Ему песенку спою.

    В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент воспитатель использует потешки, песенки.

    -при умывании детей:

    Водичка, водичка,

    Умой Насте (Кате) личико,

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    -при намыливании рук:

    Ай, лады, лады, Не боимся мы воды Чисто умываемся,

    Маме улыбаемся.

    В руки мыло мы возьмем

    И водичкою польем.

    Моем руки чисто, чисто.

                       Чисто умываемся,

                       Маме улыбаемся.

    В руки мыло мы возьмем

    И водичкою польем.

    Моем руки чисто, чисто.

    А потом лицо умыли,

    Носик тоже мы промыли.

    Полотенцем вытирались,

    На себя мы любовались

    .

    Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления: 

    Каша из гречки

    Варилась на печке,

    Варилась  и прела,

    Чтобы Катя ела.

    Или:

    Умница, Катенька,

    Ешь кашу сладеньку,

    Вкусную, пушистую,

    Мягкую, душистую

    .

    Или:

    Варись, варись кашка

    В голубенькой чашке,

    Варись поскорее,

    Булькай веселее.

    Варись кашка сладка,

    Из густого молока,

    Из густого молока

    Да из мелкой крупки

    У того, кто кашу съест

    Вырастут все зубки!

    При одевании детей на прогулку:

    Мы наденем Мишке,

    Теплые штанишки,

    Мы наденем Мишке

    Валенки-малышки.

    Или:

    Вот они, сапожки:

    Этот – с левой ножки,

    Этот – с правой ножки.

    Наденем сапожки:

    Этот – с левой ножки,

    Этот – с правой ножки.

     При пробуждении:  

    Вот проснулся петушок,

    Встала курочка.

    Просыпайся наш дружок,

    Встань, наш Митенька, дружок.

    Или:

    Травка – муравка со сна поднялась,

    Птица – синица за зерно взялась.

    Детки, просыпайтесь,

    С кроваток поднимайтесь


    Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.

    Вся работа с фольклором включает несколько этапов.

    1 этап – Предварительная работа - знакомство  с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза)

    - рассматривание картинок, игрушек, животных,

    - обследование предмета,

    - игры с ними,

    - наблюдения (за дождиком, кошечкой…),

    - дидактические игры («Кто что ест?»),

    - пропевание песенок «Колобок».

    На этом этапе необходимо вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

    2 этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка)

    - рассказывание и чтение сказки, потешки,

    - повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций,

    - беседа по содержанию,

    - выборочное чтение отрывков, песенок,

    - обыгрывание (с куклой  «Водичка, водичка…»),

    Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.

    3   этап - Повторение потешек, сказок. Это помогает закрепить и расширить знания детей, закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

    -рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа,        настольного театра, театра картинок, ноутбука,

    - рассматривание иллюстраций,

    - чтение без показа иллюстраций,

    - приём договаривания стихотворных слов и фраз  (катится колобок, а навстречу ему…),

    - проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек),

    - проигрывание диалогов героев.

    4 этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности, что  помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.

     - использование в режимных процессах,

     - элементы и игры драматизации

     - чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3,

     - использование героев сказок на других занятиях.

    1. В. П. . Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор».
    2.  В.В. Гербова,  А.И.Максаков «Занятие по развитию речи в младшей группе детского сада».
    3. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова «Ребёнок и книга».
    4. С.Л.Новоселова «Дидактические игры и  занятия с детьми раннего возраста».
    5. «Художественное творчество в детском саду» Под редакцией Н. А. Ветлугиной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

    Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они п...

    "Малые формы фольклора, как средство развития культурно - гигиенических навыков у детей в первой младшей группе".

    «Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей в первой  младшей группе».   Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культу...

    Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно- гигиенических навыков".

    Предназначен для родителей, воспитателей групп раннего возраста. Материал  содержит  иллюстрированную консультацию об использовании фольклорного материала в  воспитании ребенка ран...

    Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы"

    Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии б...

    КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»

    КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания» Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей...

    «Малые формы фольклора ,как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

    Создание социальной ситуации развития в процессе организации условий для привития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их ...