Главные вкладки

    Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Дубенцева Марина Александровна

     

    Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого.

     В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.           

     Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые - пример во всем для ребенка. Они сами всегда выполняют определенные правила и этим самым воспитывают в ребенке необходимые культурно-гигиенические навыки. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt.doc216 КБ

    Предварительный просмотр:

    Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

    Автор опыта:

    Дубенцева Марина Александровна

    воспитатель муниципального

     бюджетного дошкольного

    образовательного учреждения

    «Детский  сад «Березка» с.Засосна

    общеразвивающего вида»

    Красногвардейского района

    Белгородской области

    2012год

    Содержание

    1. Информация об опыте……………………………..стр.3
    2. Технология опыта………………………………….стр.
    3. Результативность опыта…………………………....стр.
    4. Библиографический список………………………..стр.
    5. Приложение к опыту……………………………….стр.

    1. Информация об опыте

    1.1.  Условия возникновения и становления опыта

     В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и  сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

    Инновационная  политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации  и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного процесса. Педагоги дошкольных учреждений ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные составляющие гуманистического подхода. Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности детей и взрослых.

    Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное пребывание в детском саду и в семье.

    В моем опыте предпринята попытка использовать фольклор как средство  успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста как одного из важнейших навыков на данном жизненном этапе ребенка.

    Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя.  Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившихся традиции, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.

    Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по уровню сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

    Уровни сформированности первичных культурно-гигиенических навыков малышей составили:

    Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно- -0%;

     Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления-60%;

     Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы -40%.

    Анализ  первичных диагностических данных помог спроектировать мою педагогическую деятельность и направить ее на формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста посредством использования фольклора.

    Я пришла к выводу, что культурно – гигиенические  навыки детей младшего дошкольного возраста формируются быстрее и  эффективнее и становятся прочными  при соблюдении определенной системности.

    1.2. Актуальность опыта.

    Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого.

     В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.            

     Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые - пример во всем для ребенка. Они сами всегда выполняют определенные правила и этим самым воспитывают в ребенке необходимые культурно-гигиенические навыки. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

      Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного  возраста. Поэтому целью моего опыта являлось изучение процесса формирования культурно-гигиенических навыков.

    Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

    Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он – источник любой литературы и искусства в целом.

    Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.

    Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.

    Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняю значение новых слов, опираюсь на опыт и знания малышей.  Постоянно работаю над совершенствованием  своей речи, используя  часто подражание, так как это  движущая сила в развитии ребенка!

      Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.

    В ходе моей деятельности, я пришла к выводу, что формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного  возраста будет осуществляться эффективнее, если:

    - учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного  возраста;

    - использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор).

    Тема опыта актуальна для детей младшего дошкольного возраста, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

    1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

     Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для развития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников, их творческой самореализации в неразрывном единстве речи, игры, разнообразных движений, пении.

    Я думаю, что фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека.

    Таким образом, использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям со взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

    1.4. Длительность работы над опытом

    Работа по теме опыта велась в течение двух лет.

    Первый этап – начальный – сентябрь - октябрь 2010года.

    Второй этап – основной - 2010-2011 год.

    Третий этап – заключительный – 2012 год.

    Начальный этап предполагает обнаружение и формулировку проблемы, диагностику по уровню сформированности культурно-гигиенических навыков дошкольников. Мною были проанализированы программы обучения и воспитания дошкольников, материально-техническая база и состояние предметно-развивающей среды группы, а так же изучался передовой педагогический опыт по данной теме и подбирались современные методы и технологии по воспитанию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников с использованием   фольклора. В итоге были четко определены цели и задачи моей дальнейшей деятельности.

    На основном этапе самым трудоемким по содержанию - был этап осуществления намеченных планов.

    Диагностика по уровню сформированности культурно-гигиенических навыков дошкольников на заключительном этапе доказала успешность выбранной темы для решения обозначенной проблемы.

    1.5. Диапазон опыта

    Диапазон опыта представлен системой работы с детьми младшего дошкольного возраста по воспитанию культурно-гигиенических навыков с использованием   фольклора и включает в себя:

    - единая среда воспитательно-образовательного процесса;

    - привитие культурно-гигиенических навыков согласно используемых программ и технологий;

    - создание предметно-развивающей среды группы;

    - работу с семьями воспитанников.

    1.6. Теоретическая база опыта

       Теоретической базой опыта стали   идеи ведущих отечественных психологов и педагогов, занимавшихся проблемой воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников и компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора на успешное воспитание  детей раннего возраста.

    Великий педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделял большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Книга о воспитании детей «Материнская школа», написанная Я.А. Коменским, является первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию.

    Я.А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.» Овладение этими культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить с использование фольклора.

    Вопросами гигиены детей интересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919г была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов). Выполнение этой задачи потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этим выделения в гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад в дошкольную гигиену внесли видные отечественные педиатры: Н.М. Щелованов, Е.А. Аркин и другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания правильно с гигиенической точки зрения организовывать работу с детьми.

    По-мнению педагога З.А. Гриценко, изучавшего влияние фольклора на развитие ребенка, народные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации. Практика показывает, что каждому малышу хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает воспитателя и малыша в период обучения культурно-гигиеническим навыкам  и делает его более благоприятным.

            Ценность фольклорных произведений заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

    1. Новизна опыта:

    Данный опыт является  синтезом уже существующих подходов к воспитанию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников посредством  фольклора и  материалом из личного опыта работы.

    В ходе  моей деятельности по данному вопросу были разработаны:

    1. Перспективный план воспитательно – образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием фольклора (Приложение №);
    2. Конспекты  игр по воспитанию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников (Приложение №);
    3. Комплексы упражнений утренней  эмоционально – стимулирующей гимнастики с использованием фольклора (Приложение №);
    4. Конспекты игр в свободной деятельности с использованием фольклора (Приложение №).

    1. Технология опыта.

       Цель опыта: создание своеобразных условий для привития культурно-гигиенических навыков и привычек младших дошкольников  через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их индивидуальных способностей, интересов и потребностей.

    Задачи:

    1. Изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в программах ДОУ;
    2. Сформировать  культурно-гигиенические навыки, используя малые формы фольклора;
    3. Создать условия для эффективного осуществления намеченных мероприятий;
    4. Использовать традиционные и нестандартные подходы к привитию детям культурно-гигиенических навыков;
    5. Пропагандировать и формировать использование фольклора в повседневной деятельности дошкольников среди воспитанников и ихродителей;

    На начальном этапе моей работы был подобран:

    1. Фольклорный материал в соответствии возраста детей;
    2. Подготовлена и проведена консультация для родителей «Пестовать – значит нянчить»
    3. Изготовлена папка – передвижка «Песенки – пестушки в жизни детей»;
    4. Оформлен стенд для родителей  
    5. Использование иллюстраций из фольклорных произведений;
    6. Провела родительское собрание «Помогает ли вам  фольклор воспитывать малыша?» (Приложение №).

    Фольклорные произведения использую на протяжении всего дня,  включаю их в различные режимные моменты.

      Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, стараюсь приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, посадить его к себе на корточки,  здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор:

      Доброе утро, зайка мой.

      Доброе утро, Тимошенька дорогой.

      Я Тимошеньку люблю,

      Ему песенку спою.

    Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.

    В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу:

    Водичка, водичка,

    Умой Насте (Кате) личико,

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    Когда дети мылят руки, сопровождаю их действия потешками:

    Ай, лады, лады,

    Не боимся мы воды.

    Чисто умываемся,

    Маме улыбаемся.

    Или:

    В руки мыло мы возьмем

    И водичкою польем.

    Моем руки чисто, чисто.

    А потом лицо умыли,

    Носик тоже мы промыли.

    Полотенцем вытирались,

    На себя мы любовались.

    Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

     Каша из гречки

     Варилась на печке,

    Варилась  и прела,

    Чтобы Катя ела.

    Или:

    Умница, Катенька,

    Ешь кашу сладеньку,

    Вкусную, пушистую,

    Мягкую, душистую.

    Или:

    Варись, варись кашка

    В голубенькой чашке,

    Варись поскорее,

    Булькай веселее.

    Варись кашка сладка,

    Из густого молока,

    Из густого молока

    Да из мелкой крупки

    У того, кто кашу съест

    Вырастут все зубки!

    При одевании детей на прогулку проговариваем:

      Мы наденем Мишке,

      Теплые штанишки,

      Мы наденем Мишке

      Валенки -малышки.

    Или:

    Вот они, сапожки:

    Этот – с левой ножки,

    Этот – с правой ножки.

    Наденем сапожки:

    Этот – с левой ножки,

    Этот – с правой ножки.

     Процесс пробуждения детей мы сопровождаем чтением  потешек, пестушек:

     Вот проснулся петушок,

    Встала курочка.

    Просыпайся наш дружок,

    Встань, наш Митенька, дружок.

    Или:

    Травка – муравка со сна поднялась,

    Птица – синица за зерно взялась.

    Детки, просыпайтесь,

    С кроваток поднимайтесь.

     При пробуждении всей группы детей использовали  игровой приём с куклой.

    Мы простынку поправляем,

    Мы кроватку заправляем.

    Вот так, вот так.

    Одеяло мы поправим,

    И постельку мы заправим.

    Вот так, вот так.

    Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.

    Из практики моей работы по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора, я пришла к выводу, что  возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.

    Вся работа с фольклором включает несколько этапов.

    этап – Предварительная работа - знакомство  с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза)

    - рассматривание картинок, игрушек, животных,

    - обследование предмета,

    -игры с ними,

    - наблюдения (за дождиком, кошечкой…),

    - дидактические игры («Кто что ест?»),

    - пропевание песенок «Колобок».

    На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

    этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка)

    - рассказывание и чтение сказки, потешки,

    - повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций,

    -беседа по содержанию ,

    -выборочное чтение отрывков, песенок,

    - обыгрывание (с куклой  «Водичка, водичка…»),

    Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.

        3   этап - Повторение потешек, сказок,- повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Это помогает закрепить и расширить знания детей

    - рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок,

     - рассматривание иллюстраций,

    - чтение без показа иллюстраций,

    -прием договаривания стихотворных слов и фраз  (катится колобок, а навстречу ему…),

    - проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек),

    - проигрывание диалогов героев.

    Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

    этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности

       - использование в режимных процессах,

              - элементы и игры драматизации,

              - Дидактические игры «Узнай потешку» (показ иллюстрации, а ребенок читает потешку),

              - чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3,

             - использование героев сказок на других занятиях.

    Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.

       Как говорилось выше, потешка, присказка, песенка и другие малые фольклорные формы весьма динамичны: каждая строчка несет определенное смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картину. И если кто-то из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания в целом. В этом заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах младшего дошкольного возраста должна предусматривать обратную связь с детьми и повторяемость занятий.

       Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь практически: система занятий должна отражать несколько этапов, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения.

       Неоднократное повторение какого-либо отрывка или всего произведения обеспечивает поэтапность обучения. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей.

    Опыт работы показал, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, сто они не слышат взрослого. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем Сороки-воровки, яркого петушка, колобка, красивой куклы.

       Учеными доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом предъявлении игрушки, не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках (в третий, четвертый раз). Вот почему необходимо соблюдать принципы повторяемости (цикличности). Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей 2,3 года жизни, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования.

       Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Принцип вариативности (повторение в несколько измененном варианте) поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свертывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.

     Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.

       Благодаря этой систематичной, планомерной работе наши дети научились самостоятельно выполнять навыки самообслуживания. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. Могут слушать знакомые произведения без показа иллюстраций, помогают воспитателю подговаривать сказки и потешки при пересказе. А также активно рассказывают об изображениях на картинках игрушках, о событиях из своей жизни.

    Применяя в своей работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием фольклора, мы заметили,  что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения. Так, мы стали рассказывать потешки, пестушки.

      Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс привития культурно-гигиенических навыков ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.

    Активизирована работа с родителями по вопросам сформированности культкурно-гигиенических навыков, ознакомления с фольклором тоже подтверждается положительными показателями. Увеличился процент информированности родителей о использовании фольклора в воспитании культурно-гигиенических навыков младших дошкольников. Мне была необходима тесная связь с родителями. Работа была бы не плодотворной, если бы не их помощь. Родители помогают в организации праздников, утренников, сами участвовали в них. Чтобы держать родителей в курсе событий я в папку - передвижку вложила статью «Использование фольклора в работе с детьми в младшего дошкольного возраста» и консультации «Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности», «Народные игры в семье», «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим». (Приложение№ ) На родительском собрании выступила с докладом «Сядем рядком, поговорим ладком» и рассказала об играх «для потехи» наших бабушек и дедушек. Родители доброжелательно отнеслись на предложение приобрести для группы магнитофон и кассеты с колыбельными – песенками потешками., сказками. С помощью родителей собрали небольшую фольклорную библиотеку для чтения детям.

     Из опыта работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Ребята проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.

     Используя малые формы фольклора в работе с дошкольниками в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. В играх самостоятельно используют малые формы фольклора. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.  

    3 . Результативность.

    В результате проделанной работы мною были достигнуты поставленные цели и задачи. Проводимая целенаправленная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников посредством  фольклора дала положительный результат.

    Диагностика по уровню сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников  на заключительном этапе дала положительную тенденцию..

    Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

    Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно -60%;

     Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления-40%;

     Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы -0%.(Приложение №).

    Анализ диагностических данных на заключительном этапе позволил сделать вывод о положительных результатах по  формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

    Разработанные мною занятия по воспитание культурно-гигиенических навыков младших дошкольников посредством  фольклора доступны детям и являются эффективными средствами обучения культурно-гигиеническим навыкам.

    Успешным фактором в ходе работы над опытом стало вовлечение педагогического коллектива в процесс воспитания культурно-гигиенических навыков младших дошкольников посредством  фольклора. Для педагогов были созданы консультации. (Приложение №):  

    Опыт может представлять интерес для воспитателей младшего дошкольного возраста  детских дошкольных учреждений, независимо от реализуемой программы.

    Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

       Исходя из полученных результатов, можно утверждать об эффективности использования фольклорных произведений в воспитании культурно – гигиенических навыков младших дошкольников в  детскому саду.

    Выводы

    Результаты опыта свидетельствуют о том, что были созданы необходимые условия для воспитании культурно – гигиенических навыков младших дошкольников в  детскому саду.

    Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, я стараюсь поддерживать интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки. Конечно, работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая. 

    Я, думаю, что работа по формированию культурно-гигиенических навыков посредством фольклора, которую я проводила в своей группе, дала много хорошего.

    Во - первых, формируя культурно-гигиенических навыки, решала познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей.

    Во - вторых, эта работа позволила приблизить детей к культуре  русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение.

    В - третьих, работа с фольклором способствовала развитию у детей любви к родному краю и умению видеть и понимать окружающий мир.

    В - четвертых, потешки, пословицы и поговорки, игры, которые вызывали доброжелательный смех детей, действовали на ребенка сильнее, чем замечания и наказания, способствовали установлению эмоционального контакта между детьми.

    Данный опыт является завершением работы на этом возрастном этапе. Тема мне очень близка и интересна, потенциал группы высок, дает основание говорить о том, что в будущем эту работу необходимо продолжить.

    4. Библиографический список:

    1. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия» 2000г.
    2. В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»- Москва 2007 г.
    3.  В. П. Аникин «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. « - Москва - 1988 г.
    4.  Д. С. Виноградов «Русский детский фольклор» - Иркутск - 1930
    5. Григорьева Г.Г. «Кроха»  
    6. В.В. Гербова,  А.И.Максаков «Занятие по развитию речи в младшей группе детского сада».
    7. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова «Ребенок и книга», М. «Просвещение» 1992г.
    8. Е. Дмитриева «Как читать детям народные сказки»  «Д\В» – 1984 № 6
    9. Журнал «Дошкольное воспитание» .№2.№2: .№29-1991 г; .№24¬1991 r.;.№2 12-1998 r;.№2 10,12-1990 г.
    10. С.Л.Новоселова «Дидактические игры и  занятия с детьми раннего возраста».
    11. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми»  «Д\В» – 1984 № 4
    12. Л. Павлова «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста» , «Д\В» – 1987 № 11
    13. Л. Павлова «Фольклор для маленьких»  «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
    14. Е.И. Радина «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».    
    15. Составители: Т. И. Бахметьева, Г. п. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 2000 г.
    16.  Составитель М. Ю. Новицкая «Детская народная поэзия» Москва «АРТИ» 1999 г.
    17.  Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
    18.  Составитель Л. Н. Елисеева «Запел петушок», «Русские народные песенки, потешки, сказки». 1978 г
    19. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.
    20. Г. П. Федорова «На златом крыльце сидели ... » Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПБ «Детство-Пресс» 2000 г.
    21. «Художественное творчество в детском саду» Под редакцией Н. А. Ветлугиной, М. «Просвещение» 1974г.
    22. Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Д\В» – 1990 № 10

    Содержание приложений:

    1. Приложение № 1
    2. Приложение № 1
    3. Приложение № 1
    4. Приложение № 1
    5. Приложение № 1
    6. Приложение № 1
    7. Приложение № 1
    8. Приложение № 1
    9. Приложение № 1
    10. Приложение № 1
    11. Приложение № 1
    12. Приложение № 1
    13. Приложение № 1
    14. Приложение № 1
    15. Приложение № 1
    16. Приложение № 1
    17. Приложение № 1

    Приложение №

    ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ

    МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Дидактические задачи

    Дидактические игры и дидактические упражнения, режимные моменты

    Учить пить из чашки

    Д/у «Попьем водичку из чашки»

    Учить держать ложку, набирать пищу, доносить до рта, есть аккуратно

    Обучение навыкам во время кормления

    Учить правильно умываться, мыть и вытирать руки, лицо после умывания

    Использовать потешки «Чисто умываемся», «Водичка». В течение дня упражнять в правильных действиях во время умывания

    Учить проситься на горшок

    Индивидуальная работа с каждым ребенком

    Учить держать ложку самостоятельно

    Д\и «Накормим куклу»

    Учить есть самостоятельно полужидкую и жидкую кашу

    Кормление в режимных моментах

    Учить самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем

    Д\у «Водичка, водичка»

    Учить самостоятельно, аккуратно есть любую пищу с хлебом

    Кормление в течение дня в режимных моментах. Д\у «Дети обедают»

    Учить самостоятельно снимать шапку, обувь

    Во время раздевания после прогулки Д\и «Научим Катю раздеваться»

    Учить частично одеваться (натягивать колготки, надевать туфельки и другую одежду)

    Во время сбора на прогулку Д\и «На прогулку»

    Учить знать место игрушек, одежды и других вещей

    В течение дня, в режимных моментах, во время раздевания перед сном.

    Д\и «Найди свое место». «Куда что положить»

    Приложение №

    Дидактическая игра «Куклу на прогулку»

       Программное содержание: Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде.

       Материал: кукла, коробка с одеждой.

    Ход игры

       Перед детьми сидит кукла Катя. На столе красивая коробка с вещами.

       Воспитатель говорит и показывает:

    -В коробке Катина одежда.

       Достает пальто и говорит:

    -Это пальто.

       Дети повторяют за воспитателем. Воспитатель называет цвет пальто (дети повторяют).

       Воспитатель достает шапочку:

    -На, Катя, шапочку. Ее надевают на голову.

       Дети поочередно достают из коробки колготки, кофточку. Воспитатель начинает одевать Катю на прогулку.

       Воспитатель:

    -Сначала наденем кофточку.

       Вместе с детьми воспитатель последовательно одевает колготки, кофту, шапку, пальто.

       Куклу выносят в раздевалку. Она смотрит как дети начинают одеваться на прогулку. Некоторым детям воспитатель (кукла) напоминают последовательность одевания, поощряют самостоятельные действия детей.

       Кукла с детьми идет гулять.

    Приложение №

    Конспект занятия

    Чтение потешки «Водичка, водичка»

       Программное содержание: Учить слушать потешку и подговаривать слова. Вызвать радость от  слушания и радость от действий с водой и куклой. Развивать умение самостоятельно умываться. Воспитывать навык опрятности.

       Материал: Кукла, тазик, полотенце.

    Ход занятия

       На игрушечной кроватке спит кукла катя.

       Воспитатель:

    -Кукла Катя пора  вставать.

       Дети помогают будить куклу.

       Воспитатель:

    -Давайте дети попросим водичку помочь нам  умыть и развеселить Катю.

        Дети просят:

    -Водичка, помоги Нам!

    Воспитатель подносит куклу к тазику, льет водичку.

        Воспитатель:

    -с-с-с - полилась вода.

        Воспитатель умывает куклу и медленно читает потешку «Водичка». Некоторые дети подговаривают слова. Воспитатель поощряет детей, одобряет их желание прочесть потешку вместе с ним.

        После умывания дети помогают вытереть куклу. Воспитатель обращает их внимание на то, как у куклы заблестели глазки, зарумянились щечки. Дети показывают, где у Кати глазки, щечки, ротик, хором повторяют за воспитателем слова потешки – блестели, горели, смеялся.

        Воспитатель читает потешку еще раз и приглашает 1-2-х детей тоже умыться – Водичка, умой (Саше, Даше)  личико – просит воспитатель. Дети подставляют руки под воду, умываются. Затем вытирают лицо своими полотенцами.

       Воспитатель одевает куклу после умывания и предлагает детям с ней поиграть.

     

    Приложение №

    Дидактическое упражнение «Причешем куклу»

       Программное содержание: Учить отображать часто производимые взрослыми действия (причесывание). Развивать навыки самообслуживания. Воспитывать опрятность. Использовать потешку для расширения словаря.

       Материал: кукла, петушок, расческа.

    Ход игры

       На столе у воспитателя сидит кукла в красивом платье, петушок и лежит расческа.

    -Дети, к нам в гости пришла кукла Катя. Она сама не может причесаться. Давайте ей поможем.

      Чтобы причесать куклу нам нужен гребешок (расческа). Давайте попросим его у Петушка.

      Воспитатель читает потешку:

                                                  Петушок, петушок,

    Подари свой гребешок.

    Ну пожалуйста, прошу-

                                                  Я кудряшки причешу.

      Петушок дарит детям расческу. Дети поочередно подходят и пытаются причесать куклу. Воспитатель помогает.

      Педагог читает потешку еще раз и предлагает причесать кого-нибудь из детей.

      Воспитатель показывает детям красивую причесанную куклу. Дети показывают Петушку как они причесались сами его гребешком и причесали куклу.

      Воспитатель, кукла и дети благодарят Петушка и просят его остаться поиграть.

    Приложение №

    Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания

    (рекомендации для родителей)

        Учитывая, что навыки у детей только формируются, старайтесь облегчить ребенку выполнение действий и предупредить нежелательные формы поведения.

        Хвалите малыша за все. Пусть он будет уверен в том, что он «самый-самый». Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей.

        Не бойтесь перехвалить своего ребенка. Если похвала оправдана, она пойдет только на пользу.

        Не забывайте о возможностях ребенка. Важно - любой, даже маленький труд должен приносить малышу удовлетворение.

        Прививайте детям навыки самообслуживания с учетом возрастных особенностей.

       

        Помните:

    -все навыки формируются постепенно;

    -лучший пример для подражания - взрослый;

    - у малыша есть свои вкусы и привычки;

    - в игре обучение проходит легче.

        Избегайте:

    - необоснованного поторапливания и одергивание детей;

    - публичного осуждения малыша за неумения;

    - излишнего заигрывания и развлечения во время еды, умывания и т.д.;

    -затягивания по времени процесса еды, одевания и т.п.

     

    Приложение №

    Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию

    (консультация для воспитателей)

    I.    О сущности бережного отношения к вещам.

       Воспитание  бережного отношения к личным и общественным вещам является составной частью формирования у детей индивидуальной и групповой ответственности за личное и общественное достояние.

       Я.А. Коменский в своем учении о нравственности писал о том, что воспитание «бережного обращения с куклами и игрушками надо ставить в ряду первых задач».

     II.  Некоторые данные об отношении детей к собственности:

       Воспитание бережного отношения:

         - к личным вещам сочетаются

        - к общественному достоянию

       Искусство воспитания в том, чтобы гармонически сочетать эти 2 задачи. По отношению детей к личным вещам и общественному достоянию можно разделить детей на несколько групп:

      1.Бережно относятся к своему и общественному достоянию.

      2.Оберегание своих вещей и полное равнодушие к состоянию

          общественных.

      3.Не берегут своих вещей. Неаккуратны.

      4.Небрежны к своим вещам, но в детском саду аккуратны, бережливы.  

    Главные причины: в семье и в недостатках общественного воспитания.

    Формировать качество бережливости можно только с семьей. Эта проблема имеет ряд аспектов:

      1.социологический

      2.психологический

      3.педагогический

    Причины, порождающие небрежность:

      1.Игрушек вносится сразу очень много.

      2.Старые игрушки не демонстрируются, у детей нет привязанности к ним.

      3.С детьми не беседуют о правилах пользования игрушкой.

      4.У детей не воспитывается ответственность за сохранность игрушек, кукол,

         Книг.

       Воспитание бережливости к игрушкам, личным вещам и общественному достоянию совершается в единстве с данным формированием ряда  качеств:

      1.Аккуратности, привычке «каждой вещи – свое место»

      2.Трудолюбие

      3.Осознанию того, что люди много трудятся, чтобы создать вещи.

    III.  Воспитание аккуратного и бережного отношения к личным вещам.

       Систематический контроль со стороны воспитателя повышает качество заботы в этом плане.

       Специальные беседы о бережном отношении к своему костюму, платью.

       Неудачи в формировании бережливости  у части детей связаны с излишней опекой детей бабушками и родителями.

    IV.  Воспитание интереса и бережного отношения к книгам.

        Воспитание бережного отношения к книгам является одной из сторон организованного поведения. Книги с раннего возраста должны интересовать ребенка, и его надо рано приучать беречь их.

        К главным путям и средствам бережного отношения к книге относятся возбуждение интереса к содержанию книги и приучение детей рассматривать иллюстрации.

    V.   Воспитание устойчивого интереса и бережного отношения к куклам.

         Через куклу вырабатываются следующие качества: бережное отношение к личностным вещам и радость познания удовлетворения.

         Условием, способствующим формированию бережливости, является так же установление ответственности за те вещи, которые даны детям, систематический контроль за их сохранность. Необходимым условием при этом является единое влияние семьи и детского сада.

     

    Приложение №

    Потешки

       Водичка                                           Зайчики пушистые

    Водичка, водичка,                                                 Ушки мыли?

    Умой мое личико,                                                 Лапки мыли?

    Чтобы глазки блестели,                                        Хвостик мыли?

    Чтобы щечки горели,                                            Все помыли-

    Чтоб смеялся роток                                               И теперь мы чистые

    И кусался зубок                                                     Зайчики пушистые.

      Чисто умываемся                                 Петушок                                  

    Ой, лады-лады-лады,                                             Петушок, петушок,

    Не боимся мы воды,                                              Подари свой гребешок.

    Чисто умываемся,                                                  Ну пожалуйста, прошу-  

    Маме улыбаемся                                                    Я кудряшки причешу.

       Зайка

    Зайка серый умывается.

    Зайка в гости собирается.

    Вымыл носик, вымыл хвостик.

    Вымыл уши, вытер суше.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Малые формы фольклора, как средство развития культурно - гигиенических навыков у детей в первой младшей группе".

    «Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей в первой  младшей группе».   Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культу...

    Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно- гигиенических навыков".

    Предназначен для родителей, воспитателей групп раннего возраста. Материал  содержит  иллюстрированную консультацию об использовании фольклорного материала в  воспитании ребенка ран...

    Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы"

    Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии б...

    «Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

    Использование фольклора как средства успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе....

    КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»

    КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания» Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей...

    «Малые формы фольклора ,как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

    Создание социальной ситуации развития в процессе организации условий для привития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их ...