"Малые формы фольклора, как средство развития культурно - гигиенических навыков у детей в первой младшей группе".
статья (младшая группа) по теме

«Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей в первой  младшей группе».

 

  Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии будут составлять основу сложнейших форм поведения. Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит взрослому. Он должен обеспечить оптимальные условия для развития малыша. Чтобы облегчить ребенку освоение культурно – гигиенических навыков, необходимо сделать этот процесс интересным и увлекательным. В этом помогут малые формы фольклора – потешки, прибаутки, колыбельные, попевки. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомиться с обычаями - словом впитывает духовное наследие народа, без чего формирование личности просто невозможно.

  Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании детей. Детский фольклор – это понятие в полной мере относится к той части произведений, которые созданы взрослыми для детей, а также сюда входят произведения, сочиненные самими детьми. Многие детские песни и игры являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. Пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные песни содержат в себе простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Народный фольклор вызывает у ребенка яркий, эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывают песенки, потешки, прибаутки.

  При помощи малых форм фольклора можно решать следующие задачи:

·        Создать и поддержать у ребенка положительное эмоциональное отношение, интерес к бытовым процессам.

·        Подчеркивать их эстетику и красоту.

·        Знакомить с окружающим миром, со свойствами предметов.

·        Формировать у ребенка представления о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно – гигиенических навыков.

·        Побуждать ребенка к активности и самостоятельности.

 Поддержание положительного, эмоционального отношения к режимным процессам, интереса к ним – это задача первоначально протекает как совместная деятельность ребенка и взрослого, чем младше ребенок, тем значительнее роль взрослого в ходе бытового процесса. Потешки, прибаутки, помогают установить тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения, через ласковые обращения, которые в них содержатся:

«Водичка, водичка,

Умой Маше личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

Чтение в начале следует приурочить к процессу умывания самого ребенка, а затем повторить с показом умывания куклы, а по прочтении спросить: «Где у куклы глазки? А у тебя где глазки?». И здесь опять неоценимую помощь окажут потешки, присказки, прибаутки, в которых обращается внимание ребенка к самому себе:

«Глазки, глазки, вы что делали?

- Смотрели!

А вы ушки, что делали?

- Слушали!

А вы ножки, ножки, что делали?

- Ходили».

Полезны потешки с помощью которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

- Сашенька хороший!

- Сашенька пригожий!

Он по лугам идет – луга зеленеют,

К садам подъезжает – сады расцветают…»

Через ласковые обращения, которые содержатся в потешках, ребенок понимает, что его любят, о нем заботятся, его хотят порадовать. И тогда ему легче выполнить просьбу взрослого – умыться, одеться, съесть кашу, причесаться. Малыш делает это с удовольствием.

 С помощью фольклора решается и другая задача – выдвижение требований и их обоснование. С опорой на фольклор ребенку легче принять и выполнить требования взрослого. Потешка создает у малыша установку на предстоящее действие, т.е. готовность его выполнить:

«Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, душистую, мягкую, пушистую»

Так потешка внушает малышу скрытое требование, а он выполняет его, как ему кажется, по собственному желанию.

Игровое обоснование требования эффективно с детьми любого возраста. Обосновывая необходимость выполнить определенные требования, важно показать ребенку, что нужно произвести какие-то изменения в своем внешнем виде: умыться, потому что рот в каше, нос грязный, игрушки разбросаны. Особое влияние на малыша оказывают потешки, подчеркивающие самостоятельное выполнение действия, что вызывают у него чувство гордости.

Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его непререкаемого авторитета.

Так взрослые с помощью малых форм фольклора побуждают ребенка к активности, самостоятельности. И чем разнообразнее формы и их проявления, тем успешнее формируются культурно – гигиенические навыки.

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_formy_folklora.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей в первой                     младшей группе».

  Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии будут составлять основу сложнейших форм поведения. Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит взрослому. Он должен обеспечить оптимальные условия для развития малыша. Чтобы облегчить ребенку освоение культурно – гигиенических навыков, необходимо сделать этот процесс интересным и увлекательным. В этом помогут малые формы фольклора – потешки, прибаутки, колыбельные, попевки. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомиться с обычаями - словом впитывает духовное наследие народа, без чего формирование личности просто невозможно.

  Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании детей. Детский фольклор – это понятие в полной мере относится к той части произведений, которые созданы взрослыми для детей, а также сюда входят произведения, сочиненные самими детьми. Многие детские песни и игры являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. Пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные песни содержат в себе простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Народный фольклор вызывает у ребенка яркий, эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывают песенки, потешки, прибаутки.

  При помощи малых форм фольклора можно решать следующие задачи:

  • Создать и поддержать у ребенка положительное эмоциональное отношение, интерес к бытовым процессам.
  • Подчеркивать их эстетику и красоту.
  • Знакомить с окружающим миром, со свойствами предметов.
  • Формировать у ребенка представления о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно – гигиенических навыков.
  • Побуждать ребенка к активности и самостоятельности.

 Поддержание положительного, эмоционального отношения к режимным процессам, интереса к ним – это задача первоначально протекает как совместная деятельность ребенка и взрослого, чем младше ребенок, тем значительнее роль взрослого в ходе бытового процесса. Потешки, прибаутки, помогают установить тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения, через ласковые обращения, которые в них содержатся:

«Водичка, водичка,

Умой Маше личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

Чтение в начале следует приурочить к процессу умывания самого ребенка, а затем повторить с показом умывания куклы, а по прочтении спросить: «Где у куклы глазки? А у тебя где глазки?». И здесь опять неоценимую помощь окажут потешки, присказки, прибаутки, в которых обращается внимание ребенка к самому себе:

«Глазки, глазки, вы что делали?

- Смотрели!

А вы ушки, что делали?

- Слушали!

А вы ножки, ножки, что делали?

- Ходили».

Полезны потешки с помощью которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

- Сашенька хороший!

- Сашенька пригожий!

Он по лугам идет – луга зеленеют,

К садам подъезжает – сады расцветают…»

Через ласковые обращения, которые содержатся в потешках, ребенок понимает, что его любят, о нем заботятся, его хотят порадовать. И тогда ему легче выполнить просьбу взрослого – умыться, одеться, съесть кашу, причесаться. Малыш делает это с удовольствием.

 С помощью фольклора решается и другая задача – выдвижение требований и их обоснование. С опорой на фольклор ребенку легче принять и выполнить требования взрослого. Потешка создает у малыша установку на предстоящее действие, т.е. готовность его выполнить:

«Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, душистую, мягкую, пушистую»

Так потешка внушает малышу скрытое требование, а он выполняет его, как ему кажется, по собственному желанию.

Игровое обоснование требования эффективно с детьми любого возраста. Обосновывая необходимость выполнить определенные требования, важно показать ребенку, что нужно произвести какие-то изменения в своем внешнем виде: умыться, потому что рот в каше, нос грязный, игрушки разбросаны. Особое влияние на малыша оказывают потешки, подчеркивающие самостоятельное выполнение действия, что вызывают у него чувство гордости.

Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его непререкаемого авторитета.

Так взрослые с помощью малых форм фольклора побуждают ребенка к активности, самостоятельности. И чем разнообразнее формы и их проявления, тем успешнее формируются культурно – гигиенические навыки.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они п...

Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно- гигиенических навыков".

Предназначен для родителей, воспитателей групп раннего возраста. Материал  содержит  иллюстрированную консультацию об использовании фольклорного материала в  воспитании ребенка ран...

Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы"

Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии б...

«Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

Использование фольклора как средства успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе....

«Малые формы фольклора ,как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

Создание социальной ситуации развития в процессе организации условий для привития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их ...

Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей

Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его непререкаемого авторитета.Так взрослые с помощью малых форм фольклора побуждаю...