Проект "Воспитание детей через использование татарского фольклора".
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему
Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.
Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем в России, но храним татарское культурное наследие.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport.docx | 25.62 КБ |
nod_applikatsiya_ukrashenie_urugovoy_tyubeteyki.pdf | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора» для детей старшей группы.
Сохраняем культурное наследие татарского народа.
Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.
Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем в России, но храним татарское культурное наследие.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности.
Формирования интереса к татарскому искусству решается через рассмотрения вопросов развития детского декоративного творчества. Развития средствами народного искусства освещается в работах З.А.Богатеевой, Т.С.Комаровой, И.А.Лыковой и д.р.
Народное татарское искусство близко по своей природе творчеству ребенка непосредственностью, эмоциональностью, связью с природой, условностью, образами.
Цель:
- Создание благоприятных условий.
- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к татарскому народному творчеству, истории Татарстана.
Укладу жизни татар, песням и играм:
- Знакомство с народно-прикладным искусством региона и приобщение к художественному труду по татарским мотивам.
Задачи по ознакомлению с окружающим:
- Формировать представление о татарском крае;
- Воспитывать уважение к татарскому народу;
- Формировать представления о труде людей, живущих в Татарстане, воспитывать бережное отношение к результатам их труда;
- Дать доступные детям представления об особенностях неживой природы, а также о животном и растительном мире Татарстана.
Очень важно знакомить детей с поэтической культурой татарского народа, с фольклором, со старинными ремеслами, с мужским и женским национальным костюмом, воспитывать интерес к народно-прикладному искусству (вышивка, роспись, вязание), помогать осваивать художественные техники татарских мастеров, использовать в изобразительной деятельности разнообразные материалы и средства.
В проекте предусмотрены формы работы с родителями. Это и традиционные родительские собрания, беседы, консультации, семинары-практикумы, встречи с интересными людьми, экскурсии по селу, в краеведческий музей .
Вся работа построена на достижении конечных результатов в процессе обучения воспитанников изобразительному искусству. Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством татарского народа. Декоративно-прикладное искусство татар, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, чувства отношений. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы формируем у воспитанников оценочные отношения к миру, деятельности. Знать, понимать и принимать этническую самобытность того народа.
В своем проекте мы предприняли попытку раскрыть созидательную роль татарского народа, обозначить место традиции в духовной культуре татар.
Это позволило раскрыть связь местного народного искусства с другими областями познавательного пространства: детской художественной литературой, фольклором, поэзией и изобразительным искусством.
Методическое обеспечение
1.Демонстрационный и дидактический и материал.
2.Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
3. Методическая литература.
4. Конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям.
Автор проекта: Павлова Олеся Викторовна
Участники проекта: дети старшей группы, педагог группы, педагоги дополнительного образования -музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: творческий
Вид проекта: Краткосрочный январь-февраль
Основное назначение проекта: ознакомление с декоративно-прикладным искусством татар, развитие у воспитанников художественно-творческих представлений и эстетического отношения к их культуре.
Оригинальность идеи проекта заключается в ожидаемом результате:
- Воспитанник сможет выбирать узор для украшения предметов обихода и одежды;
- Овладеет навыками работы с изобразительными материалами;
- Научится выбирать цвет узора, сочетать контрастные цвета;
- Станет самостоятельно реализовывать замысел, проявлять творчество при выполнении самостоятельных заданий.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
- изучение предстоящей работы;
- создание условий для реализации проекта;
- подбор материала, изготовление картотеки татарских игр.
Основной:
- внедрение проекта в образовательный процесс;
- ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников;
- взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
Заключительный:
- выставка продуктивной деятельности детей;
Механизм реализации проекта.
Цель: Создать организационную основу.
Задача: Подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа.
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Направление деятельности: информирование родителей о реализации индивидуального педагогического поиска.
Мероприятия по реализации проекта:
- подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа;
- составление плана работы с родителями воспитанников (тематические встречи, и др.);
- экскурсии в библиотеку;
- тематическое планирование;
- совместная деятельность с детьми (беседы, рассматривания, слушание татарской музыки, просмотр мультиков);
- выставка продуктов детского творчества;
- оформление выставки книги фотоматериалов по теме, альбома «Татарские орнаменты»;
- проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме;
В ходе реализации проекта дети получат представления о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных татарских орнаментов.
Содержание работы по развитию восприятия детьми художественных произведений:
Мероприятия
1.Тематические беседы «Татарские игрушки и посуда».
Задача: расширять представления об игрушках, посуде, которые мастерят татарские мастера.
2.Дидактические игры по татарским народным сказкам.
Задача: развивать интерес к дидактическим играм.
3.Подвижные татарские игры.
Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.
4.Рассматривание книг и иллюстраций по татарскому народному творчеству.
Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать уважение к татарской народной культуре.
5.Чтение татарских народных сказок.
Задача: Поддерживать интерес к татарским народным сказкам. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.
6.Игра – драматизация.
Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.
7.Рассказывание сказок.
Задача: продолжать знакомить с татарскими народными сказками. Учит точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.
8.Хороводные татарские народные игры.
Задача: формировать инонациональную выразительность речи, имитацию движений.
9.Пальчиковый театр.
10.Слушание аудио сказок.
Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить, внимательно слушать.
11.Литературный досуг «Угадай сказку».
Задача: выявить знания татарских сказок; узнавать героев. Выражать образ мимикой, жестами, интонацией.
«Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»
1.Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством.
2.Беседа о татарском растительном орнаменте.
3.Вырезание элемента узора «тюльпан» в составление аппликационной композиции для управления конца полотенца.
4.Украшение узором сказки башмачка.
5.Украшение круглой основы тюбетейки.
6.Украшение фартука.
7.Украшение аппликацией сапог ичигов.
Обобщая опыт по приобщению детей к татарскому культурному наследию, можно сказать, что таким образом мы знакомим родителей и педагогов с традициями воспитания, создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания между детьми и взрослыми, которая способствует раскрытию познавательных, творческих и личностных возможностей ребенка.
Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего человека . Надеемся, что опыт педагогов нашего детского сада поможет коллегам в работе по приобщению детей к татарской культуре средствами музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, поможет привить детям интерес к татарским напевам, играм, танцам.
Перспективный план
работы по реализации проекта
«Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»
Недели | Тема | Задачи |
I | 1. Беседа «Что такое фольклор» 2. Колыбельные песни «Эпипэ» (Вставай Эпипе) | 1.Познакомить детей с разнообразными видами татарского народного фольклора. 2. Вызвать интерес к татарскому народному фольклору. 4. Учить обыгрывать песенки в сюжетно-ролевой игре 3. Воспитывать уважение к татарскому народному творчеству. |
II | Сюжетно-ролевая игра « Знакомство с куклой в татарской национальной одежде» | Познакомить с национальной одеждой. |
III | 2.Татарская народная подвижная игра «Серый волк» | Познакомить с татарской народной игрой, правилами игры. Вызвать интерес к игре и желание играть |
IV | Слушание аудио записи сказок | Развивать умение слушать и отвечать на вопросы по прослушанным произведениям. |
VI | Чтение сказки «Гульчечек- ВЕЧНОЦВЕТУЩАЯ РОЗА» | Учить слушать сказку и правильно воспринимать ее. Воспитывать этические чувства. |
VII | 1. Чтение татарской народной сказки «Ак Бүре-Белый мел». 2. Татарская народная подвижная игра «Чулмак уены- Продаём горшки» | 1.Продолжать знакомить детей с жанрами фольклора 2. Учить детей играть в Татарские народные игры. 3. Прививать любовь к Татарскому устному народному творчеству. |
VIII | 1.Театрализованная игра «Продаем горшки» 2.Знакомство с мифами и их персонажами «Лиса и журавль» 3.Разучивание дразнилки «Теенчек уены- Мяч по кругу» | 1.Познакомить детей с народными мифами. 2. Познакомить с фольклорным жанром – дразнилка. 3. Учить детей отражать в театрализованной игре обычаи татарского народа. |
IX | 1. Чтение и обсуждение сказки «Коварная лиса» 2. Составление рисованных книжек-малышек по сказкам татарского народа. | 1. Продолжать знакомить детей с сказками, с их смыслом. 2. Учит понимать содержание сказки, отвечать на вопросы. 3. Развивать желание передать в рисунке содержание сказок. |
X | 1.Чтение сказки «Коза и волк» 2. Чтение прибаутки «Котан Иванович» 3. Инсценировка сказки | 1.Учить детей слушать и запоминать сказку, воспроизводить действия из сказки. 2. Учить понимать значение прибауток |
XI | 1. Татарская народная подвижная «Кузбайлау уены- Жмурки» башында- печь, печка». | 1. Продолжать знакомить детей с татарскими народными играми. 2. Развивать ловкость, смекалку. |
XII | 1.Чтение сказки «Лиса и журавль» 2. Рисование по сказке «Лиса и журавль» | 1. Продолжать закреплять знания детей о татарском народном фольклоре. 2. Учит слушать сказку, передавать ее содержание. 3. Развивать интерес к музыкально-фольклорным играм. |