Проект "Воспитание детей через использование татарского фольклора".
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Павлова Олеся Викторовна

Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.
Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем в России, но храним татарское культурное наследие.

Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport.docx25.62 КБ
PDF icon nod_applikatsiya_ukrashenie_urugovoy_tyubeteyki.pdf1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»  для детей  старшей группы.

Сохраняем культурное наследие татарского народа.

Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.
Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем в России, но храним татарское культурное наследие.

Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности.

Формирования интереса к татарскому искусству решается через рассмотрения вопросов развития детского декоративного творчества. Развития средствами народного искусства освещается в работах З.А.Богатеевой, Т.С.Комаровой, И.А.Лыковой и д.р.
Народное татарское искусство близко по своей природе творчеству ребенка непосредственностью, эмоциональностью, связью с природой, условностью, образами.

Цель:
- Создание благоприятных условий.
- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к татарскому народному творчеству, истории Татарстана.
    Укладу жизни татар, песням и играм:
- Знакомство с народно-прикладным искусством региона и приобщение к художественному труду по татарским мотивам.
    Задачи по ознакомлению с окружающим:
- Формировать представление о татарском  крае;
- Воспитывать уважение к татарскому народу;
- Формировать представления о труде людей, живущих в Татарстане, воспитывать бережное отношение к результатам их труда;
- Дать доступные детям представления об особенностях неживой природы, а также о животном и растительном мире Татарстана.
    Очень важно знакомить детей с поэтической культурой татарского народа, с фольклором, со старинными ремеслами, с мужским и женским национальным костюмом, воспитывать интерес к народно-прикладному искусству (вышивка, роспись, вязание), помогать осваивать художественные техники татарских мастеров, использовать в изобразительной деятельности разнообразные материалы и средства.
   


    В проекте предусмотрены формы работы с родителями. Это и традиционные родительские собрания, беседы, консультации, семинары-практикумы, встречи с интересными людьми, экскурсии по селу, в краеведческий музей .
    Вся работа построена на достижении конечных результатов в процессе обучения воспитанников изобразительному искусству. Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством татарского народа. Декоративно-прикладное искусство татар, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, чувства отношений. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы формируем у воспитанников оценочные отношения к миру, деятельности. Знать, понимать и принимать этническую самобытность того народа.

    В своем проекте мы предприняли  попытку раскрыть созидательную роль татарского народа, обозначить место традиции в духовной культуре татар.
    Это позволило раскрыть связь местного народного искусства с другими областями познавательного пространства: детской художественной литературой, фольклором, поэзией и изобразительным искусством.

Методическое обеспечение

        1.Демонстрационный и дидактический и материал.

        2.Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».

        3. Методическая литература.

        4. Конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям.

         Автор проекта: Павлова Олеся Викторовна

         Участники проекта: дети старшей группы, педагог группы, педагоги дополнительного образования -музыкальный руководитель, родители.

        Тип проекта: творческий

        Вид проекта: Краткосрочный январь-февраль

Основное назначение проекта: ознакомление с декоративно-прикладным искусством татар, развитие у воспитанников художественно-творческих представлений и эстетического отношения к их культуре.
Оригинальность идеи проекта заключается в ожидаемом результате:
- Воспитанник сможет выбирать узор для украшения предметов обихода и одежды;
- Овладеет навыками работы с изобразительными материалами;
- Научится выбирать цвет узора, сочетать контрастные цвета;
- Станет самостоятельно реализовывать замысел, проявлять творчество при выполнении самостоятельных заданий.

Этапы реализации проекта
Подготовительный:
- изучение предстоящей работы;
- создание условий для реализации проекта;
- подбор материала, изготовление картотеки  татарских игр.
Основной:
- внедрение проекта в образовательный процесс;
- ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников;
- взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
Заключительный:
- выставка продуктивной деятельности детей;

Механизм реализации проекта.
Цель: Создать организационную основу.
Задача:  Подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа.
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Направление деятельности: информирование родителей о реализации индивидуального педагогического поиска.

Мероприятия по реализации проекта:
- подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа;



- составление плана работы с родителями воспитанников (тематические встречи, и др.);
- экскурсии в библиотеку;
- тематическое планирование;
- совместная деятельность с детьми (беседы, рассматривания, слушание татарской музыки, просмотр мультиков);
- выставка продуктов детского творчества;

- оформление выставки книги фотоматериалов по теме, альбома «Татарские орнаменты»;
- проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме;

    В ходе реализации проекта дети получат представления о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных татарских орнаментов.
   
Содержание работы по развитию восприятия детьми художественных произведений:

Мероприятия
1.
Тематические беседы «Татарские игрушки и посуда».
Задача: расширять представления об игрушках, посуде, которые мастерят татарские мастера.
2.
Дидактические игры по татарским народным сказкам.
Задача: развивать интерес к дидактическим играм.

3.Подвижные татарские игры.
Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.
4.
Рассматривание книг и иллюстраций по татарскому народному творчеству.
Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать уважение к татарской народной культуре.
5.
Чтение татарских народных сказок.
Задача: Поддерживать интерес к татарским народным сказкам. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.
6.
Игра – драматизация.
Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.
7.
Рассказывание сказок.
Задача: продолжать знакомить с татарскими народными сказками. Учит точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.

8.Хороводные татарские народные игры.
Задача: формировать инонациональную  выразительность речи, имитацию движений.
9.
Пальчиковый театр.
10.
Слушание аудио сказок.
Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить, внимательно слушать.
11.
Литературный досуг «Угадай сказку».
Задача: выявить знания татарских сказок; узнавать героев. Выражать образ мимикой, жестами, интонацией.

«Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»
1.Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством.
2.Беседа о татарском растительном орнаменте.
3.Вырезание элемента узора «тюльпан» в составление аппликационной композиции для управления конца полотенца.
4.Украшение узором сказки башмачка.
5.Украшение круглой основы тюбетейки.
6.Украшение фартука.
7.Украшение аппликацией сапог ичигов.

Обобщая опыт по приобщению детей к татарскому культурному наследию, можно сказать, что таким образом мы знакомим родителей и педагогов с традициями воспитания, создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания между детьми и взрослыми, которая способствует раскрытию познавательных, творческих и личностных возможностей ребенка.
    Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего человека . Надеемся, что опыт педагогов нашего детского сада поможет коллегам в работе по приобщению детей к татарской культуре средствами музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, поможет привить детям интерес к татарским напевам, играм, танцам.

Перспективный план

работы по реализации проекта

«Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»

Недели

Тема

Задачи

I

1. Беседа «Что такое фольклор»

2. Колыбельные песни «Эпипэ» (Вставай Эпипе)

1.Познакомить детей с разнообразными видами  татарского народного фольклора.

2. Вызвать интерес к татарскому народному фольклору.

4. Учить обыгрывать песенки в сюжетно-ролевой игре

3. Воспитывать уважение к татарскому народному творчеству.

II

Сюжетно-ролевая игра

 « Знакомство с куклой в татарской национальной одежде»

Познакомить с национальной одеждой.

III

2.Татарская народная подвижная игра  «Серый волк»

Познакомить с татарской народной игрой, правилами игры.

Вызвать интерес к игре и желание играть

IV

Слушание аудио записи сказок

Развивать умение слушать и отвечать на вопросы по прослушанным произведениям.

VI

 Чтение сказки «Гульчечек- ВЕЧНОЦВЕТУЩАЯ РОЗА»

Учить слушать сказку и правильно воспринимать ее.

Воспитывать этические чувства.

VII

1. Чтение татарской народной сказки  «Ак Бүре-Белый мел».

2. Татарская  народная подвижная игра  «Чулмак уены- Продаём горшки»

1.Продолжать знакомить детей с жанрами фольклора

2. Учить детей играть в Татарские народные игры.

3. Прививать любовь к Татарскому устному народному творчеству.

VIII

1.Театрализованная игра «Продаем горшки»

2.Знакомство  с мифами и их персонажами

«Лиса и журавль»

3.Разучивание дразнилки «Теенчек уены- Мяч по кругу»

1.Познакомить детей с народными мифами.

2. Познакомить с фольклорным жанром – дразнилка.

3. Учить детей отражать в театрализованной игре обычаи татарского народа.

IX

1. Чтение и обсуждение сказки «Коварная лиса»

2. Составление рисованных книжек-малышек по сказкам татарского народа.

1. Продолжать знакомить детей с сказками, с их смыслом.

2. Учит понимать содержание сказки, отвечать на вопросы.

3. Развивать желание передать в рисунке содержание сказок.

X

1.Чтение сказки «Коза и волк»

2. Чтение прибаутки «Котан Иванович»

3. Инсценировка сказки

1.Учить детей слушать и запоминать сказку, воспроизводить действия из сказки.

2. Учить понимать значение прибауток

XI

1. Татарская  народная подвижная «Кузбайлау уены- Жмурки» башында- печь, печка».

1. Продолжать знакомить детей с татарскими народными играми.

2. Развивать ловкость, смекалку.

XII

1.Чтение сказки «Лиса и журавль»

2. Рисование по сказке «Лиса и журавль»

1. Продолжать закреплять знания детей о татарском народном фольклоре.

2. Учит слушать сказку, передавать ее содержание.

3. Развивать интерес к музыкально-фольклорным играм.


Предварительный просмотр: