Использование татарского фольклора в работе с дошкольниками
консультация на тему

Тимофеева Раиса Петровна

В татарском детском фольклоре, лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, зачатки чувства патриотизма и интернационализма, учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни, в окружающих явлениях, воспитывают восприимчивость к прекрасному.

Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование татарского фольклора в работе с дошкольниками

В татарском детском фольклоре, лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, зачатки чувства патриотизма и интернационализма, учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни, в окружающих явлениях, воспитывают восприимчивость к прекрасному.

Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре.

Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, выбирая в себе все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно поэтому он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время. Фольклор может использоваться в воспитательно-образовательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.

На современном этапе главная задача воспитания дошкольников средствами фольклора – обратить внимание на народную музыку, искусство, досуг наших предков, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Народный фольклор, изначально несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

В воспитании дошкольников хорошо используется татарский детский фольклор. При отборе фольклорных произведений надо опираться на следующие принципы:

1.Доступность содержания детям дошкольного возраста;

2.Познавательная и нравственная значимость;

3.Возможность формирования на их основе умения “чувствовать” окружающий мир.

Организуя знакомство с татарским фольклором, реализуются следующие задачи:

1.Уделять особое внимание формированию связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность по средствам малых фольклорных форм;

2.Формировать предметно-игровую среду для активизации познавательно-творческой деятельности.

Фольклор играет важную роль в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, а так же воздействует на познавательную активность, формирует духовно-нравственную основу.

Играть с ребенком – значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника и всех психических процессов, которые наиболее значимы для этого возраста: воображения, творчества, символического мышления (которое и станет основой изучения математики, компьютера, языков, социальных навыков, эмоций и т. д. Таким образом, в нашу задачу как воспитателя татарского языка входит обеспечить ребенку условия, в которых развивалась бы игра. Через народные игры ребенок развивается не только творческий, но и физический.

Детям очень нравятся народные игры как: “Алтын капка”, “Түбәтәй”, “Яулык”, “Чума үрдәк, чума каз”, “Ал кирәк, гөл кирәк”, “Чүлмәк вату” и др.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, которые забавляют и радуют его. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается и дольше сохраняется в памяти. Поэтому, в работе с детьми нужно читать наизусть колыбельные песенки, потешки, диалоги, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

Более сложной формой работы являются фольклорно-игровые занятия. Большинство потешек и прибауток создавалось в процессе труда и быта в природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать. Потешки и прибаутки, пальчиковые игры, главными героями которых являются животные и птицы, помогают мне активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, пословиц, загадок, песен, сказок и. т. д. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. А знание и использование примет в повседневной жизни помогают детям развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

Пословицы и поговорки доступны в основном детям старшего дошкольного возраста.

На занятиях часто используем татарские пословицы и поговорки о труде, о честности, дружбе, доброте. Например, «Дружба и братство – дороже богатства», «Дружба в делах помощница» и т.д. Умело подобранные и примененные в соответствующей обстановке, ситуации – пословицы и поговорки оказывают влияние на воспитание у детей любви и уважения к национальным традициям татарского народа: формирует у них чувство товарищества, честность, доброту и трудолюбие, а образность и яркость народного языка способствуют развитию речи детей.

Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему. Знакомим детей с бытовыми сказками и сказками о животных: «Саран и юмарт», «Хвосты», «Три дочери» и т.д.; с замечательными сказками основоположника татарской детской литературы Г.Тукая «Шурале», «Водяная», «Сказка о козе и баране». Мораль этих народных произведений – торжество находчивости, смелости, отваги – доступна пониманию детей. Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев.

Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родной природы и с животным миром. Татарские народные сказки глубоко оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Примером тому служат такие сказки, как «Бедняк и два бая», «Гульчечек» и др. Много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким нравственным содержанием, отражающим мораль народа («Гульназек», «Зилян», «Портной», «Бесенок и медведь» и др.) Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.

Татарские сказки, как и сказки других народов, в основном подразделяются на три группы: сказки о животных, бытовые и волшебные. Для детей младшего и среднего возраста доступны и понятны в основном сказки о животных и бытовые, для старшего дошкольного возраста интересны сказки волшебные.

При первоначальном знакомстве детей с татарской народной сказкой следует объяснить им, что у каждого народа есть свои сказки. При чтении сказок следует обращать внимание детей на их содержание, на отображение в них быта, деятельности и обычаев, на особенности характера татарского народа.

Перед чтением или рассказыванием нужно пояснять детям незнакомые слова, которые могут встретиться. Часто это исконно национальные изречения. Например, «караван бащи», «мулла», «визирь», «саран», «юмарт» и другие. Иногда встречаются слова, обозначающие предметы быта и принадлежности одежды народа: «калфак», «читек», «чулпы» и т. п. Кроме словесного объяснения значения этих слов на русском языке полезно показывать детям иллюстрации, отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а также отдельные предметы быта (покрывала или полотенца, украшенные тамбурной вышивкой, посуду, расписанную национальным орнаментом и др.). Такая наглядность помогает конкретизировать абстрактные представления о жизни, быте народа в далекие прошлые времена.

Следует обращать внимание детей на интересные и своеобразные концовки народных сказок. Часто они носят шутливый, юмористический характер, со смысловым смещением соотношений действительности, что дети старшего дошкольного возраста очень хорошо подмечают. К примеру: «И я на той свадьбе был, мед из пустого ковша пил», «Сегодня я к ним ходил, вчера назад пришел», «Я у них сегодня был, вчера вернулся. Поиграл, поплясал, поел-попил, усы намочил, а в рот не попало!»

В процессе ознакомления детей со сказками необходимо как можно шире использовать возможности кукольного театра и фланелеграфа. Изготовленные к сказкам куклы и предметы (одежда персонажей, украшенная татарскими узорами, предметы быта, выполненные по народным мотивам) вызывают дополнительный интерес к сказке, способствуют наглядному представлению ее национального колорита.

При чтении сказок уместно и нужно знакомить детей с народными пословицами и поговорками, ярко иллюстрирующими на конкретных примерах взаимоотношения персонажей сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующихся звуков, красоту и богатство родного языка, с малых лет усваивает нравственные принципы народа.

          На основе фольклора формируется кругозор ребёнка, развивается его умственное, эстетическое, нравственное воспитание. Умело, подобранные пословицы и поговорки учат морали нашего общества, передают веками накопленные знания.

Татарские народные праздники занимают центральное место при знакомстве детей с народным фольклором. В этих праздниках заложено все хорошо избранное с татарского фольклора. Через народные праздники дети знакомятся с бытом, традициями, играми, песнями татарского народа. («Сөмбелә”, “Нардуган”, “Кагра боткасы”, “Нәрүз”, “Сабантуй”)

Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяют словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Так же фольклор сознательно и целеустремлённо направляет ход мыслей детей, побуждает к подражанию, совершенствует ум и облагораживает сердце ребёнка.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы национального самосознания, формируются чувства национальной гордости, толерантное отношение к представителям других национальностей, которые во многом определяют социокультурное развитие ребенка в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»

Образовательный  проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»...

Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»

Проблема    В настоящее время проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей осуществляется всё более остро. Интерес к фольклорному искусству татарского народа не просто дань ув...

Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»

В настоящее время проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей осуществляется всё более остро. Интерес к фольклорному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традици...

Презентация "Инновационный проект "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников с использованием татарского фольклора"

Презентация "Инновационный проект "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников с использованием татарского фольклора"...

Проект "Воспитание детей через использование татарского фольклора".

Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы жи...