Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»
презентация к занятию (средняя группа) на тему

Фазлова Нурия Растямовна

 

Образовательный  проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx51.25 КБ
Package icon prezentatsiya_tatarskiy_folklor_na_pedsovet.zip2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект  «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»  для детей  средней группы.

Разработали  воспитатели МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Фазлова Н.Р., Тумайкина В.Н.                                                                                                

Сохраняем культурное наследие татарского народа.

Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.
Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем на Татарстанской земле, поэтому чтим татарское культурное наследие.
Глубокое и систематическое изучение духовной культуры татарского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности.
В условиях роста интереса к культуре татарского народа, особо значимыми становятся вопросы возрождения традиций нравственного воспитания с опорой на национально-культурные, региональные, этнические ценности.

Проблема формирования интереса к татарскому искусству решается через рассмотрения вопросов развития детского декоративного творчества. Развития средствами народного искусства освещается в работах З.А.Богатеевой, Т.С.Комаровой, И.А.Лыковой и д.р.
Народное искусство близко по своей природе творчеству ребенка непосредственностью, эмоциональностью, связью с природой, условностью, образами.
В практике наблюдаются две полярные тенденции: с одной стороны, чрезмерное увлечение национальными компонентами в воспитании детей, с другой – скептическое отношение к народному искусству в системе дошкольного образования как регионального компонента.
Педагоги имеют недостаточные знания об общих закономерностях татарской культуры, не владеют способами передачи богатейшего народного наследия воспитанникам.
    Социально-педагогические потребности современного сообщества и изучение востребованности дошкольных работников подтверждают необходимость регионального подхода в воспитании и обучении детей, прежде всего в условиях общественного дошкольного воспитания.
Актуальность
 проблемы усиливается рядом противоречии: 1) необходимостью теоритического осмысления антипедагогического богатства, культурно-исторического наследия и снижения интереса к нему со стороны семьи и педагогов. 2)обновление деятельности ДОУ тесно связано и с внедрением национально-регионального компонента, учитывающего особенности региона и обеспечивающего естественное вхождение в духовный мир и традиционную жизнь родного народа, в культуру нации как составную часть общечеловеческого культурного наследия. Можно предусматривать следующие направления работы:
Краеведческое (знакомство с историей, достопримечательностями, культурой, растительным и животным миром республики, республиканской символикой).
Художественное речевое (изучение речевого языка, ознакомление с фольклорным наследием, лучшими литературными произведениями уроженцев родного края).
Эстетическое (приобщение воспитанников к музыкальному, изобразительному и декоративно-прикладному наследию мастеров края).
В 
условиях ФГОС осуществляется переосмысление педагогической работы и программного педагогического обеспечения ДОУ, реализации этнопедагогической и инновационной деятельности.
    Республика Мордовия  – это наша Родина, и наши воспитанники должны знать культуру своего края.
    Исходя из вышесказанного, возникла необходимость в создании системы работы по обучению воспитанников основам и формированию умений по декоративной росписи татарского народа с использованием татарского орнамента.
    Проект рассчитан на детей дошкольного возраста. Он обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач, которые реализуется по различным направлениям.
    Это система специально организуемых мероприятий по всем видам деятельности, театрализованные  праздники,  развлечения, работа с родителями, использование историко-краеведческого музея, сотрудничество с МБДОУ № 2 «Родничок».

Цель:
- Создание благоприятных условий.
- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к татарскому народному творчеству, истории Лямбиря.
    Укладу жизни татар, песням и играм:
- Знакомство с народно-прикладным искусством региона и приобщение к художественному труду по народным мотивам.
    Задачи по ознакомлению с окружающим:
- Формировать представление о родном крае, селе;
- Воспитывать уважение и любовь к прошлому и настоящему родного села и края;
- Формировать представления о труде людей, живущих в Лямбире, воспитывать бережное отношение к результатам их труда;
- Дать доступные детям представления об особенностях неживой природы, а также о животном и растительном мире Лямбиря.
    Очень важно знакомить детей с поэтической культурой татарского народа, с фольклором, со старинными ремеслами, с мужским и женским национальным костюмом, воспитывать интерес к народно-прикладному искусству (вышивка, роспись, вязание), помогать осваивать художественные техники татарских мастеров, использовать в изобразительной деятельности разнообразные материалы и средства.
    Живя в татарском селе, мы понимаем, что наш родной край – край песенный, поэтому стремимся формировать у детей устойчивый интерес к песенному и танцевальному народному творчеству, учим их исполнять на детских музыкальных инструментах несложные татарские мелодии, воспитываем желание принимать участие в народных праздниках вместе с взрослыми (Сабантуй и др.). Воспитываем интерес к татарским народным играм и желание играть. В своей работе мы используем такие полюбившиеся игры, как «Аркан белэн тартышу» (Перетягивание каната), «Баганадан бару» (Пройди по бревну), «Ябалак» (Сова), «Яулык биреш» (Передай платочек) и др. национальные игры.
    В проекте предусмотрены формы работы с родителями. Это и традиционные родительские собрания, беседы, консультации, семинары-практикумы, встречи с интересными людьми, экскурсии по селу, в краеведческий музей .
    Вся работа построена на достижении конечных результатов в процессе обучения воспитанников изобразительному искусству. Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством русского народа, мы не забываем народ, на земле которого проживаем.
Декоративно-прикладное искусство татар, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, чувства отношений. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы формируем у воспитанников оценочные отношения к миру, деятельности. Знать, понимать и принимать этническую самобытность того народа, где проживаешь, и привить это воспитанникам – задача взрослого.
    В своем проекте мы предпринял  попытку раскрыть созидательную роль татарского народа, обозначить место традиции в духовной культуре татар.
    Это позволило раскрыть связь местного народного искусства с другими областями познавательного пространства: детской художественной литературой, фольклором, поэзией и изобразительным искусством.

Материально-техническое обеспечение

        1. Специально оборудованный музей  для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми;

        2. Музыкальные инструменты: бубен, трещетка, валек, люлямо и т.д.

        3. Атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра, ширма).

        4.Технические средства обучения: видео и аудио аппаратура, наборы СD- и DVD дисков, микрофоны и т.д.

        5. Национальные костюмы

Методическое обеспечение

        1.Демонстрационный и дидактический и материал.

        2.Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».

        3. Методическая литература.

        4. Конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям.

         5. Конспекты сценариев праздников, развлечений.

         Авторы проекта: Фазлова  Нурия  Растямовна

                                         Тумайкина  Валентина  Николаевна

         Участники проекта: дети средней (старшей) группы, педагоги групп, педагоги дополнительного образования (кружки: фольклорно-танцевальный), музыкальный руководитель, родители.

        Тип проекта: творческий

        Вид проекта: долгосрочный (2013/14 уч. год; 2014/2015 уч. год)

Основное назначение проекта: ознакомление с декоративно-прикладным искусством татар, развитие у воспитанников художественно-творческих представлений и эстетического отношения к их культуре.
Оригинальность идеи проекта заключается в ожидаемом результате:
- Воспитанник сможет выбирать узор для украшения предметов обихода и одежды;
- Овладеет навыками работы с изобразительными материалами;
- Научится выбирать цвет узора, сочетать контрастные цвета;
- Станет самостоятельно реализовывать замысел, проявлять творчество при выполнении самостоятельных заданий.

Этапы реализации проекта
Подготовительный:
- изучение состояния работы;
- создание условий для реализации проекта;
- подбор материала, изготовление татарских игр.
Деятельный:
- внедрение проекта в образовательный процесс;
- плана взаимодействия с педагогическими работниками;
- ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников;
- взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
Заключительный:
- оформление фотовыставки;
- выставка продуктивной деятельности детей;
- итоговые занятия.
Аналитический:
- анализ результативности проекта.

Механизм реализации проекта.
Цель: Создать организационную основу.
Задача: Информирование участников образовательного процесса о направление деятельности.
    Подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа.
Задача: Определение связи с учреждениями дополнительного образования.
Направление деятельности:
Определить и проработать дополнительные возможности по взаимодействию:
- с краеведческим музеем.
Цель: Отработать базисные направления, определяющие модели взаимодействия с семьей.
Задача: Корректировка содержания.
Направление деятельности:
- разработка цикла интеллектуальных занятий;
- составление занятий с использованием регионального компонента по прикладному искусству;
- модификация развивающей среды;
- индивидуальный педагогический поиск.
Задача: Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Направление деятельности: информирование родителей о реализации индивидуального педагогического поиска.
Задача: Определение перспектив.
Направление деятельности:
Подведение итогов.

Мероприятия по реализации проекта:
- подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа;
- анкетирование педагогических работников;
- анкетирование родителей воспитанников, обработка результатов;
- планирование совместной работы с сотрудниками краеведческого музея;
- составление плана работы с родителями воспитанников (тематические встречи, родительский клуб, мастер-класс и др.);
- экскурсии в музей;
- тематическое планирование;
- совместная деятельность с детьми (беседы, рассматривания, слушание татарской музыки, просмотр мультиков на татарском языке);
- выставка продуктов детского творчества;
- литературно-художественная деятельность: праздники, досуги, развлечения;
- оформление выставки книги фотоматериалов по теме, альбома «Татарские орнаменты»;
- проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме;
- разучивание стихов и песен по теме;
- создание поделок по сказочным мотивам;
- анализ результативности индивидуального педагогического поиска.
    В ходе реализации проекта дети получат представления о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных татарских орнаментов.
    Мотивы татарских орнаментов активно используются в ДОУ в художественно-эстетическом направлении развития дошкольников. Элементы орнамента – листики органично вводятся в содержание разных видов изобразительной деятельности.
Содержание работы по развитию восприятия детьми художественных произведений:

Мероприятия
1.
Тематические беседы «Татарские игрушки и посуда».
Задача: расширять представления об игрушках, посуде, которые мастерят татарские мастера.
2.
Дидактические игры по татарским народным сказкам.
Задача: развивать интерес к дидактическим играм.
3.
Подвижные татарские игры.
Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.
4.
Рассматривание книг и иллюстраций по татарскому народному творчеству.
Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к татарской народной культуре.
5.
Чтение татарских народных сказок.
Задача: Поддерживать интерес к татарским народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.
6.
Игра – драматизация.
Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.
7.
Рассказывание сказок.
Задача: продолжать знакомить с татарскими народными сказками. Учит точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.
8.
Хороводные татарские народные игры.
Задача: формировать инонациональную  выразительность речи, имитацию движений.
9.
Пальчиковый театр.
Задача: помочь эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать в действии. Активизировать словарь диалогами.
10.
Слушание аудио сказок.
Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить, внимательно слушать.
11.
Литературный досуг «Угадай сказку».
Задача: выявить знания татарских сказок; узнавать героев. Выражать образ мимикой, жестами, интонацией.
12.
Выставка детского творчества «Наши сказки».
Задача: развивать воображение,  творческую активность.

«Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»
1.Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством.
2.Беседа о татарском растительном орнаменте.
3.Вырезание элемента узора «тюльпан» в составление аппликационной композиции для управления конца полотенца.
4.Украшение узором сказки башмачка.
5.Украшение подушки.
6.Украшение круглой основы тюбетейки.
7.Узорное оформление аппликациями  колпака.
8.Украшение фартука.
9.Украшение аппликацией сапог ичигов.
10.Украшение татарского коврика (коллективная аппликация).

Презентация проекта.
1.
Семейный конкурс рисунков «Татарские узоры».
2.
Открытые занятия:
- «Гордимся, что, мы- Лямбирцы» - средняя группа.
- «Мастера и мастерицы» - подготовительная группа.
- «В гостях у вышивальщиц» - вторая младшая группа.
3.
Праздник татарской песни.
4.
Познавательный досуг  «любимое село - Лямбирь».
5.
Развлечение в подготовке к школе группе «Живи веках, мой Лямбирь»
6.
Выставки:
- «Славься край родной!»
- «Город глазами детей».
- «Красота татарской вышивки».
7.
Экскурсия.

Обобщая опыт по приобщению детей к татарскому культурному наследию, можно сказать, что таким образом мы знакомим родителей и педагогов с лучшими отечественными традициями семейного воспитания, создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания между детьми и взрослыми, которая способствует раскрытию познавательных, творческих и личностных возможностей ребенка.
    Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота. Надеемся, что опыт педагогов нашего детского сада поможет коллегам в работе по приобщению детей к татарской культуре средствами музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, поможет привить детям интерес к татарским напевам, играм, танцам.

Перспективный план

работы по реализации проекта

«Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»

Недели

Тема

Задачи

Сентябрь

I

1. Беседа «Что такое фольклор»

2. Колыбельные песни «Эпипэ» (Вставай Эпипе)

3. Сюжетно-ролевая игра «Гульчечек» (ВЕЧНОЦВЕТУЩАЯ РОЗА)

1.Познакомить детей с разнообразными видами  татарского народного фольклора.

2. Вызвать интерес к татарскому народному фольклору.

4. Учить обыгрывать песенки в сюжетно-ролевой игре

3. Воспитывать уважение к народному творчеству.

II

1. Чтение прибаутки «Энисэ» (Мама)

2. Сюжетно-ролевая игра

 « Знакомство с куклой в татарской национальной одежде»

1. Учить слушать прибаутку и применять ее в играх.

2. Познакомить с национальной одеждой.

III

1. Составление рассказов по иллюстрированным пословицам

2.Татарская народная подвижная игра  «Серый волк»

1.Учить детей составлять рассказ по пословице с использованием иллюстраций.

2. Познакомить с татарской народной игрой, правилами игры.

3. Вызвать интерес к игре и желание играть

IV

1. Беседа «Осенние народные праздники»

4. Заучивание сказки: «Три дочери»

5. Изготовление  эмблемы группы

1.Познакомить детей с осенними народными праздниками: «Сомбеля» - праздник урожая.

2. Способствовать заучиванию потешки и ее применению в режимных моментах.

3. Вызвать интерес к изготовлению эмблемы группы

Октябрь

I

1. Заучивание наизусть колыбельной песни  «Шома бас» (“Легко танцуя”)

2.Сюжетно-ролевая игра «Тышаулы атлар» (Спутанные кони)

1.Помочь детям запомнить колыбельную песенку.

2. Учить применять фольклор в сюжетно-ролевых играх.

3. Воспитывать любовь к своей семье, ее традициям

II

1. Театрализованная игра «Читанме, бузме» (Угадай и догони)

2.Составление рассказов по иллюстрированным  загадкам

Рисование по сказкам

1.Учить детей передавать действия персонажей в театрализованной игре.

2. Учить составлять небольшие рассказы по иллюстрированным загадкам.

3. Учить передавать в рисунке знакомые сказки.

4. Развивать эстетические чувства.

III

1.Роспись силуэта татарской народной игрушки «Татар малае» (Татарский мальчик)

2.Татарская народная подвижная игра  «Кучтем-куч»  (Скок-перескок)

1.Познакомить детей с татарской народной росписью, ее характерными особенностями.

2.Продолжать знакомить с татарскими народными играми.

3. Развивать ловкость, смекалку.

4. Воспитывать эстетическое восприятие.

IV

1.Различение жанров: " Снег и солнце ", загадка о зиме , считалка ("Эх, тола-тола "- Эх, ноют, ноют) и колыбельная песня ("Караужа авылы кое –Легенда села")

2.Заучивание пестушки «Бедняк и два бая».

3. Сюжетно-ролевая игра «Челтэр элдем читэнгэ-Журчание воды»

1.Учить детей различать фольклорные жанры.

2. Помочь детям запомнить пестушку.

3. Закрепить умение использовать пестушку в играх

Ноябрь

I

1. Просмотр и обсуждение кукольного спектакля «Ана күзләре- Глаза матери»

2. Музыкально- фольклорная игра

- «Курсэт  эле, ускэнем- Покажи теперь растущая»

3. Посещение татарского национального театра совместно с родителями.

1. Учить детей воспринимать сказку, правильно отвечать на вопросы.

2. Познакомить детей с музыкально-фольклорными играми.

3. Воспитывать желание играть в народные игры.

4. Воспитывать любовь к искусству.

II

1.Чтение колыбельной песенки «Шома бас-Наступай ровно»

2. Посещение  музея детского сада

3.Тренинги «Кэрия - Зэкэрия», «Ак калач-Белый калач»

4. Слушание аудио записи сказок

1. Учить детей слушать и понимать народную песенку.

2. Формировать предпосылки к театрализованной деятельности.

3. Развивать умение слушать и отвечать на вопросы по прослушанным произведениям.

4. Воспитывать любовь к родному краю.

III

1. Составление творческого рассказа «Мудрые пословицы»

2. Скороговорки на развитие дикции.

1. Учить детей понимать смысл пословиц.

2. Учить составлять рассказы по пословицам.

3. Развивать тембр, голос и дикцию.

IV

1. Рассматривание произведений живописи и скульптуры  по произведениям малых фольклорных жанров

2. Обсуждение пословиц, приговорок

3. Чтение сказки «Гульчечек- ВЕЧНОЦВЕТУЩАЯ РОЗА»

1.Учить детей воспринимать картины и скульптурные формы.

2. Формировать умение вступать в диалог, принимать участие в обсуждении.

3. Учить слушать сказку и правильно воспринимать ее.

4. Воспитывать этические чувства.

Декабрь

I

1. Чтение татарской народной сказки  «Ак Бүре-Белый мел».

2. Татарская  народная подвижная игра  «Чулмак уены- Продаём горшки»

1.Продолжать знакомить детей с жанрами фольклора

2. Учить детей играть в народные игры.

3. Прививать любовь к устному народному творчеству.

II

1. Заучивание наизусть колыбельной песни «Шома бас-(“Легко танцуя”»

2. Чтение колыбельной песни «Караужа авылы кое-Татарские люди».

2. Сюжетно-ролевая игра «Кучтем-куч-Скок-перескок»

1. Учить детей читать прибаутки наизусть, использовать ее в играх.

2. Учить объяснять смысл песенок.

III

1. Викторина «Что я знаю о фольклоре»

2. Музыкально-фольклорная игра «Тельки хам тавыклар»

(«Лисички и курочки»)

1. Закрепить знания о детском народном фольклоре.

2. Развивать восприятие, память.

3. Учить читать стихи громко, выразительно.

4. Продолжить знакомить детей с музыкально-фольклорными играми.

IV

1. Беседа «Зимние народные праздники»

2. Заучивание сказки «Ай каляда, каляда- На дворе январь куражится»

3.Составление альбома «Татарские народные сказки»

1.Познакомить детей с зимними народными праздниками: «Курбан-Байрам- мусульманский праздник жертвоприношения», «Пукрау жыены», «Кэз омас-Девочка».

2. Помочь детям запомнить сказку.

3. Учить применять сказку в повседневной жизни.

4. Воспитывать желание принять участие в составлении альбома по сказкам.

Январь

I

Посещение кукольного театра «Крошка» совместно с родителями

1. Воспитывать любовь к искусству и творчеству татарского народа

II

1.Театрализованная игра «Продаем горшки»

2.Знакомство  с мифами и их персонажами

«Лиса и журавль»

3.Разучивание дразнилки «Теенчек уены- Мяч по кругу»

1.Познакомить детей с народными мифами.

2. Познакомить с фольклорным жанром – дразнилка.

3. Учить детей отражать в театрализованной игре обычаи татарского народа.

III

1. Рассказывание татарской  народной сказки «Солдат и топор»

2.Татарская народная подвижная игра   «Куышу уены- Перехватчики»

3. Выставка рисунков «Сказки в рисунках детей и взрослых»

1. Продолжать знакомить детей с татарскими народными сказками, учит запоминать их.

2. Развивать, ловкость, смелость.

3. Учить отображать в рисунке сюжеты из сказок.

4. Воспитывать этические качества: доброту, взаимпомощь.

IV

1. Беседа «Что за прелесть эти сказки»

2. Чтение и обсуждение сказки «Коварная лиса»

3. Составление рисованных книжек-малышек по сказкам татарского народа.

1. Продолжать знакомить детей с сказками, с их смыслом.

2. Учит понимать содержание сказки, отвечать на вопросы.

3. Развивать желание передать в рисунке содержание сказок.

Февраль

I

1. Инсценировка сказки «Коварная лиса»  

2.Тренинги «Эпипэ», «Су анасы», «Шурале-Щекотила».

1. Учить детей передавать содержание сказки с помощью театра.

2. Формировать предпосылки к театрализованной деятельности.

3. Воспитывать эстетический вкус.

II

1.Составление творческого рассказа «Сочиняем добрую сказку».

2. Заучивание наизусть стиха:  «Мой Лямбирь родной»

1. Учить детей сочинять сказки.

2. Помочь запомнить стишка.

3. Воспитывать желание воспринимать татарский народный фольклор.

III

1.Чтение сказки «Коза и волк»

2. Заучивание прибаутки «Котан Иванович»

3. Инсценировка сказки

1.Учить детей слушать и запоминать сказку, воспроизводить действия из сказки.

2. Учить понимать значение прибауток

IV

1. Рассматривание произведений живописи и скульптуры  по сказкам, легендам

2. Знакомство с мифом -персонажем «Шуряле-Щекотила»

3.Чтение сказки «Шуряле-Щекотила»

1. Учить применять живопись и скульптуру для углубленного понимания содержания некоторых  баллад и легенд.

2. Продолжать знакомить детей с мифологическими персонажами.

Март

I

1. Беседа «Весенние народные праздники»

2.Знакомство с бэйрэм — "весеннее торжество"

3.Выставка  детских рисунков  «Эта песенка моя»

1.Познакомить детей с весенними народными праздниками: «Ураза гаете», «Корбан гаете»

2. Продолжать знакомить детей с мифологическими персонажами.

3. Учить передавать в рисунке содержание колыбельных песен.

II

1. Инсценировка  сказки «Гульчечек- ВЕЧНОЦВЕТУЩАЯ РОЗА»

2. Роспись силуэта татарской народной игрушки «Татар малае-татарский мальчик»

2. Разучивание и чтение скороговорки «Талга кунар бер тартар, Торма тора тырмада-Жил татарин».

3. Музыкально-фольклорная игра «Скок-перескок»

1. Продолжить учить детей инсценировать эпизоды из сказки.

2. Закреплять умение передавать народную роспись в рисунке.

3. Учить правильно читать скороговорку, развивать тембр речи, дикцию.

4. Закрепит умение воспроизводить движения под музыку.

III

1. Заучивание колыбельной песенки «Эпипэ»,

2. Составление рисованных книжек-малышек по потешкам, загадкам, песенкам, сказкам.

1. Помочь детям запомнить колыбельную песню, используя разнообразные формы заучивания.

2. Учить детей передавать в рисунке персонажи потешек, песенок, загадок, сказок.

3. Закреплять умение составлять сюжет по рисункам.

IV

1. Чтение сказки «Каз омэсе- Гусиное перо)»

2. Составление творческого рассказа «Сказка ложь, да в ней намек»

3. Составление альбома «Иллюстрированные пословицы и загадки»

1. Учить детей правильно воспринимать сказку, передавать ее содержание.

2. Закреплять умение составлять творческие рассказы.

3. Формировать умение работать с иллюстрациями, выстраивая последовательно сюжет пословицы, загадки.

Апрель

I

1. Татарская  народная подвижная «Кузбайлау уены- Жмурки» 2.Заучивание скороговорки «Мич башында- печь, печка».

3. Лепка по содержанию прибаутки

1. Продолжать знакомить детей с татарскими народными играми.

2. Развивать ловкость, смекалку.

3. Учить понимать значение скороговорок и передавать героев в лепке.

II

1. Чтение сказки «Су анасы (водяная мать)»

2. Придумывание сказок, пословиц, загадок

1. Развивать творческое воображение.

2. Учить сочинять сказки, пословицы, загадки о весне, лете.

III

1. Чтение и заучивание скороговорки «Торма тора тырмада-непоседливая редька».

2.Чтение сказки «Лиса и журавль»

3. Рисование по сказке «Лиса и журавль»

4. Музыкально-фольклорная игра  «Челтэр элдем читэнгэ- журчание воды».

1. Развивать тембр речи, дикцию.

2. Продолжать закреплять знания детей о татарском народном фольклоре.

3. Учит слушать сказку, передавать ее содержание.

4. Развивать интерес к музыкально-фольклорным играм.

IV

1.Беседа «Что такое легенда и баллада»

2.Чтение легенды «Абзар иясе- хозяин хлева»

3.Лепка по сказке «Абзар иясе- хозяин хлева»

1. Продолжить знакомство детей с легендами и балладами. Объяснить их происхождение.

2. Учит передавать в лепке содержание легенды.

Май

I

1.Составление рассказов по иллюстрированным  сказкам

2. Заучивание стишка «Гел усал күзе белән-всегда злой глаз»,

3.Знакомство с персонажем «Ата каз»

1. Учить детей составлять сказки по иллюстрациям.

2. Учить запоминать стишки.

3. Продолжать знакомить с мифологическими персонажами.

4. Воспитывать любовь и уважение к устному народному  творчеству.

II

1.Конкур детских рисунков  «По страницам народных сказок»

2.Развлечение «Наша изба детей и затей полна»

1. Учить передавать в рисунке сюжеты из сказок.

2. Воспитывать любовь к народному фольклору, желание участвовать в народных праздниках.

III

1. Драматизация сказки «Шуряле-Щекотила»

2. Продуктивная деятельность по сказке «Шуряле-Щекотила»

1. Закреплять умение драматизировать сказку, распределять роли, передавать характер, внешний вид персонажей.

2. Закреплять умение передавать содержание сказки в продуктивной деятельности.

IV

1.Беседа «Весенние народные праздники»

2.Заучивание стишка   «УЙЛАР»

1.Познакомить детей с народным праздникам «Сабантуй».

2. Учить детей правильно воспринимать фольклор, различать его жанры.



Подписи к слайдам:

Образовательный проект«Поликультурное воспитаниечерез использованиетатарского фольклора»
Фазлова Н.Р. воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии творчества. Без этого он засушенный цветок»В.А. Сухомлинский.
Основное назначение проекта:  -приобщение детей к национальной культуре -развитие у воспитанников художественно-творческих представлений и эстетического отношения к их культуре -изучение традиций, быта татарского народа -знакомство с декоративно-прикладным искусством татарского народа
Этапы реализации проекта
Подготовительный:- изучение состояния работы;- создание условий для реализации проекта;- подбор материала, изготовление татарских игр.Деятельный:- внедрение проекта в образовательный процесс;- плана взаимодействия с педагогическими работниками;- ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников;- взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.Заключительный:- оформление фотовыставки;- выставка продуктивной деятельности детей;- итоговые занятия.Аналитический:- анализ результативности проекта.
Актуальность проблемы усиливается :
необходимостью теоретического осмысления антипедагогического богатства, культурно-исторического наследия и снижения интереса к нему со стороны семьи и педагогов ;обновление деятельности ДОУ тесно связано с внедрением национально-регионального компонента, учитывающего особенности региона и обеспечивающего естественное вхождение в духовный мир и традиционную жизнь родного народа, в культуру нации как составную часть общечеловеческого культурного наследия.
Специально оборудованный музей для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения: видео и аудио аппаратура, наборы СD- и DVD дисков, ноутбук, магнитофон и т.д.
Специально оборудованный музей для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми
Технические средства обучения: видео и аудио аппаратура, наборы СD- и DVD дисков, ноутбук, магнитофон и т.д.
Атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра, ширма).
Музыкальные инструменты: бубен, трещетка, и т.д.,национальные костюмы
Технические средства обучения
Направления работы:
- Краеведческое (знакомство с историей, достопримечательностями, культурой, растительным и животным миром республики, республиканской символикой).- Художественно-речевое (изучение речевого языка, ознакомление с фольклорным наследием, лучшими литературными произведениями уроженцев родного края).- Эстетическое (приобщение воспитанников к музыкальному, изобразительному и декоративно-прикладному наследию мастеров края).
Приобщение детей к национальной культуре татарского народа
Беседы с родителями и детьми о значимости татарского фольклора ;Литературно-художественная деятельность: праздники, досуги, развлечения ;Использование историко-краеведческого музея ;Театрализованные представления татарских сказок ; Разучивание татарских пословиц, поговорок, потешек, стихов и песен ;Слушание татарской музыки, просмотр сказок на татарском языке ;Подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа ;Оформление выставки, альбома «Татарские орнаменты» .
знакомство с татарскими песнями,разучивание движений татарских танцев
Устное народное творчество и традиции татарского народа
разучивание потешек, поговорок и пословиц;знакомство с татарскими поэтами и писателями и их произведениями
Татарские поэты и писатели
Ренат Харис
Габдулла Тукай
Муса Джалиль
Расул Гамзатов
Иллюстрации к татарским сказками
Знакомство с татарской лексикой
Составление рассказа по пословицам и поговорками
Составление рассказа по пословицам и поговорками
Татарская художественная литература
Национальные татарские танцы
знакомство детей с традициямитатарского народа;беседа о национальномпразднике «Сабантуй»
знакомство с татарским народным творчеством,национальными играми,костюмами.
Устное народное творчество и традиции татарского народа
Татарская игра «Тельке хам тавыклар («Лисичка и курочки»)»
Знакомство с национальной татарской одеждой
Празднование «Сабантуя» в Лямбире
рисование по замыслу на сюжеты татарских сказок
формирование умений декоративной росписи татарского народа
Знакомство с декоративно-прикладным искусством татарского народа
Тюбитейка - татарский головной убор
Национальная татарская обувь - ичиги
Художественное творчество по сказке Торна белән төлке. (Лиса и Журавль)
герои татарских мифов и сказок:Шурале – мифический, сказочный герой,Абзар иясе - хозяин хлева
театрализованные представлениятатарских сказок
Знакомство и художественнымипроизведениями имифическими героямитатарского народа
Инсценировка сказки «Шурале»
С главными персонажами сказки «Шурале»
Абзар иясе - хозяин хлева
Разучивание колыбельнойпесни
Знакомство с национальной утварью
Татарское гостеприимство
Посещение мини-музея в детском саду
Знакомство с национальной утварью
Разучивание колыбельнойпесни «Эпипэ»
За обеденным столом

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста через использование татарского народного фольклора (на примере праздника "Науруз")

Методическая разработка о развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста через использование татарского народного фольклора на примере татарского народного праздника "Науруз". Разр...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Значение народного искусства в поликультурном воспитании дошкольников....

Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»

Проблема    В настоящее время проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей осуществляется всё более остро. Интерес к фольклорному искусству татарского народа не просто дань ув...

Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»

В настоящее время проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей осуществляется всё более остро. Интерес к фольклорному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традици...

Презентация "Инновационный проект "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников с использованием татарского фольклора"

Презентация "Инновационный проект "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников с использованием татарского фольклора"...

«Решение задач патриотического воспитания через использование фольклора».

Выступление на стажерской площадке ЯМР  «Преемственность по патриотическому воспитанию дошкольного и начального школьного образования».Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий ...

Проект "Воспитание детей через использование татарского фольклора".

Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы жи...