Конспекты специально организованной образовательной деятельности
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

Жук Ирина Михайловна

Рассказывание русской народной сказки, обр. В. Даля.

«Лиса и заяц»

Программное содержание:

  1. Учить внимательно слушать сказку понимать содержание, следить за развитием сюжета. Закрепить четкое произношение (му, у,эй). Дать представления о причине таяния льда.
  2. Продолжать расширять и активизировать словарный запас.
  3. Воспитывать умение сопереживать героям, эмоционально откликаться на услышанное.

Словарная работа: лубяной, ледяной.

Материал: трафареты следов лисы, бусы изо льда нанизанные на нитку, настольный театр к сказке, домик, маски персонажей сказки, игрушка лисы.

Тема: «В гостях у сказки». Литературный калейдоскоп. Для среднего возраста.

Задачи:

Продолжать учить детей понимать образное значение и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, находить причины поступков героев.

Пополнять и активизировать словарь детей, вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать психические процессы: внимание, мышление, память.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Словарная работа:

Медвежата, лисица; весёлые, грустные, дружные, голодные, глупые, адные; разделить, поделиться.

Материалы и оборудование:

 

  • Волшебный сундучок.
  • Персонажи кукольного театра.
  • Разрезная картина по сюжету сказки «Заюшкина избушка».
  • Картина – подсказка.
  • Иллюстрации к сказке «Два жадных медвежонка».
  • Книжки – малышки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_dlya_sayta.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лиса и заяц»

Занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей второй младшей группы.

Литература: В. В. Гербова. Занятия по развитию речи, во второй младшей группе детского сада. Москва 2007.

Рассказывание русской народной сказки, обр. В. Даля.

«Лиса и заяц»

Программное содержание:

  1. Учить внимательно слушать сказку понимать содержание, следить за развитием сюжета. Закрепить четкое произношение (му, у,эй). Дать представления о причине таяния льда.
  2. Продолжать расширять и активизировать словарный запас.
  3. Воспитывать умение сопереживать героям, эмоционально откликаться на услышанное.

Словарная работа: лубяной, ледяной.

Материал: трафареты следов лисы, бусы изо льда нанизанные на нитку, настольный театр к сказке, домик, маски персонажей сказки, игрушка лисы.

Ход занятия.

Воспитатель (встречает детей у дверей). Ребята, я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие, не простое – сказочное. Проходите в группу.

- Ой, кто это здесь наследил?

Ведь мы ещё не заходили в группу. Вы никого не видели? (Нет)

Интересно, кто здесь пробежал? Давайте отправимся по этим следам, посмотрим, куда они приведут. Только идти надо осторожно, чтобы не спугнуть нашего гостя.

(Проходят рядом с выложенными трафаретами следов, видят на полу что – то блестящее).

Посмотрите, следов больше нет, а на полу что – то блестит! Что это?  (Бусы). Какие они? (Красивые). Потрогайте их. Какие они? (Холодные). Из чего сделаны эти бусы? (Из льдинок). Интересно, чьи они?

Аня, это не твои бусы? (Нет).

Вика, может быть, твои бусы?

Я тоже такие не ношу…

Положу – ка их на окно, может быть , найдётся хозяин. (помещаю бусы в вазу).

-Ой, ребята, а это что за избушка вы не знаете?

- Кажется, они мне напоминают какую – то сказку.

Сказка эта называется «Лиса и заяц», хотите послушать и посмотреть, садитесь на стульчики.

В  этой сказке встречаются слова: Лубяная – это означает что избушка построена из коры дерева, а ледяная – из кусочков льда.

Рассказываю и показываю настольный театр по сказке.

А теперь ребятки превращаются в зайчат, покружились, покружились и в зайчат мы превратились, поскакали на лесную полянку.

Физкультминутка.

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот – так, вот – так.

И ушами шевелит.

Зайки холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Вот – так, вот – так.

Надо лапоньки погреть.

Зайки холодно стоять,

Надо зайки поскакать.

Вот – так, вот – так.

Надо зайки поскакать.

Покружились, покружились и в ребяток превратились.

- Как называется сказка, которую я вам рассказала?

- Кто строил избушку? (А ещё кто?)

- Какая избушка была у зайчика? (лубяная)

- А у лисы какая? (ледяная)

- А что случилось с избушкой лисы?

- А почему она растаяла?

- Что сделала лиса?

- Кто хотел помочь зайцу да так и не смог? (перечислить).

- А кто был самый смелый и храбрый Кто?

- Так какой был петушок? (храбрый)

И заканчивается сказка: «И стали они жить да быть, да добро копить»

А давайте вернёмся на лесную полянку, я там избушку видела.

Посмотрите в окошко кто там?

А давайте поиграем, вы будете сначала серыми волками.

У – У – У! Ступай лиса, вон.

- Повтори Кирилл?

А теперь будете быками.

Му – му- му! Ступай вон из чужой избы!

- Повтори Азамат?

- Как медведь!

Эй – эй! Убирайся вон из чужой избы!

А кто же выгнал? Петушок.

- Кукареку! Ступай лиса вон.

Вылезай лиса, так это наверно твои следы были, и бусы ледяные тоже ты потеряла, а мы их нашли вот они.

- Азамат принеси их лисицы.

- А что же с бусами?

Они растаяли, почему?

- В группе тепло вот они и растаяли как твоя избушка. Вот иди лиса в лес и не обижай больше зайчишку.

Ребята а вам сказка понравилась? Сказка очень добрая, потому что храбрый петушок прогнал из избушки хитрую лису. И ребята были тоже очень храбрые. А теперь поиграйте в эту сказку, используя маски.

        

        Тема: «В гостях у сказки»

         Литературный калейдоскоп

           Для среднего возраста

Литература: Играем в кукольный театр Н. Ф. Сорокина

Задачи:

Продолжать учить детей понимать образное значение и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, находить причины поступков героев.

Пополнять и активизировать словарь детей, вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать психические процессы: внимание, мышление, память.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Словарная работа:

Медвежата, лисица; весёлые, грустные, дружные, голодные, глупые, адные; разделить, поделиться.

Материалы и оборудование:

  • Волшебный сундучок.
  • Персонажи кукольного театра.
  • Разрезная картина по сюжету сказки «Заюшкина избушка».
  • Картина – подсказка.
  • Иллюстрации к сказке «Два жадных медвежонка».
  • Книжки – малышки.

Ход занятия

1 часть: вводная

Напротив мольберта с иллюстрациями устраиваются на стульчиках дети.

Воспитатель: Театр открывается, к началу все готово. Билетом вам послужит вежливое слово!

Игра «Вежливое слово». Дети садятся на стульчики после того, как назовут вежливые слова: спасибо, здравствуйте, пожалуйста.

Воспитатель: Я знаю много – много сказок и очень люблю их рассказывать детям. А вы, дети, любите сказки?

(Хоровой ответ).

- Какие сказки вы знаете?

2 часть: основная

Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в сказку. Она наша с вами знакомая, к ней мы и заедем в гости. А зовут её «Два жадных медвежонка» (показываем иллюстрации к сказке).

Ребята, сказка нас всех приглашает в гости, но сначала давайте вспомним, о чём эта сказка? ( о двух медвежатах, которые нашли головку сыра и не смогли разделить между собой)

Показ отрывка из сказки «Два жадных медвежонка»

Воспитатель: А вы сможете мне объяснить, почему так называется?

Ответ детей.

Воспитатель: Да, потому что медвежат одолела жадность и они не смогли поделить сыр. Какие медвежата в сказке? Медвежата дружные братья или нет? Они щедрые или жадные? Умные или глупые?

Ответ детей.

Воспитатель: Так, что же, они остались голодными, если не смогли поделить головку сыра?

Ответ детей.

Воспитатель: Им помогла лиса. Каким же образом она им помогла?

Она делила сыр, пока не остались маленькие кусочки.

Показ отрыва из сказки.

Воспитатель: «Разломила лиса головку сыра, да так, что один кусочек был больше другого (это было очень заметно).

А медвежата в голос заверещали: «Так неверно!»

Лиса посмотрела на них с укоризной и сказала:  «Сейчас я всё исправлю».

И откусила от большей половины добрый кусок. Теперь большая половина стала меньшей. И медвежата опять закричали: «Так тоже неверно!»

Лиса еле ворочая языком, так как рот её был набит вкуснейшим сыром, сказали им: «Ну, полно, полно. И эта беда не беда. Сейчас я всё исправлю»

И так лиса кусала и кусала. А медвежата только чёрными носами водили туда – сюда, от большого куска к меньшему. А лиса всё делила и делила, пока досыта не наелась сыра. А медвежатам досталось по маленькой крошечке. Лиса посмотрела на них и говорит: «Хоть помалу, зато поровну».

И пошла, еле передвигаясь, потому что брюхо её отяжелело от съеденного сыра. Вот что бывает с теми, кто жадничает».

Воспитатель: А как вы думаете, лиса хорошо поступила? Какая лиса?

Плохо. Обманула медвежат. Хитрая.

Воспитатель: Да, медвежата остались голодными. Но ведь они сами не смогли делить сыр из – за жадности. Жадничать хорошо?

Ответ детей.

Воспитатель: Жадничать плохо, это все знают. Как вы думаете, лиса проучила медвежат?

Ответ детей.

Воспитатель: Я тоже думаю, что для медвежат это был хороший урок, и впредь они жадничать не будут.

Воспитатель: А чему вас научила сказка о двух жадных медвежатах?

Ответ детей.

- Как  бы вы поступили, еслибы у вас было две конфеты? Вы поделитесь с другом?

Ответ детей

Воспитатель: Я думаю, никто из вас не будет жадничать. Ребята, вам понравилась сказка? Теперь мы с вами точно выяснили, что бывает с теми кто жадничает. Давайте скажем сказке спасибо.

Благодарят сказку. Воспитатель хвалит детей за правильные ответы.

Воспитатель: А теперь ребята, мы превратимся с вами в медвежат, но только в дружных, добрых медвежат. И поиграем в игру.

Физкультминутка «Медвежата в чаще жили».

     Медвежата в чаще жили (круговые движения головой в разные стороны)

     Головой своей крутили.

     Медвежата мёд искали (наклоны в стороны руки вперёд)

     Дружно дерево качали

     Вот так, вот так

     Дружно дерево качали.

     Вперевалочку ходили (ходьба по медвежьи, наклоны вперёд)

     И из речки воду пили

     Вот так, вот так.

     А потом они плясали (подскоки на месте)

     Дружно лапы поднимали

     Вот так, вот так

     Дружно лапы поднимали.

- Посмотрите, какой у меня красивый сундучок. Это не простой – волшебный сундучок, в нем много загадок и сюрпризов.

Проводиться игра «Собери и определи из какой сказки картинка?»

Дети собирают разрезную картинку к сказке «Заюшкина избушка».

- Ребята, вы узнали сказку? Какая это сказка? («Заюшкина избушка»)

- Кто обидел зайку?

- Кто помог?

3 часть: заключительная

Воспитатель отмечает всех детей, хвалит.

- Ребята, вы сегодня меня внимательно слушали, такое умные и хорошие. Я хочу подарить вам вот такие книжки – малышки на память о нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект специально-организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В мире одежды»

Цель: обогащение и закрепление  знаний детей по лексической теме «Одежда». Задачи:- образовательные:  познакомить с этапами  изготовления ткани; закреплять умение состав...

Конспект специально-организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Школа модельеров (в мире одежды)»

Цель: обогащение и закрепление  знаний детей теме «Одежда».Задачи: - познакомить детей с историей возникновения одежды, ее видами;- создать условия для получения знаний об этапах изготовления тка...

Конспект специально-организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз»

Цель:  закрепление знаний детей о животных Севера, умение аккуратно выполнять аппликацию.Задачи: - закреплять умение работать с клеем, ножницами, шаблонами;- развивать умение выполнять объёмное и...

Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по конструированию "Заяц" (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Цель: научить детей конструировать из бумажных полосок Задачи:·        познакомить со способом склеивания бумажных полос·...

Конспект специально организованной образовательной деятельности взрослого и детей "Подводный мир". Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Краткая аннотация к занятию. Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать, а это не всегда удается. Тогда на помощь приходит фантазия. С помощью нее ребенок попадает в та...

Конспект специальной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровой деятельности формирование элементарных математических представлений «Путешествие в Королевство Математики»

Цель: закрепление полученных знаний и их активизирование в процессе игровой деятельности.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеРазвивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятел...

Конспект специальной организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием игровой деятельности в старшей группе «Умники и умницы»

Цель: формирование умения обобщать, классифицировать, понимать смысл предложения и исправлять ошибки в нем.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеФормировать положительную установку детей на участ...