Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой . Чтение украинской народной сказки «Колосок»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) по теме

Карелина Светлана Вячеславовна

Данный материал знакомит детей с новой сказкой, учит следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_oz.s_hud._lit_s.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению

 с художественной литературой .

Чтение украинской народной сказки «Колосок»

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам

Задачи.

Образовательные

Познакомить детей с содержанием украинской народной сказки «Колосок».

Закрепить с детьми знания о жанровых особенностях сказки.

Воспитательные.

Формировать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях.

Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Учить детей оценивать поступки персонажей.

Развивающие.

Развивать внимание, память.

Развитие связной речи, обогащение словарного запаса детей.

Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицы.

Ход НОД.

1.Вводная часть (организационный момент.)

Добрый день всем добрым людям!

Мы вам рады, мы вас любим!

Очень любим мы людей

И больших и малышей!

2. Вводная часть (мотивационный момент)

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

А какие сказки вы знаете?

Многому нас учит сказка

Доброте, терпенью, ласке

Сказка мудрость, знанья свет

Сказочный вам шлет привет!

Сегодня мы познакомимся со сказкой. У каждого народа есть свои сказки. Их сочинил народ, поэтому они называются народные.

Как вы думаете, чему нас учат сказки?

Дети: добру, справедливости, учат помогать друг другу.

Воспитатель: А кто у нас может быть героями сказок?

Дети: люди, животные, предметы.

Воспитатель: А животные в сказках умеют разговаривать?

Дети: да

3. Основная часть.

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришел сказочный герой. Послушайте описание и догадайтесь кто он.

У нашего гостя есть гребешок, бородка, клювик красивый хвост А еще он рано встает, голосисто поет. Кто же это?

Дети: петушок

Воспитатель: Какой красивый петушок. Давайте вспомним про него песенку.

Петушок, петушок

Золотой гребешок
Масляна головушка
шелкова бородушка

Что ты рано встаешь

Голосисто поешь

Детям спать не даешь.

А сейчас мы превратимся в петушков.

Физминутка «Петушок»

Встал утром петушок,

Пригладил красный гребешок

Крылышками помахал

Доброго утра пожелал:

Ку-ка-ре-ку

Крылышки сложил

Важно походил.

Какие красивые петушки!

А кто знает, чем кормят петушка?

Дети: зернышками

Посмотрите у меня в руках колосок, в котором много зерен, стебелек – это соломинка. Сейчас встаньте возле своих стульчиков и давайте покажем, как растут колоски.  

Динамическая пауза

Подрастает зернышко,

Потянулось к солнышку

С ветерком оно играет

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает

Вот как весело играет.

Воспитатель: В одной народной украинской сказке петушок нашел колосок. Она называется «Колосок» В тексте вам встретятся незнакомые слова: молотить, мельница, молоть.

Молотить – это значит выбивать зёрна из колоска.

Мельница – это здание, где из зёрен мелют муку.

Молоть – это перетирать зёрна в муку.

Воспитатель читает текст сказки.

Вопросы по содержанию сказки.

Понравилась вам сказка?

Как она называется?

Назовите главных героев сказки

Дети: петушок мышата.

 Воспитатель: Как звали мышат?

Дети: Круть и Верть

Воспитатель: Почему им дали такие имена?

Дети: потому что они только и делали, что крутились и вертелись.

Воспитатель: Как звали петушка?

Дети: Голосистое горлышко

Воспитатель: Почему его так назвали?

Дети: он рано вставал, будил всех своей звонкой песенкой.

Воспитатель: Какие в сказке мышата?

Дети: веселые, баловные, ленивые.

Воспитатель: Какой в сказке петушок?

Дети: трудолюбивый, старательный.

Воспитатель: Что нашел петушок?

Дети: колосок. (показываем мнемотаблицу  1)

Воспитатель: Что предложили сделать мышата?

Дети: обмолотить колосок.

Воспитатель: то обмолотил колосок?

Дети: петушок.

Воспитатель: Что предложили сделать мышата с зерном?

Дети: отнести его на мельницу.

Воспитатель: Кто это сделал?

Дети: петушок.( мнемотаблица 2)

Воспитатель: Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок. Воспитатель выкладывает иллюстрации к сказке)

 Воспитатель: Что в это время делали Круть и Верть?

Дети: играли и кувыркались.

Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

Дети: мышата (мнемотаблица 3)

Воспитатель: Как отвечали мышата петушку в начале сказки, громко или тихо?

Дети: громко, весело

Воспитатель: А в конце сказки?

Дети: тихо, грустно, еле слышно

Воспитатель: Почему?

Дети: мышатам стало стыдно за свою лень.

Воспитатель: Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?

Дети: потому что они ленивые.

Воспитатель: Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами. Правильно, им стало стыдно.

Пантомимические этюды «Стыд», «Усталость», «Голод».

(Дети представляют, что они мышата и им стыдно: голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу. )

Теперь давайте изобразим петушка, который устал от работы (утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнуты коленки).

Сейчас покажите мышат, которые хотят пирожков (дети вдыхают запах вкусных пирожков, облизываются, делают круговые движения руками по животу).

Воспитатель: Петушку пришлось много потрудиться, чтобы пирожки на стол пришли.

Физ. минутка. Фонопедическая   гимнастика.

Петушок пшеницу серпом сжал, (Дети   резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки. )

Снопов навязал (Произносят «ш-ш-ш…»  вращая кулачками по коленям. )

На мельницу свозил. (Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки «держат вожжи».)

Ветер летит, крылья мельницы вертит.  (Произносят звук [у], круговые махи руками. )

Получилась мука хороша, легка. (Произносят «п… п…», пальцы рук резко сжимают и разжимают. )

Петушок из муки напек пироги. (Руками «пекут пирожки», произнося слог ля в высоком регистре. )

Вон они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. (Произносят «пых… пых…», поднимать плечи и активно работая диафрагмой, руки на поясе)

Воспитатель: Ребята, а знаете мышата очень сожалеют. что так себя вели и им очень стыдно. (сценка с игрушками мышатами би-ба-бо)

Круть: Наш дружок Петушок

Вкусных пирожков испёк

Ну, а нас не угостил,

Ведь на нас сердит он был.

Мы ему не помогали,

От работы убегали,

Стыдно очень нам теперь

За безделье и за лень.

Верть: К Петушку мы приходили

И прощения попросили.

Обещали не лениться,

Вместе хорошо трудиться.

Снова в поле побежали,

Колосок там отыскали.

Вот пришли у вас спросить,

Что с ним делать, как нам быть?

Нам, ребята, помогите,

Пирожки печь научите!

Воспитатель. Наши ребята помогут вам, мышата. Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, мы должны мышатам помочь. Давайте расскажем, мышатам как, колосок превратить в хлеб.

Дидактическая игра «Что, за чем?»

 4.Итог НОД (сюрпризный момент. )

Воспитатель: С какой сказкой мы сегодня познакомились?

Что вам понравилось?  

 Воспитатель: Вы научили мышат печь пирожки, а они хотят угостить вас и обещают больше не лениться.

Воспитатель: Спасибо, мышата, за угощение, мы обязательно попробуем ваши пирожки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД в средней группе знакомство с художественной литературой чтение сказки Е. Чарушин "Лисята"

Конспект ОД  в средней группе знакомство с художественной литературойчтение сказки Е.Чарушин «Лисята»....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Конспект занятия в старшей группе  по ознакомлению с художественной литературой.Чтение  русской народной сказки  «Хаврошечка»....

Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой чтение украинской народной сказки «Колосок» с переходом в аппликацию «Пирог»

Конспект НОД в средней группе по ознакомлениюс художественной литературой чтение украинской народной сказки «Колосок»с переходом в аппликацию «Пирог»Цель: 1. познакомить д...

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группе

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группеТема: «Чтение русской народной сказки «Два Мороза...

Конспект занятия по чтению художественной литературы : "Чтение русской народной сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Образовательная область: «Речевое развитие»Вид  занятия: Чтение художественной литературыЦель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над ...