Формирование интереса к художественной литературе
статья по художественной литературе (младшая группа) на тему

Гончарова Любовь Ивановна

формирование интереса к художественной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_interesa_k_hudozhestvennoy_literature.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

              Формирование интереса к художественной литературе

                 у детей раннего и  младшего дошкольного возраста

                                                                      « Люди перестают мыслить,              

                                                                      когда перестают читать»

                                                                                               Денни Дидро

    В 21 веке, в связи с появление телевидения и компьютера все больше снижается интерес к художественной литературе у взрослых и у детей. Дети начинают владеть компьютером раньше,  чем начинают читать, лучше владеют клавиатурой, чем книгой.

Дошкольный возраст – это период в человеческой жизни,  когда формируется духовное и нравственное мировоззрение человека, определяется жизненный путь целых поколений.

Перед взрослыми стоит задача, как можно больше внимания уделять формированию внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. В процессе общения с книгой человек познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится думать, анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Существует утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать. Чтение формирует сознание, духовный мир человека. Чтобы привить ребенку интерес к книге, взрослый сам должен любить читать, знать те книги, которые будут важны малышу, интересоваться новинками детской литературы, уметь беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств при чтении.

Читатель в ребенке начинается раньше, чем он начинает читать. Книга прочитанная ребенку оставляет в его душе более сильный след, чем книга, прочитанная им уже взрослым. Ребенок эмоционально откликается на прочитанное, представляет изображаемые события, глубоко и страстно переживает за героев.

Только, когда ребенку постоянно читают книги, дошкольник начинает понимать  образную художественную речь, обогащается словарный запас и чувство языка, эмоционально реагирует на поэтическое слово, повышается способность мыслить словесно – художественными образами.

Основными , поставленными перед нами задачами по воспитанию интереса к художественному слову стали:

- привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты

- предоставление возможности наслаждаться звуком, словом, музыкой стихотворения

-обучению сочетанию слушания с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям

.В программу «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой включены  произведения художественной литературы рекомендованные в каждой возрастной группе. Это русские народные и авторские сказки, рассказы, стихотворения, произведения малого фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т. д. После сна выделены специальные минутки для чтения художественной литературы

Мы знакомим детей не только с литературным текстом, но и стараемся привлечь внимание ребенка к книге, вызвать потребность прикоснуться к ней, рассмотреть, узнать содержание. Для этого оформили в группе книжный  уголок.

Малыши не могут представить себе мысленно героя произведения. Поэтому книги стараемся подбирать с красочными иллюстрациями. Они не только помогают понять текст произведения, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Ребенку нужно помочь:

  • обратить внимание на детали, на цвет, на особенности изображения;
  • сумел рассмотреть внешний вид героя, понять характер, его настроение
  • уделить внимание картинам природы

В своей работе используем книгу «Хрестоматия для детей 2-4 года» , составители Ильчук Н. П., Гербова В. В. и  другие.

Воспитание интереса детей к художественному слову мы используем не только на специальных занятиях, но и в различные режимные моменты.

Утром при умывании и мытье рук мы используем стихотворение «Кран» Э. Мошковской

Кран откройся

Нос умойся

Мойтесь уши

Мойся шейка

Хорошенько

Мойся, мойся

Обливайся

Грязь смывайся

Грязь смывайся!

На прогулке можно прочитать стихотворение:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо,

Падает, ложится.

 Во время наблюдения за елочкой прочитали стихотворение

При заучивании стихотворения используем следующие приемы:

- предварительная работа

- выразительное чтение воспитателем произведения

- вопросы по тексту к детям, анализ и беседа по содержанию

- чтение стихотворения воспитателем, повтор текста детьми

  - самостоятельное проговаривание  детьми

Обычно:

-   на первом занятии  мы знакомим детей  со стихотворным текстом, а на втором уже доучиваем.

- не заучиваем стихотворение хором – это искажает  стихотворение и пропадает его смысл.

- стихотворение заучивается целиком, а не по строфам или строчкам.

В процессе заучивания стараемся учитывать индивидуальные особенности детей.

В своей работе  по воспитанию интереса к художественному слову мы стараемся привлекать родителей. В раздевальной комнате оформили библиотеку для родителей, где родители делятся обмениваются книгами друг с другом.

Провели родительское собрание на тему «Почитаем вместе», оформили памятки» «Как правильно читать детям».

Таким образом система работы по формированию интереса к художественной литературе позволяет:

- повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития ребенка

- создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения

- помогает войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи

  Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...

Использование приемов театрализации в формировании интереса к художественной литературе у дошкольников

Здесь отмечены театрализованные игры, которые вызывают интерес у детей при чтении художественной литературы, а также представлены различные виды театров и оснащение зоны театральной деятельности...

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству у детей дошкольного возраста МКДОУ д/с № 27»

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству ...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...

«Формирование интереса к художественной литературе и к детской книге с использованием средств мульттерапии»

 Мультипликация  (от лат. multiplicatio - умножение), благодаря выразительным возможностям, позволяет не только "оживить", но и "одушевить" героев литературных про...

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста...